Сроки реализации проекта. 2015-2020 г.г.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ. «СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа развития Советского политехнического колледжа на 2015-2020 г.г.
ПРОЕКТ
«Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров технического профиля через внедрение индивидуальных образовательных траекторий»
Автор проекта:
Галиахметова Сания Камиловна -
Заведующая учебной частью.
г. Советский
2015г.
Название проекта:
«Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров технического профиля через внедрение индивидуальных образовательных траекторий»
Цель: Создание новых условий организации образовательного процесса, возможности построения индивидуальных траекторий обучающихся.
Задачи проекта:
1. Разработать и внедрить образовательные программы на основе дистанционных технологий
2. Осуществление повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
3. Сопровождение обучающихся в процессе внедрения форм дистанционного обучения.
Сроки реализации проекта. 2015-2020 г.г.
Планируемый результат:
- разработка и реализация образовательных программ технического профиля разного уровня с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей студентов;
- организация, проведение и анализ педагогами мониторинговых исследований по результатам;
- внедрение элементов электронного обучения;
- улучшение качества образования обучающихся в колледже за счет эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных;
- обеспечение преподавателями колледжа расширения и углубления содержания преподаваемых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов;
- создание портфолио – как способа построения ИОТ обучающегося;
- успешное профессиональное становление выпускника.
Аналитическое обоснование.В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской системы образования. Чтобы удовлетворить запрос общества осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Современные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ, а именно: требования к результатам освоения профессиональной программы, требования к её структуре и условиям её реализации. В качестве обязательных требований к условиям реализации профессиональных программ ФГОС СПО указывает, что образовательное учреждение обязано:
обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Так с сентября 2011 года образовательные учреждения СПО оказались перед необходимостью практического решения проблемы индивидуализации образовательного процесса. Таким путем в последнее время считают «индивидуальную образовательную траекторию», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальную образовательную программу» студента.
Индивидуальная образовательная траектория студента логически вытекает из стратегических целей современных колледжей как многофункциональных и многоуровневых образовательных комплексов, создающих открытую образовательную среду, призванную обеспечивать условия для максимального личностного и профессионального развития студентов.
Согласно определению А.В. Хуторского «индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Это означает, что успешность каждого отдельного человека в профессии и в жизни зависит не только от того, какие знания он получит (и в каком количестве), но и от его личностного потенциала, т. е. его задатками и способностями.
Индивидуальная образовательная траектория на практике представляет собой выбор студента в ситуации предоставления ему образовательных возможностей. Это может быть выбор дисциплин, модулей, методов и форм обучения, уровня освоения образовательной программы, темпа обучения, форм контроля результатов обучения и т.д. Такой выбор логически предполагает необходимость проектирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) самими студентами. Реже встречаются предложения включать в ИОТ виды внеучебной деятельности (проектная, исследовательская, творческая и т. д.). На наш взгляд, ИОТ должна способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности, для того, чтобы обеспечить максимальное развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
Большое внимание индивидуализации образовательных программ с учётом возможностей и потребностей каждого обучающегося уделяется и в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ Статья 34).
Введение ФГОС нового поколения и вступление в силу вышеназванного закона поставило перед педагогами колледжа множество вопросов, одним из которых является, как обеспечить студентам реализацию права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы?
Также учитывая индивидуальные интересы, возможности, жизненные ситуации и образовательные потребности студентов БУ «Советский политехнический колледж» возникла необходимость создания открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для максимального профессионального и личностного развития студентов, реализации индивидуальной образовательной траектории, включающий обучение по индивидуальным учебным планам.
Согласно нормативному акту «ПОРЯДОК реализации права обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучению», разработанного в БУ «Советский политехнический колледж» (введен в действие приказом № 46 от 29.04. 2014 г., версия вторая) обучение по индивидуальному плану может быть предоставлено:
• студентам, переведенным из других образовательных организаций профессионального образования на основании справки об обучении, при наличии разницы в основных образовательных программах;
· студентам, имеющим среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена или высшее профессиональное образование соответствующего профиля;
· студентам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет;
· студентам, проявляющим незаурядные (выдающиеся) способности в изучении дисциплин профессионального цикла, научно-исследовательской работе;
· студентам-инвалидам и студентам по состоянию здоровья не имеющим возможности посещать учебные занятия по расписанию;
· студентам являющимися членами сборной спортивной команды города, округа, график спортивно-тренировочных сборов которых совпадает с образовательным процессом;
· студентам, имеющим личные или семейные обстоятельства, не позволяющие осваивать образовательную программу в общем порядке.
