Тест «Кактус» М.А. Панфилова
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.
Материал: бумага (формат А4), карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Беседа:
- Кактус домашний или дикий?
- Его можно потрогать?
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
- У кактуса есть соседи?
- Какие растения его соседи?
- Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Интерпретация:
- Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
- Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
- Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
- Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
- Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
- Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
- Оптимизм: использование ярких цветов.
- Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
- Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
- Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
- Интровертированность: изображен только один кактус.
- Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
- Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада «Я в детском саду»
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.
Самый удобный вариант в этом случае – предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
- Ребенок рисует только здание.
- Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
- Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.
Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.
Несмотря на то что рисуночный тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания – кажущаяся.
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.
Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные «тексты» приходит после анализа тысячи детских работ.