Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций
Цели и стратегии профессионального образования
В условиях усиливающейся неопределенности постиндустриального общества от человека (специалиста) требуется принципиально иная профессиональная подготовка. В 60-е гг. XX в. Д. МакГрегор обосновал две модели профессиональной деятельности, обозначив их модель X и модель У.
В модели X работник предстает простым исполнителем нормативной (жестко регламентированной) деятельности, строго иерархического подчинения. Организация труда предусматривает тотальный контроль. Инициатива и ответственность не востребованы. Модель Г предусматривает предоставление работнику самостоятельности и ответственности при снижении уровня контроля. Организация труда — гибкая, руководители выполняют функции наставников, консультантов. Материальное вознаграждение — не решающий (единственный) стимул профессиональной активности.
В 70-е гг. XX в. А. Маслоу обосновал новую модель профессиональной деятельности — модель 2, выделив ее смыслообразующие положения:
- стремление к самореализации, что стимулирует выдвижение инновационных предложений и освоение принципиально нового;
— максимальная ответственность, что обеспечивает возможность отказа от постоянного контроля;
- утверждение корпоративной культуры, сотрудничества, чувства сопричастности и лояльности;
- сочетание индивидуального стиля деятельности и командной работы;
— стремление к нововведениям.
Этим трем моделям деятельности соответствуют следующие модели профессиональной подготовки:
— адаптационная, ориентированная на подготовку специалиста выполнять конкретные профессиональные функции;
— профессионального развития, нацеленная на подготовку социально и профессионально активного специалиста, способного принимать решения и нести ответственность за выполняемую работу;
- динамической профессиональности, ориентированная на подготовку специалиста, способного выполнять широкий радиус социально-профессиональных функций, обладающего «универсальными» способностями.
Каждой модели соответствует образовательная концепция, позволяющая их реализовать в профессиональной школе, — когнитивно, деятельностно и личностно ориентированные концепции, а также личностно-развивающая концепция образования (табл. 18).
Таблица 18
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций
Модели профессиональной деятельности | Модели профессиональной подготовки | Образовательные концепции |
Модель X Д. МакГрегор | Адаптационная модель | Когнитивно и деятельностно ориентированные |
Модель V Д. МакГрегор | Модель профессионального развития | Личностно и деятельностно ориентированные |
Модель 2 А. Маслоу | Модель динамической профессиональности | Личностно-развивающее и контекстно-компетентност-ное образование |
Неопределенность современного постиндустриального общества диктует необходимость ориентировать профессиональную подготовку не столько на усвоение знаний и умений, сколько на формирование проектной культуры — способности решать задачи, находить пути ориентации в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности. Реализация данного направления возможна при построении профессионального образования в логике контекстно-компетентностного подхода.
Материалы, посвященные модернизации образования, ориентированы на компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Цель компетентностного подхода — обеспечение качества образования, которое понимается как система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям и ценностям, а также представлениям о его будущем.
В качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции. В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И.Байденко, И.А.Зимней, Г.И.Ибрагимова, В.А.Кальней, А.М.Новикова, М.В.Пожарской, С.Е.Шишова, А.В.Хуторского и др.
И.А.Зимняя выделила три этапа в развитии компетентностного подхода.
Первый этап (1960—1970-е гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий «компетентность» и «компетенция».
Второй этап (1970— 1990-е гг.) характеризуется использованием категории «компетентность/компетенция» в теории и практике обучения в основном родному языку, а также в сфере управления и менеджмента. Зарубежные и отечественные исследователи для разных видов деятельности выделяют различные компетентности/компетенции. Так, Дж. Равен выделил 37 компетентностей, востребованных в современном обществе.
Третий этап (1990 — 2001 гг.) утверждения компетентностного подхода характеризуется активным использованием категории «компетентность/компетенции» в образовании. В материалах ЮНЕСКО приводится круг компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат образования. В 1996 г. Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, мультилингвизма, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям1.
Компетентностный подход — приоритетная ориентация на цели — векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация, развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения выдвинутых целей выступают принципиально новые метаобразо-вательные конструкты: компетентность, компетенция и метака-чество.
Компетентности — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах.
Эмпирические компетентности отражают внешние свойства предметов и явлений. Они имеют прикладной, действенный характер. Конкретизация данного уровня обобщения состоит в словах-терминах, символах, знаках, процессуальных знаниях, иллюстрациях, примерах. В самом общем виде компетентности определяются как целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний.
Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми. Они включают основы современного научного знания, принципы и закономерности множества предметов и явлений действительности. По нашему мнению, правильнее называть их базовыми компетентностями
К базовым компетентностям относятся:
- общенаучные — понятия, основные законы природы, общества и деятельности человека;
- социально-экономические — основы экономики и организационного поведения;
- гражданско-правовые;
- информационно-коммуникационные;
- политехнические естественно-научные основы техники и технологий, принципы функционирования автоматизированных производств, системы контроля и управления ими;
- обшепрофессиональные — присущие группе профессий.
Компетенции — это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции служат для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, выступают категорией результата образования. Сказанное означает переход от преимущественно академических норм оценки качества обучения к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускника.
Компетенции — это совокупность знаний, умений, способов действий, способностей.
Совет Европы в понятие «компетенция» включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
Анализ различных подходов и толкований смыслообразующих конструктов компетентностного подхода привел нас к мысли о необходимости еще одного конструкта обновления образования: учебно-познавательных и социально-профессиональных качеств -экстрафункциональных качеств, определяющих продуктивность учебной, учебно-профессиональной и социально-профессиональной деятельности. Метакачества — это способности, качества, свойства личности, обусловливающие, определяющие продуктивность широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека.
Определение структуры метакачеств требует уточнения с концептуальных положений психологии личности. В отечественной психологии личность рассматривается как открытая целеустремленная динамическая система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. В ней Б.Ф.Ломов выделяет три основные функциональные подсистемы:
- когнитивную, которая опирается на познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение;
- регулятивную, включающую эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность субъекта к саморегуляции деятельности, самоконтролю, воздействию на поведение других людей;
- коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми1.
Интегративной характеристикой деятельной личности выступают способности — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей. Различают общие и специальные способности.
Обобщая оба положения, можно выделить две группы мета-качеств:
- широкого радиуса функционирования, востребованные при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и социально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнести познавательные, регуляторные и коммуникативные;
- узкого радиуса действия — метапрофессиональные качества, необходимые при выполнении групп профессий: «человек—человек», «человек—техника», «человек—природа» и др.
К первой группе относятся наблюдательность, аттенционные, имажинитивные, мнемические, мыслительные качества, работоспособность, надежность, ответственность, организованность, самостоятельность, социально-профессиональная мобильность и др.
Вторая группа метапрофессиональных качеств разнесена по профессиям. Так, для социономических профессий типа «человек—человек» актуальны такие качества, как эмпатия, рефлексивность, толерантность, аттрактивность, асертивность, коммуникабельность, социальный интеллект и др.