· в случае трудоустройства по специальности (профессии), получаемой в колледже.
Суть проекта
Основная задача профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Именно эти личностные качества, социально востребованные в современных условиях поликультурного, быстро развивающегося мира, должны быть развиваемы у студентов в условиях современных образовательных учреждений.
Следовательно, именно в этом направлении, возможно, осуществлять модернизацию профессионально ориентированного образовательного процесса. При таком подходе могут быть созданы необходимые педагогические условия предоставления обучающимся возможности эффективно конструировать свою образовательную траекторию, удовлетворяя собственные потребности в получении качественного образования. Вопросы создания таких педагогических условий представляют особую значимость, как для студентов, так и для образовательного учреждения, перед которым поставлена задача повышения качества подготовки конкурентоспособных, востребованных в современных условиях специалистов.
За период времени образовательное учреждение создает условия, при которых достигаются цели, поставленные перед современным профессиональным образованием.
В настоящий момент процесс конструирования индивидуальных образовательных траекторий студентами, а так же его дидактические преимущества, представляют особый интерес для педагогической науки и практики, и нуждается в специальном исследовании. Поэтому необходимо определить содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория», а также выявить эффективные педагогические условия ее реализации, с учетом новых целей, которые ставит общество перед образованием, и особенностей СПО.
Такая постановка вопроса выявляет ряд противоречий. С одной стороны, трансформации, происходящие в современной системе образования, инновационной экономике России ставят учебное заведение в принципиально новые условия, когда необходимо уделить большее внимание педагогическим условиям для формирования профессиональной компетентности обучающихся и недостаточным опытом создания таких условий в нашей стране. С другой стороны, от студентов требуется демонстрировать определенный уровень готовности и способности к развитию профессиональной компетентности, а по результатам проведенных в течение двух лет исследований можно судить о низком уровне сформированности инструментальной, учебной, информационной компетентности, компетентности индивидуальной познавательной деятельности.
Конструирование индивидуальных образовательных траекторий позволяет модернизировать образовательный процесс в логике компетентностного подхода, так как обеспечивает формирование инструментальной компетентности студентов технического профиля при соблюдении ряда условий:
- Организационно-педагогические условия: учебные планы, четко определяющие дисциплины как вариативные или инвариантные, в зависимости от набора компетенций, входящих в состав профессиональной компетентности, наличие программы адаптации студентов первого года обучения, программы развития готовности и способности студентов к конструированию индивидуальных образовательных траекторий, организация расписания, учитывающего индивидуальные образовательные траектории студентов колледжа, организация режима контроля, наличие социально-психологической службы.
- Учебно-методические условия включают обеспеченность студентов колледжа учебно-методическими материалами, методическими рекомендациями по конструированию индивидуальных образовательных траекторий, наличие программ учебных дисциплин, включающих курсы для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
- Психолого-педагогические условия: системный мониторинг уровня профессиональной мотивации студентов, уровня сформированности профессиональной компетентности, социально-психологическое сопровождение, социальная адаптация студентов, социально-психологическая коррекционная работа.
Основная цель выстраивания индивидуальной профессионально-личностной траектории в среднем профессиональном образовании – оказание будущему специалисту поддержки в его профессиональном становлении уже на ранней стадии профессионализации.
Понятие индивидуальной профессионально-личностной траектории студента, которая определяется как процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающего готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной среды, является базовым в логике федерального государственного образовательного стандарта. Ведь при закладке фундамента будущего профессионального роста нужно иметь в виду, что разные люди достигают ступеней развития и самореализации, отличаясь друг от друга по уровню своего здоровья, сформированных личностных свойств и, прежде всего, мотивационно-потребностной сферы и характера. В связи с этим, траектории личностного профессионального развития у всех студентов будут разными.
Представляется, что технология выстраивания индивидуальной профессионально-личностной траектории студента должна содержать три основных взаимосвязанных структурных компонента:
· образовательный маршрут,
· образовательная траектория,
· индивидуальная профессионально-личностная траектория.
Образовательный маршрут определяет путь, который студент должен пройти в процессе профессионального обучения.
Образовательная траектория предполагает особенности продвижения студентов по этому маршруту в направлении профессионально-личностного развития через освоение ими профессиональных компетенций.
Индивидуальная профессионально-личностная траектория позволяет индивидуализировать процесс профессионального становления специалиста, обеспечить ему комфортную социальную и профессиональную адаптацию и проектирование личностного и профессионального развития. Гибкость определенной индивидуальной профессионально-личностной траектории должна реализовываться за счет вариативных структурных компонентов и их эффективного взаимодействия.
