Организационная структура урока
Урок 44. Афинская демократия при Перикле
Педагогические цели | Создать условия для ознакомления с устройством афинской демократии после победы в греко-персидских войнах; способствовать развитию умения характеризовать личность и деятельность Перикла в должности стратега, сравнивать управление в Афинах и в Древнем Египте |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-инсценировка |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом |
Личностные результаты | Освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины | Расцвет афинской демократии. Избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н. э.). Перикл в должности стратега. Афинская демократия при Перикле. Оратор, первый стратег, Народное собрание, Совет пятисот, демос, демократия, референдум, драхма |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение. Рабочая тетрадь № 2. Схемы: «Государство в Древнем Египте», «Демократическое устройство Афинского государства», «Аристократия», «Права и обязанности стратега». Учебные картины: «Афинский Акрополь», «Народное собрание в Афинах». Газеты (с присутствием в заголовках статей слов «демократия», «референдум»). История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки) (компакт-диск). Издательство «Учитель», 2010 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – У всего на свете есть начало. Когда что-то происходит впервые, это называется премьерой. У нас сегодня премьера. Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Слушают учителя, формулируют учебные задачи урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия | Беседа по вопросам |
III. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какова была форма правления в Афинском государстве? – Что такое аристократия? – Демократия – это народовластие, форма государственного устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. «Демос», «кратос». – Если написано слово по-гречески, где оно родилось? | Характеризуют форму правления в Афинском государстве. Объясняют значения терминов | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Первый стратег Перикл. Демократическое устройство Афинского государства | Коллектив-ная, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Беседа, работа с картиной, схемой, инсценировка, рассказ | – Давайте перенесемся в Древнюю Грецию. Привлекает внимание к картине «Афинский Акрополь». – Представим… все необычно, подходим к Акрополю, стоит человек, одетый в тогу. Пустим вперед прессу (см. Приложение 1). С помощью схемы рассказывает о демократическом устройстве Афинского государства (см. Приложение 2) | Участвуют в ин-сценировке, выполняют проблемное задание, схематично изображают государственное устройство в Древнем Египте и правление аристократии. Характеризуют афинскую демократию при Перикле. Запоминают дату 443 г. до н. э. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию; структурируют знания; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка | Инсценировка, схемы, проблемное задание |
Демократия, референдум | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с текстом, беседа | Обращает внимание на вырезки из газет, в которых присутствуют слова «демократия», «референдум». – Что объединяет все эти статьи? – Понятие «демократия» возникло в Древней Греции и встречается в наших российских газетах. К чему они призывают, как вы думаете? | Анализируют статьи российских газет, объясняют значения понятий «демократия», «референдум» | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
Граждане Афин | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, беседа | – Прочитайте объявление: «Приглашаем всех на Народное собрание». – Какую неточность вы заметили в объявлении? При затруднении предлагает обратиться к п. 1 § 40. – Гражданами не были женщины, переселенцы, рабы, они не ходили на Народное собрание. – Чем занимались женщины? Это было справедливо? – Голосование было тайным или открытым, наглядным? – Как у нас проходят референдумы, выборы? – Рука вверх, в урну листы опускать – голосование из Древней Греции. Рассказывает о голосовании в Древней Греции | Исправляют неточность в объявлении, подписывают слово «граждан». Объясняют, что означало в Древней Греции понятие «гражданин», приводят примеры гражданских поступков. Извлекают информацию из картины «Народное собрание в Афинах» | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
Анаксагор, Софокл, Фидий | Парная. Практический, словесный. Работа с текстом, тезисный план | Предлагает прочитать п. 3 § 40, найти в тексте, кто такие Анаксагор, Софокл и Фидий, записать в виде тезисов, чем каждый из них прославился | Характеризуют исторические личности. Составляют тезисный план | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; структурируют знания | Тезисы |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, работа с таблицей | Организует работу с таблицей «Права и обязанности стратега» (см. Приложение 3). Задает вопросы. – Прослушайте фрагмент текста, в котором рассказывается о Перикле (см. Приложение 4). – Какие черты характера позволили ему на протяжении девяти лет управлять Афинами? | Рассказывают о правах и обязан- ностях стратега, разбирают таблицу | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию | Таблица |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 40. Задания 41, 45 в рабочей тетради. Карточки (компакт-диск) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | § 40, задания в рабочей тетради, карточки |