Состав семьи и ролевые функции
Кто кем и кому приходится в семье, «отсчитывая» сначала от ребенка, потом от других членов семьи (для дедушки твой папа — сын, ты — внук, бабушка — жена и т.д.). Предложить ребенку составить схему своей семьи фотографиями. Поговорить о том, кто какие роли выполняет в семье и какие в связи с этим имеет права и обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка о внуках).
Предложить нарисовать е генеалогическое древо или лабиринты, соединяющие членов семьи.
Эхо.
Педагог произносит слово с данным звуком с разными интонациями, выделяя его голосом, и одновременно с этим кидает ребенку мяч, который его ловит и кидает обратно, повторяя слово при этом как эхо.
Занятие 30
Растяжки.
Крылья птицы.
Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками подобно крыльям птицы (спросить у ребенка, какую птицу он изображает).
Зеркало
Цель: отработка сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Например, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою правую руку — влево (соответственно вы влево — ребенок вправо). Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными;
Конструирование предметов из заданных частей
1. Ребенку дается центральная деталь, свойственная всем предметам данного класса. Например, для посуды — емкость, для животных — туловище, для растений — стебель. И предлагается много различных деталей, фрагментов. Необходимо пофантазировать и сложить несколько фигур с одной и той же основой, меняя фрагменты.
Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?». Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
2.Это упражнение необходимо делать и в графическом варианте, предлагая ребенку пофантазировать и преобразовать нарисованную вами фигуру или просто «каляку» в законченный образ.
3.После того как ребенок научился выполнять графические диктанты одной рукой, переходим к их двуручному «написанию»: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в противоположную сторону, после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противоположную сторону, и наоборот;
Кто чей ребенок? Кто кем станет, когда вырастет?
В эту игру лучше начинать играть с опорой на картинки и лото, можно с перекидыванием мяча: у козы - козленок, у белки - бельчонок, у овцы - ягненок. Щенок становится..., бутон -..., строящийся дом -...
Почини слово
Ребенку предлагают послушать слова и найти, какие из них сказаны неправильно (кастан-каштан, чикать –шикать, козел – касел и т.д.
Занятие31
Растяжки (стоя)
Потягивание.
Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней
движение рук ребенка в сторону, противоположную движениям ваших рук. Например, если вы переносите свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок переносит свою правую руку вправо относительно себя (соответственно вы влево — ребенок влево, вверх — вниз, вниз — вверх, налево вверх — налево вниз);
Крылья птицы.
Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками подобно крыльям птицы (спросить у ребенка, какую птицу он изображает); кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Медленно вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.
Сложи букву.
Дать ребенку мозаику, спички или счетные палочки и попросить из них что-нибудь сложить, постепенно переходя к печатным буквам и цифрам. Ребенок проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания нескольких элементов нужно превратить одну букву в другую.
Составь план.
1.Нарисовать абсолютно реалистический план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате, на поляне или в квартире.
2.Сыграть с ребенком в игру «Холодно - горячо». Затем поменяться ролями.
Время суток.
1.Обсудить с опорой на ощущения и распорядок дня ребенка последовательность времени суток.
2.Поиграть в игры: «Ночь бывает после... Ночью...», «Солнце встает..., в это время начинают петь птицы, небо становится...; а заходит оно...», «Вечер всегда перед...» и т.д.
Проанализировать вместе с ребенком, что он обычно делает сразу же после того, как проснулся; что делает после этого и т.д. Затем схематично изобразить распорядок дня, дать четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно — «до» и «после», на конкретном материале распорядка дня
Я знаю пять слов
Эта игра проводится с мячом (обычным, шипованным или с выемками). Ребенок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол. «Я знаю 5 имен…..» и т.д.
Занятие 32
Растяжки
Лучник
Одна нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцы смотрят прямо вперед. Другая нога вытянута назад, стопа повернута под углом 90 градусов вовне. Вес тела смещен на выставленную вперед ногу. Рука, одноименная с ногой, стоящей впереди, вытянута вперед, как будто держит лук, другая рука — максимально отведена назад, натягивая тетиву лука. Руки растягивают «лук» так, чтобы в груди чувствовалось напряжение. Повторить в другую сторону.
Дразнилки
1.Движение рук ребенка относительно себя в том же направлении, что и ваших рук относительно себя. Например, ваша правая рука двигается вправо, и правая рука ребенка также вправо, но относительно самого себя (соответственно влево - влево, вверх - вверх, вниз - вниз, к себе - к себе, от себя - от себя, налево вверх -налево вверх); |2. Движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук взрослого. Например, его правая рука двигается вправо, а правая рука ребенка - влево относительно себя (соответственно влево -вправо, вверх - вниз, вниз - вверх, к себе -от себя, от себя - к себе, налево вверх - направо вниз).
Сложи букву.
Дать ребенку мозаику, спички или счетные палочки и попросить из них что-нибудь сложить, постепенно переходя к печатным буквам и цифрам. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания нескольких элементов нужно превратить букву в другую.
Составь план.
Нарисовать абсолютно реалистический план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате, на поляне или в квартире. Сыграйте с ним в игру «Холодно - горячо». Затем поменяться ролями.
Назови слово.
Ребенку предлагают задание, в котором он должен дать правильный ответ и одновременно поймать мяч. Например, играя в мяч:
- ловим мяч лишь тогда, когда называются только месяцы определенного времени года;
- вы называете месяц, а ребенок, которому бросили мяч, — соответствующее время года;
- он должен ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а педагог старается сбить его, называя еще и времена года, дни недели, части суток.
Звук спрятался
Попросить ребенка запомнить звук, который произносит педагог (сначала одно слово, а затем несколько слов подряд). Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.