Индивидуализация профессионального образования в колледже может быть обеспечена только с учетом следующих условий.
Во-первых, индивидуальная профессионально-личностная траектория должна рассматриваться как неповторимая последовательность движения студента в направлении профессионально-личностного развития через освоение профессиональных компетенций. В структуре индивидуальной профессионально-личностной траектории выделяются инвариантный и вариативный компоненты, обеспечивающие будущему специалисту возможность выбора способов и средств профессионально-личностного саморазвития.
Во-вторых, модель индивидуальной профессионально-личностной траектории студента колледжа в процессе обучения в обязательном порядке должна включать следующие структурные компоненты: определение собственной иерархии профессиональных компетенций; диагностика и самодиагностика профессиональной и личностной готовности студента; проектирование студентом собственной образовательной и профессиональной деятельности; защита индивидуальных профессиональных проектов и их реализация; демонстрация профессиональных и личностных достижений; рефлексивная оценка результатов обучения в процессе их коллективного обсуждения.
В-третьих, условиями выбора и реализации, индивидуальных профессионально-личностных траекторий студентами должны стать: ориентация на успешное профессиональное становление специалиста; интеграция теоретического обучения и собственной профессиональной деятельности студентов; рефлексия; стимулирование познавательной активности; определение профессиональных компетенций и диагностика уровня их освоения студентами; научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение студентов.
В свете изложенного закономерным является тот факт, что в профессиональной парадигме педагогических технологий на первый план должны выступить инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания, способствующие формированию комплекса компетенций.
Переход к многообразию содержания образования, образовательных программ, создает предпосылки для выбора индивидуальных образовательных траекторий, в соответствии с запросами и возможностями личности. Запросы личности «Толковый словарь русского языка» связывает с потребностями, интересами личности, которые, наряду с мотивами, целевыми установками, влечениями и т. д., являются компонентами мотивационной сферы и могут быть обозначены одним словом – мотивация. Под учебными возможностями в педагогике и психологии понимают совокупность субъективных и объективных факторов, характеризующих определенный потенциал индивида в области учебной деятельности. Таким образом, учебные возможности определяются обучаемостью как способностью к учению, а запросы – мотивацией, включающей потребности, мотивы, целевые установки.
Учитывая это можно дать следующее определение индивидуальных образовательных траекторий: проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.
Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу позволяет определить три направления реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся: содержательное, деятельностное и процессуальное, представленные в следующей схеме:
Схема. Направления реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся
Содержательное направление позволяет создать индивидуальную образовательную траекторию, предоставляя студенту возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
Деятельностное направление формирования индивидуальных образовательных траекторий реализуется через современные педагогические технологии и IT-технологии.
Процессуальное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий связано с организационным аспектом педагогического процесса. Прежде всего, важен масштаб формирования индивидуальных образовательных траекторий.
Работающей формой выстраивания и сопровождения индивидуальной профессионально-личностной траектории может стать так называемая «дорожная карта студента», в которой отражены предусмотренные ФГОСом виды деятельности, образовательные ресурсы для их формирования и степень участия студента.
Данную карту студенты заполняют самостоятельно, делая акцент на том, чтобы показать степень профессионально-личностного приращения. Основной формой сопровождения продвижения студента по «дорожной карте» выступают индивидуальные беседы, в ходе которых преподаватель, выступающий в роли тьютора, помогает студенту самому находить ответы на интересующие его вопросы. Если инструмент преподавателя в основном – это ответы на вопросы, разъяснение учебного и методического материала, то инструмент работы тьютора – углубление вопросов, возникающих у студента.
Тьюторство – это инновационная в российском образовании педагогическая деятельность, которая является в современных условиях важным ресурсом модернизации профессиональной школы. Продуктом подобной тьюторской деятельности должны стать созданное студентом «портфолио» как портфеля его профессионально-личностных достижений, отражающих успешное продвижение по «дорожной карте».
Обучение в колледже является для студента профессиональным пространством. В этот период обучающийся, сознательно или нет, но изменяет себя. У него возникают, развиваются, начинают доминировать одни качества или ослабевают, перестают играть должную роль другие. В этом процессе необходимо найти определенные методы учебно-воспитательной работы, чтобы профессиональное развитие студентов не было спонтанным, а шло под руководством в русле определенной для каждого студента своей профессионально-личностной траектории.
При реализации данного проекта важнейшей задачей колледжа является - создание открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для максимального профессионального и личностного развития студентов, учитывающей их индивидуальные особенности и образовательные потребности.
