Оценивание результатов учебной деятельности.

Ш.А.Амонишвили различ и разводит пон. оценка и отметка.Оценка-интерпретация и отн-е к фактич. рез-ту.Отметка-зафиксир. в балл. рез-т оценки.Система контроля и оценки в учебном процессе охв-ет:1)Внеш. контроль и оценку педагогом уч. деят-ти и ее рез-тов.2)Самоконтроль и самооц. уч-ся своей раб. и ее рез-тов.3)Контроль и оценка уч. деят-ти и ее результатов коллективом учащихся или учащимися-экспертами.4)Сочетание контроля и самоконтроля,оценки и самооценки деят-ти уч-ся и ее рез-тов.Кажд. из перечисл. видов контроля и оценки имеет свои цели и выполняет определенные ф-и.Оценка отражает рез-ты контроля.С ее помощью определяется степень соответствия рез-тов деят-ти уч-ся нормам.Это осн. вариант,но возм-но еще сравн. с рез-ми др. уч-ся или сравн. деят-ти и ее рез-тов в наст. и прошлом одного и того же учащегося. Функции оц.(Ананьев):1)ориентирующая(как индикатор опр. рез-тов и ур. достиж);2)стимулирующая(побудит. воздейст. на шк-ка,для мотивации).Виды оц.:1)по уровню обобщ-ти:-)парциальная -оц.,кот. имеет отн-е к частным З,активному поведению(словесная оц.-молодец,прекрасно рассказал);-)фиксированная-отражает промежут./завершающ. успехи,дисциплина(5балл. шкала);-)интегральная-опр. в целом личность и повед. шк-ка.2)по сп-бу предъявления(Ананьев):-)прямая(непросред. шк-ку);-)опосредованная(косвен.:через оц. др. шк-ков);3)По сп-бу оц. воздействия парциальной оц.(Ананьев):-)отсутствующая Оц.;-)неопределённая оц.;-)прямая полож.(соглас.,одобр.,ободр.)и отриц.(замеч.,отриц.,порицан.-сарказм.,упрек,угроза,нотация) оц.Оц. пис. раб. по мат-ке:Раб.,сост. из примеров:5-без ошибок;4-1 грубая и 1-2 негрубые ош.;:3-3 груб. и 1-2 негруб. ош. или 3 и бол.негруб. ош.;2-4 и бол.груб.ош.;1-все зад. вып-ны неверно.Раб.,сост. из задач:5-без ош.;4-1-2 негруб ош.;3-1 груб и 3-4 негруб.ош.;2-2 и бол.груб ош.;1-зад. не решены.Комбинир.раб.:5-без ош.;4-1 груб и 1-2 негруб ош.(при этом не должно быть груб .ош.в задаче).3-2-3 груб и 3-4 негруб.;2-4 груб.ош.;1-все зад. вып-ны неверно.Контр.устный счет:5- без ош.,4-1,2 ош.,3-3,4 ош.Груб. Ош.:1)Вычислит.ош в примерах и задачах.2)Ош. на незнание порядка вып-я ар дейст-ий.3)Неправ. реш. задач(пропуск дейст.,неправил.выбор действия,лишние действия).4)Не решен. до конца задача или пример.5)Невыполн. зад.Негруб. ош.:1)Нерацион. прием выч-ий.2)Неправ. постановка вопр. к действию при реш. задач.3)Неверно сформулир. ответ задачи.4)Неправ. списывание данных (чисел,знаков).5)Недоведение до конца преобр-ий.За граммат. ошибки,допущенные в работе,оценка по мат-ке не снижается.За неряшливо оформленную раб.,несоблюдение правил каллигр. оценка по мат-ке снижается на 1 балл, но не ниже 3.Содержательно-оценочная основа обучения предполагает использование содержательных оценок в деятельности учителя и учащихся и отказ от отметок. В системе Амонашвили обучение построено на содержательно-оценочной основе.Содержательные оценки:" Развивают и формируют оценочную деятельность у самих детей." Делают педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка." Развивают сотрудничество между учителем и учеником, закрепляют между ними взаимопонимание и доверие.А личностному подходу содержательные оценки способствуют тем, что учитель учит содержательной оценочной деятельности и прививает им сугубо-личностные качества - умения оценки и самооценки, самостоятельность в познании.Безотметоч. обуч. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.Трад. Пятиб.система оцен-я:не дает полноц. возможности для форм. у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая “отметочная” система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий,ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.Учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка,сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой, и фиксацией успешности результата для данного ребенка.Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка,официальный статус отметки сводит на нет все старания педагога;является малоинформативной.По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний,что самое главное, нельзя определить направление дальнейших усилий–что именно надо улучшить,над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;часто имеет травмир.хар-р. Полностью сосредоточенная в руках учителя,“отметочная” система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления,которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны–на родителей.Последние,в свою очередь,подчас даже непроизвольно,тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению,росту детской тревожности.:1.что оц-ть:не только ЗУН,но и творчество,инициативу,умн.вопр.,сам. поиск,интерес. догадки.Ср-ва оц.:ранжирование уч-ков,условн. шкалы,графики,табл. (лист индивид. достиж.).;в %, дробью, в балл, «волшебн. линеечка».Процедура оц.:самооц. уч-ка должна предсшеств. учит. оц.Несовпаден. оц.-предм. для обсужд.Для оцен-я выбир-ся только зад.,где сущ. объективн. однознач. критерий оц. (кол-во звуков при чтен.)Мл.шк. может выбирать, какую раб. оцен.,какой ур. слож-ти раб. выполнять.Самооц.: оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.1.общая.(личн.):1)эмоциональная. (онт. к себе);2)когнитивная. (знания. в уч.деят-ти);конкретная. (частн.,парциальн.):учеб.-оц. конкр. псих. и физ. кач-в и св-в деят-ти.Конкрет. самооц. распр-ся в обществе. и деят-ти.Кач-ва самооц.:1)адекват/неадекв.,2)осозн-ть;3)устойч-ть;4)дифферен-ть;5)рефл-ть и категор-ть (зн. о своем незнании.,возм-тях,огран-ниях).Этапы формирования самооц-ки:1.учим умному. незнанию-пониманию.,что не знаешь(задача. с лишними. данными.;на этот вопр. ответить невоз-но);2.учим уч-ков задавать вопр. (научить. не отказываться. от зад., а выходить за границ. неизвестного.):спец. вопросы. на определенную. тему (внутренняя. связь.);3.учим строить гипотезу (научить. видеть все возмож. варианты реш. одной и той же зад.) Необходима систематическая, целенаправленная работа с ними. В такой работе могут быть использованы следующие методы:Игротерапия.,Арттерапия, Психогимнастика

