Уроки 8-11. Работа с текстом.

Связанная речь (начало работы над эталонным текстом) Общий обзор заключительного этапа речевой ступени

Сегодня мы приступаем к работе над связным текстом. Вам будет предложен отрывок из трагедии Гёте “Эгмонт”. Этот текст является успокаивающим, он приводит к релаксации (расслаблению), необходимой для лучшего управления голосом и артикуляционной системой. К тому же релаксирующее свойство этого текста в дальнейшем можно использовать для быстрого снятия напряжения, а также для борьбы с бессонницей (те, кто ранее ею страдал, при помощи этого текста быстро от неё избавлялся).

Некоторое пояснение. Этот текст представляет собой грезы Эгмонта - французского поэта, осужденного на казнь:

“Сладостный сон, ты приходишь, как чистое счастье: без зова, без мольбы, сам собою. Мысли теряют связь, смешиваются в одно, образы радостей и скорбей. Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. Желанное безумие охватывает нас, и мы погружаемся в небытие”.

Выделим в тексте паузы, в которых необходимо делать придыхание. (Паузу выделяем вертикальной чёрточкой | )

Сладостный сон, 1 ты приходишь, | как чистое счастье | без зова, | без мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, 1 образы радостей | и скорбей.| Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас, | и мы | погружаемся в небытие,

С каждым из этих 14 фрагментов производится самостоятельная работа, состоящая из 12 этапов.

Эти этапы - мое изобретение для развития голоса при работе с любым текстом.

Работать будем с текстом по фрагментам. Величина

фрагмента определяется длиной текста от вдоха до выдоха.

Напоминаем 4 положения рта:

1.Закрытое положение рта.Рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Ведущая рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове.

2. Полузакрытое положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). Ведущая рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове.

3. С закрытым носом: нос закрыт, рот открыт. Ведущая рука на груди, другая рука зажимает нос.

4.Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет). Ведущая рука на груди, другая рука жестикулирует в соответствии с интонацией.

Для наилучшего усвоения новой речевой модели создана новая система из 12 этапов работы с текстом. Вначале идет работа с отдельными фрагментами.

Напоминание: после 15 мин. надо делать перерыв не менее 3-х минут.

УРОК 8 Начало работы с текстом (фрагменты 1-6)

Фрагмент 1.Сладостный сон.

12 этапов работы с каждым из фрагментов:

1. Мысленное проговаривание фрагмента (создание модели) - 8 раз.

2. С закрытым ртом. В этом ритме произносим текст, используя вместо слов звуки - А и ХА.

Это выглядит так: АХА – ХА - ХА Будем называть это формулой текста. Ударение ставится на первом и последнем А (выделено жирным) - 8 раз.

Это делается для соединения головного и грудного резонаторов.

3. С полузакрытым ртом.То же самое - 8 раз. Это делаем для подготовки максимального открытия “второго рта”.

4. С закрытым носом. То же самое с 8 раз. Это делаем для контроля носовой утечки.

5. С открытым ртом.То же самое - 8 раз. Это основной результат.

В этом ритме произносим текст, используя вместо слов звуки - АГУ. Выглядит так: АГУ – А ГУ

6. С закрытым ртом. - 8 раз.

7. С полузакрытым ртом.То же самое - 8 раз 8.То же самое с закрытым носом - 8 раз.

8. С закрытым носом. То же самое -8 раз.

9.С открытым ртом.То же самое - 8 раз.

Произносим сам фрагмент текста - Сладостный сон

10. С закрытым ртом - 8 раз.

10. С полузакрытым ртом.То же самое - 8 раз.

11. С закрытым носом. То же самое с 8 раз.

12. С открытым ртом.То же самое - 8 раз.

Пояснение.

А-ХА - произносится вместо слов, для того чтобы развивать ощущения нахождения место порождения голоса.

А-ГУ - произносится вместо слов, для того чтобы тренировать открытие «второго рта», ширины и глубины голоса.

Фрагмент2. ты приходишь.

12 этапов такой же работы, как и с первым фрагментом.

Формула текста – АХА – АХА АГУ –АГУ (ударение на третьем А).

Фрагмент 3. как чистое счастье. Те же 12 этапов.

Формула текста - АХА-А-ХА-АХА АГУ – АГУ– АГУ

(ударение на втором и пятом А).

Фрагмент 4.без зова.

12 этапов.

Формула текста – АХА- ХА АГУ-ГУ

(ударение на втором А).

Фрагмент 5.без мольбы.

12 этапов.

Формула текста – АХА – ХААГУ-ГУ(ударение на третьем А).

Фрагмент 6.сам собою. 12 этапов.

Формула текста – АХА - АХА АГУ – АГУ (ударение на первом и третьи» А).

Работа с фразой

Повторим текст урока не менее 8 раз в четырех положениях рта: Сладостный сон,| ты приходишь,| как чистое счастье | без зова,| без мольбы,| сам собою.

Внимание! Учимся интонационному мастерству.

В основном положении рта (открытый рот) первый раз текст произносим в привычной манере, второй раз - с пафосом, т. е. торжественным тоном. Применение этого приема приводит к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора и тренировки мозговых процессов. Интонация не имеет пределов. Это путь самосовершенствования.

Таким образом происходит закрепление психоакустической модели голоса: “вся сила голоса - в интонации” (Ф.И. Шаляпин).

Суммарное время работы над этим отрывком составляет 40-50 минут

Орфоэпия(особенности произношения учебного текста) Сладостный сон произносится как “Сладосный сон”, буква Т не произносится (правило: сочетание “стн” произносится как“сн”).

Чистое счастье. Произносится: “Чистае щасьтье” (правило:безударные гласные произносятся не так, как гласные под ударением, сочетание “сч” произносится как “щ”). Произносятся так, как пишутся, только ударные гласные. На ударную гласную приходится вся информационная нагрузка слова. Желательно на ударных гласных затягивать звук, произносить текст несколько нараспев, в декламационном стиле. Это будет способствовать закреплению новой психоакустической модели голоса. Общее правило произнесения безударных гласных: чем дальше они от ударной гласной, тем больше их отличие от звучания в ударном положении. Все особенности произнесения гласных звуков впитываются с молоком матери. Более подробно о правилах произношения гласных звуков можно прочитать в любом учебнике по фонетики или орфоэпии (произношении). Для обшей культуры эти сведения не будут лишними.

Работа со словом требует терпения. Именно такую работу над каждым звуком Шаляпин сравнивал с работой ювелира по обработке металла. Работа над этими 6 маленькими фрагментами требует не менее 5-6 часов (если по полчаса в день, то в течение примерно двух недель).

Главное здесь - не спешить и помнить, что вы занимаетесь работой по замене физической модели голоса на психоакустическую. При произнесении текста необходимо следить не за голосом, а за расслаблением всех мышц, за неподвижностью нашего главного “врага” - диафрагмы, а также следить за смыслом произносимого текста. Сам текст имеет ярко выраженный релаксирующий характер и поэтому облегчает расслабление мышечной системы. С этим текстом легко засыпается. Надо мысленно несколько раз произнести эти первые 6 фрагментов - и сладостный сон придет к вам, как чистое счастье.

Урок 9.

Наши рекомендации