Организационная структура урока

Урок 44. Афинская демократия при Перикле

Педагогические цели Создать условия для ознакомления с устройством афинской демократии после победы в греко-персидских войнах; способствовать развитию умения характеризовать личность и деятельность Перикла в должности стратега, сравнивать управление в Афинах и в Древнем Египте
Тип и вид урока Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-инсценировка
Планируемые результаты (предметные) Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом
Личностные результаты Освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результаты Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Основное содержание темы, понятия и термины Расцвет афинской демократии. Избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н. э.). Перикл в должности стратега. Афинская демократия при Перикле. Оратор, первый стратег, Народное собрание, Совет пятисот, демос, демократия, референдум, драхма
Образовательные ресурсы Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение. Рабочая тетрадь № 2. Схемы: «Государство в Древнем Египте», «Демократическое устройство Афинского государства», «Аристократия», «Права и обязанности стратега». Учебные картины: «Афинский Акрополь», «Народное собрание в Афинах». Газеты (с присутствием в заголовках статей слов «демократия», «референдум»). История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки) (компакт-диск). Издательство «Учитель», 2010

Организационная структура урока

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм  
II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя – У всего на свете есть начало. Когда что-то происходит впервые, это называется премьерой. У нас сегодня премьера. Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи Слушают учителя, формулируют учебные задачи урока Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия Беседа по вопросам
III. Актуализация знаний Фронтальная. Словесный. Беседа – Какова была форма правления в Афинском государстве? – Что такое аристократия? – Демократия – это народовластие, форма государственного устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. «Демос», «кратос». – Если написано слово по-гречески, где оно родилось? Характеризуют форму правления в Афинском государстве. Объясняют значения терминов Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений Беседа по вопросам
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Первый стратег Перикл. Демократическое устройство Афинского государства Коллектив-ная, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Беседа, работа с картиной, схемой, инсценировка, рассказ – Давайте перенесемся в Древнюю Грецию. Привлекает внимание к картине «Афинский Акрополь». – Представим… все необычно, подходим к Акрополю, стоит человек, одетый в тогу. Пустим вперед прессу (см. Приложение 1). С помощью схемы рассказывает о демократическом устройстве Афинского государства (см. Приложение 2) Участвуют в ин-сценировке, выполняют проблемное задание, схематично изображают государственное устройство в Древнем Египте и правление аристократии. Характеризуют афинскую демократию при Перикле. Запоминают дату 443 г. до н. э. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию; структурируют знания; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка Инсценировка, схемы, проблемное задание
Демократия, референдум Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с текстом, беседа Обращает внимание на вырезки из газет, в которых присутствуют слова «демократия», «референдум». – Что объединяет все эти статьи? – Понятие «демократия» возникло в Древней Греции и встречается в наших российских газетах. К чему они призывают, как вы думаете? Анализируют статьи российских газет, объясняют значения понятий «демократия», «референдум» Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: слушают и понимают речь других Беседа по вопросам
Граждане Афин Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, беседа – Прочитайте объявление: «Приглашаем всех на Народное собрание». – Какую неточность вы заметили в объявлении? При затруднении предлагает обратиться к п. 1 § 40. – Гражданами не были женщины, переселенцы, рабы, они не ходили на Народное собрание. – Чем занимались женщины? Это было справедливо? – Голосование было тайным или открытым, наглядным? – Как у нас проходят референдумы, выборы? – Рука вверх, в урну листы опускать – голосование из Древней Греции. Рассказывает о голосовании в Древней Греции Исправляют неточность в объявлении, подписывают слово «граждан». Объясняют, что означало в Древней Греции понятие «гражданин», приводят примеры гражданских поступков. Извлекают информацию из картины «Народное собрание в Афинах» Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Беседа по вопросам
Анаксагор, Софокл, Фидий Парная. Практический, словесный. Работа с текстом, тезисный план Предлагает прочитать п. 3 § 40, найти в тексте, кто такие Анаксагор, Софокл и Фидий, записать в виде тезисов, чем каждый из них прославился Характеризуют исторические личности. Составляют тезисный план Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; структурируют знания Тезисы
V. Закрепление знаний и способов действий Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, работа с таблицей Организует работу с таблицей «Права и обязанности стратега» (см. Приложение 3). Задает вопросы. – Прослушайте фрагмент текста, в котором рассказывается о Перикле (см. Приложение 4). – Какие черты характера позволили ему на протяжении девяти лет управлять Афинами? Рассказывают о правах и обязан- ностях стратега, разбирают таблицу Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию Таблица
VI. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание. § 40. Задания 41, 45 в рабочей тетради. Карточки (компакт-диск) Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу § 40, задания в рабочей тетради, карточки

Наши рекомендации