11. Коллективная творческая деятельность мл\шк

Признаки: технология, социальное воспитание.

Коллектив -высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами. Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, П.Н.Лепе­шинского и др.,а позднее - В.А.Сухомлинского, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова. Положения А.С.Мака­ренко стали основой теории и методики коллективного воспитания.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Коллективное творческое воспитание – идея заботы (Игорь Петрович Иванов) .особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предлагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. КТД бывают: организаторские, общественно-политические, познавательные, трудовые, художественные, спортивные. Коллективная творческая деятельность (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, в проведении и анализе творческих дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характера своего участия и ответственности. КТД позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть в создании чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успехи и ответственности, узнают друг о друге много нового.

Методика Игоря Петровича Иванова докторпед.наук «воспитывать коллективистов.» Сущность методики:1) создание коллектива при помощи организации определённого образа жизни коллектива, основанного на творчестве и нравственности направленных на заботу. 2) построение коллектива на следующих принципах: сменяемости актива, чередование творческих поручений, принцип опоры на малые группы в нутрии коллектива, принцип коллективного планирования, организации и анализа общих дел. 3) деятельность коллектива должна быть организована так чтобы она была общественно значимой (для людей), личностно значима (возможность творчества), эмоционально насыщенна. 4) особая позиция педагога, сособного к сотрудничеству с воспитанием. 6 стадий: Первая стадия- предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. В конце данной стадии учитель проводит стартовую беседу. Её суть заключается в том, что руководитель детского коллектива «зажигает» детей интересным и полезным делом. Вторая стадия- коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы: что и для кого мы будем делать? С кем вместе мы будем это делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать? Третья стадия-коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создаётся специальный орган – совет делом, в который входит представитель каждого микроколлектива. Проект КТД уточняется и конкретизируется советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. Четвертая стадия-проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь всё, что было задумано. Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта. Пятая стадия – подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе. Педагог должен иметь ввиду, что коллективный анализ включает в себя 3 ключевых момента: отметить всё положительное и его должно быть больше, чем негативного; обсудить негативные моменты, имевшие место подготовки и проведения дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей. Шестая стадия – по содействию. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками опыта, накопленного при планировании, подготовки, проведения и обсуждения результатов КТД.

Формы и содержание: познавательная направленность, спортивная направленность, и примеры.


Наши рекомендации