Этапы реализации проекта
Содержание деятельности | Сроки | Планируемый результат |
I этап: Подготовительный 1 полугодие 2015-2016 учебный год | ||
Изучение теоретических подходов к данной проблеме и практического опыта других ОУ для разработки моделей индивидуализации обучения | сентябрь- декабрь | Сформированное представление о подходах, готовность педколлектива к внедрению ИОТ |
Создание творческой группы | октябрь | Состав группы |
Подготовка материально- технической базы | сентябрь- декабрь | Формирование необходимой материально- технической базы |
Диагностика индивидуальных особенностей и образовательных потребностей студентов технического профиля | сентябрь- декабрь | определен контингент обучающихся по индивидуальным образовательным программам |
Методические совещания по изучению теоретических подходов к данной проблеме и практического опыта других ОУ разработки моделей индивидуализации обучения | сентябрь- декабрь | Сформированная мотивация педагогов на внедрение в образовательный процесс индивидуальной образовательной траектории |
Создание, корректировка нормативно – правовой основы | в течение года | разработаны нормативные документы по внедрению ИОТ в образовательный процесс колледжа |
I этап: Подготовительный 2 полугодие 2015-2016 учебный год | ||
Разработка методических рекомендаций по созданию индивидуальных образовательных маршрутов, электронных курсов. | январь - июнь | Методические рекомендации для педагогов, методические рекомендации для обучающихся, Внедрение элементов электронного обучения |
Планирование и разработка мастер – классов, групповых и индивидуальных занятий для преподавателей. | март-июнь | Обучение 100 % педагогических работников, Осуществление повышения профессиональной компетентности педагогических кадров |
Планирование и разработка мастер – классов для обучающихся. | май-июнь | План мероприятий по обучению студентов работе в системе Moodle |
II этап: Основной 2016- 2019 уч. гг. | ||
Организация тьюторской поддержки ИОТ студентов | Сентябрь- ноябрь каждого учебного года | сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ин-дивидуального образовательного маршрута) |
Разработка и апробация индивидуальных образовательных программ (ИОП) технического профиля разного уровня | 1 полугодие уч. гг | 100 % разработаны ИОП технического профиля разного уровня с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей студентов |
Разработка и апробация учебно - методических комплексов электронного обучения | 1 полугодие 2016/2017 уч. года | 30 % программ от реализуемых в колледже разработаны с применением дистанционных технологий |
Оформление и утверждение структуры ИОТ | утверждена структура ИОТ, методическое обеспечение учебно – методического комплекса | |
Внедрение элементов электронного обучения при построении индивидуальной образовательной траектории | январь, июнь | Увеличение % преподавателей использующих ЭК |
Систематический мониторинг образовательной ситуации | январь, июнь | Улучшение качества обученности |
Создание портфолио студента | январь, июнь | Личностное продвижение студента, Успешное профессиональное становление выпускника |
III этап: Коррекционный 2018 -2019 уч. год | ||
Отслеживание результатов выполнения ИОП студентами | В течение года | 100 % выполнение студентами, занимающихся по индивидуальному учебному плану |
Анализ показателей образовательного процесса предыдущего этапа | В течение года | Выявление степени соответствия полученных результатов планируемым. |
Выявление социально значимых результатов внедрения проекта | В течение года | Развитие социально значимых качеств обучающихся |
IV этап: Обобщающий 2019 -2020 уч.год | ||
Анализ результатов деятельности в соответствии с их целями | Конец учебного года | Отчет |
Обобщение и систематизация результатов полученных в ходе реализации проекта | Подготовка методических рекомендаций, разработок, публикаций по теме «Индивидуальная образовательная траектория как важное условие личностно- профессионального становления студентов технического профиля» |
Анализ особенностей организации образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей позволяет сделать вывод о том, что разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий, а именно:
- осознание всеми участниками образовательного процесса и, прежде всего, самим обучающимся необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
- осуществление целенаправленной деятельности по формированию у обучающихся устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и информационно-методическая поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;
- включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. – М., 2003.
2. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Автореф. дисс на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2003.
3. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования//Образование и наука. 2002. № 2(14).
4. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания/Под общ. ред. И.А. Зимней. – М., 2003.
5. Образовательная программа - маршрут ученика: Ч.1. /Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 1998.
6. Картополова И.В. Построение индивидуальной образовательной траектории в условиях профильной школы // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2008. Том 9. Выпуск 1. С. 57-61.
7. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. – М., 2000.
9. Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». – М., 2002.
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm