Правила общения с подростком
1.Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.
2.При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
3.В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
4.Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
5.Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым у вас совпадают.
6.В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
7.Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
8.Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
9.Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Резервы общения:
1.Избегайте злоупотребления критикой и обсуждения других.
2.Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
3.Будьте хорошим слушателем.
4.Помогайте людям почувствовать свою значимость, избегайте ненужных слов.
5.Убеждайте, а не приказывайте.
6.Запоминайте имена.
7.Придерживайтесь положительной установки.
8.Уважайте мнение других.
10.Улыбайтесь.
Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию
Внуков и внучек (по Ш.А.Амонашвили)
1.Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
2.Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
3.Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
4.Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5.Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
6.Раскройте им свою душу, доверьте им свои сомнения, горести, переживания.
7.Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.
8.Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
9.Давайте им трудиться рядом с вами.
10.Говорите с ними как со взрослыми.
11.Не напоминайте им, что они еще маленькие.
12.Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
13.Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о новом человеке.
14.Не забывайте, что ваш образ должен воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых.
Правила общения с девочками
1.В период полового созревания с девочками надо говорить как со взрослыми женщинами, лишь в этом случае у них появится желание поведать свои мысли, сомнения, переживания.
2.Общаться без нравоучений, без упреков.
3.Не играть в друзей, ведь можно быть рядом и не быть другом своей дочери.
4.Не говорить, особенно в присутствии дочери, соседям, друзьям, приятелям и т. д., как хороша ваша дочь, не перечислять ее достоинства, а потом без свидетелей распекать ее, что не оправдывает ваших надежд. И, наоборот, не рассказывать о недостатках вашей дочери, не обсуждать с соседкой ее поведение.
5.Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, надо чаще подбадривать, а не упрекать.
6.Уметь помолчать; иногда молчание - поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия и чистоты. Здесь не должно быть места ни грубым шуткам, ни насмешкам.
7.Не кричать! Крик - не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Надо сдержать эмоции, иначе можно проявить несправедливость. Еще хуже «пилить» изо дня в день, распекать. Эта «ржа не только точит железо», но и создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.
Памятка
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!
После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют;
-над ребенком издеваются;
-над ребенком зло шутят;
-ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-родители заведомо лгут;
-родители пьют и устраивают дебоши;
-родители воспитывают ребенка двойной моралью;
-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
-родители не умеют любить одинаково своих детей;
-родители ребенку не доверяют;
-родители настраивают ребенка друг против друга;
-родители не общаются со своим ребенком;
-вход в дом закрыт для друзей ребенка;
-родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
-родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
-ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:
Внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Памятка
(родительские роли)
Дорогие родители! Быть родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя - это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Карта ролей родителя это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста
Родитель – воспитатель. Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни».
Родитель – « кормилец»:
- обеспечивает регулярность питания;
- обеспечивает разнообразным и здоровым питанием;
- при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей;
- прививает ребёнку понятие вкуса;
- приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу;
- побуждает ребёнка к приготовлению пищи.
Родитель – «обеспечивающий одеждой»:
- заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда;
- одевает ребёнка с учётом климатических условий;
- обучает ребёнка следить за одеждой;
- уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка.
Родитель – «воодушевляющий»:
- способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка;
-даёт ребёнку игрушки. Книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления;
- поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например, сопровождая его на праздники, занятия и т.д.
Роль родитель - «защитник отдыха (сна)»:
- обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна;
- обеспечивает ребёнка спокойным и безопасным местом для сна;
Роль родитель - «расходующий деньги»:
- удовлетворяет основные нужды ребёнка;
-зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка;
- объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате;
-создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например: на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости.
Родитель – «следящий за чистотой»:
- заботится о гигиене ребёнка;
- обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене.
Родитель – «поддерживающий порядок»:
- запрещает сорить на улице и в общественных местах;
- следит за чистотой в доме,
- обучает ребёнка убирать свою комнату;
- по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме.
Родитель – «лечащий болезни»:
- при необходимости отводит ребёнка к врачу;
- отвечает за лечение ребёнка.
Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»:
- гуляет вместе с ребёнком,
- побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе.
Роль любящего родителя.
Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка.
Родитель – «любящий себя»:
- заботится о себе и своём самочувствии;
- при необходимости принимает помощь других взрослых.
Родитель – «дающий нежность»:
- с уважением выражает ребёнку свою близость;
- выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста;
- подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу);
Родитель – « дающий утешение»:
- выражает словами чувства ребёнка;
- выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие.
Родитель – «защитник»;
- просвещает ребёнка;
- защищает ребёнка от насилия и принуждения;
- контролирует свои импульсы;
- обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его развития;
- устанавливает ограничения для ребёнка;
- обучает ребёнка самозащите и самообороне.
Родитель – «одобряющий ребёнка»;
- одобряет себя;
- принимает, одобряет и ценит ребёнка такого, какой он есть;
- отличает сам поступок от совершившего его;
- уважает ребёнка;
- понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений;
- обращает внимание на положительные черты личности ребёнка;
- положительно оценивает его.
Родитель как собеседник:
- находится во взаимодействии с ребёнком;
- в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас;
- размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка.
Родитель как помощник в разрешении конфликтов:
- выслушивает высказывания ребёнка;
- выражает чувства ребёнка словами;
- помогает ребёнку принять решение и сделать вывод;
- оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении;
- разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства.
Роль: Родитель как устанавливающий пределы.
Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна сторона надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия.
Родитель как гарант физической неприкосновенности:
- контролирует своё поведение;
- Контролирует поведение других;
- предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.
Родитель, создающий безопасность:
- не оставляет ребёнка одного;
- не бросает ребёнка;
- обещает только то, что может выполнить;
- обучает действовать в неожиданных ситуациях;
- следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением;
- определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка;
- осуществляет наказания и поощрения;
- следит за учёбой ребёнка;
- устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка;
- обеспечивает достаточное количество сна и отдыха;
- знает и понимает запас своих сил и возможностей;
- умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств;
- умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию и т.д.).
Роль – «Учитель жизни».
Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственных ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизнь.