Школьные трудности учебной деятельности леворуких детей.
У большинства людей речевые центры находятся в левом полушарии (правосторонняя активность), но в случае леворукости эти центры формируются в правом полушарии (левосторонняя активность).
У будущего правши, когда он действует правой рукой, мышечные и кожные импульсы поступают в левое полушарие, где они анализируются, устанавливаются предметно-следственные связи, объект мысленно называется и категоризируется, т.е. вносится в систему других родственных предметов. Это обеспечивает условия для развития аналитического типа мышления.
Если предмет находится в левой руке, то оцениваются другие его характеристики: температура, фактура, форма, цвет, вес и т.д., идет процесс его целостного восприятия без расчленений на части и без классификации. Это развивает образный (гештальт) тип мышления.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда левшу заставляют действовать правой рукой. Импульсы у него идут в левое полушарие, а центров речи в нем нет, они находятся в правом полушарии, поэтому не возможен анализ, на основе которого вырабатывается навык автоматизма своей внутренней речи.
Если левшу научить писать правой рукой, он научается правильно копировать буквы, без ошибок списывать и писать под диктовку, т.е. воспроизводить чужую речь. Своя внутренняя речь, на которой он думает, своя письменная речь, на которой он пишет сочинения и изложения, у него не формируются. Это – одна из причин резкого падения успеваемости по языку в среднем звене школы.
Переучить левшу снова на левую руку почти не возможно и научиться писать левой рукой он не сможет, т.к. время упущено: в мозгу уже сложились определенные функциональные связи, организующие процесс письма левой рукой.
Если же это удалось, то ребенок за это «платит» неврозами, заиканием (каждый 3 заикающийся – это переученный левша), энурезом, тиками, частыми головными болями, раздражительностью, потерей сна, аппетита, феноменом «укачивание в транспорте», повышенной чувствительностью к духоте, жаре. запахам, неусидчивостью, вялостью, заторможенностью и т.д.
Такие дети, если пишут каждой рукой, то делают разные ошибки и имеют разный почерк: ведущей рукой пишут некрасиво, но без ошибок, а не ведущей - каллиграфически, но с большим количеством ошибок.
У детей со скрытым левшеством наблюдаются трудности с написанием букв, которые пишутся против часовой стрелки. Поэтому им удобнее писать буквы по-своему, не следует их переучивать,
Среди леворуких есть дети, у которых преобладает направление справа налево (ведущий глаз левый, а рука – правая). Это приводит к чтению сзади наперед. У этих детей также затруднено чтение, не следует их торопить.
Утомление у праворуких и леворуких наступает в разное время: леворукие устают быстрее, поэтому их сознание отключается для восстановления сил, а когда восприятие восстанавливается, они уже пропустили часть объяснений учителя.
Замедление темпа занятийу леворуких детей происходит и потому, что им приходится дважды перекодировать информацию, которую они вначале воспринимают в форме образов, осмысливают, переводят на понятийный уровень и выражают своим доступным образом. Кроме того, чтобы понять информацию леворуким детям необходимо ее вербализовать (произнести вслух с участием артикуляционного аппарата). На все процессы уходит время, что и является причиной снижения темпа работы.
Трудность понимания текстаможет возникнуть у праворукого и левоглазого ученика, т.к. зрительная информация идет в правое бессловесное полушарие, поэтому эти дети отстают в начальной школе. Но в среднем звене они не только догоняют, а и перегоняют сверстников, когда наращивается активность соответствующего полушария.