Принципы и методы воспитания.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к принципам воспитания:
1.Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом.
2.Компетентность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочерёдное применение на всех этапах воспитательного процесса.
3.Равнозначность. Принципы воспитания равнозначны, среди нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
В то же время принципы воспитания – это не готовые рецепты, не утверждённые правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляет систему. Существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Первый принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания.
Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя не достаёт конкретного фактического материала для полноценного воспитания.
В развитых странах создана сеть частных школ, реализующих цели определённых слоёв общества, которые могут и не совпадать с государственными (обучение в государственных школах бесплатное, в частных – платное). И несмотря на это, большинство населения предпочитает платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностных ценностях.
К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания у нас утерян, обращаемся к своему прошлому, к зарубежным воспитательным системам. «Главная задача школы – воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают законы государства» (Форд, бывший президент США). На достижение этой цели направляются значительные средства.
Один из эффективных путей реализации принципа – введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием других школьных дисциплин. В практику американской школы, например, прочно вошло в преподавание мини-курсов продолжительностью от 2-3 недель до нескольких месяцев («Отношения между странами», «Социальные проблемы»). Для всех классов подготовлены учебные пособия: «Закон и американское общество» (9-11), «Выдающиеся процессы Верховного Суда» (7-8), «Важнейшие статьи Конституции» (11).
В американских школах и школах других зарубежных стран многое делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитание положительного отношения к его идеалам и ценностям (юным гражданам внушаются выгодные правительству идеи – «Наша страна не во всём ещё достигла совершенства, но это наша Америка, и мы её любим», «Несмотря на наши проблемы, большая часть мира считает нас своим лидером» и т.д.).
Гражданское воспитание начинать надо с юных лет: уже в школе 1 ступени. Дети легко усваивают понятия «конституция», власть, закон, ответственность и др. Формирование их осуществляется на конкретных примерах, подтверждается практикой и закрепляет. Школа 2 и 3 ступеней развивает необходимые понятия, воспитывает убеждение, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.
Актуальная задача – преодоление в ближайшие годы апатии, инертности, социального отчуждения молодёжи. Для этого необходимо добиваться ускорения темпов социализации (полная интеграция личности в социальную систему, в ходе которой происходят её приспособление). Повсеместно распространено безразличие к общественным делам, уход от трудностей жизни, молодые люди не торопятся принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже собственну.
Лучшая школа воспитания – школа жизни. Поэтому второй принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух направлениях:
1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;
2) привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд – одно из важнейших средств социализации личности, включение её в систему общественных отношений.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
- понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека; значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
- уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
- развитие способности много и успешно трудиться, желание добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
- понимание общих основ современного производства, стремление овладевать общей культурой и основами НОТ;
- сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
- бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножить своим трудом общественную собственность;
- нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, тунеядству, варварскому отношению к природным богатствам.
Педагогически всегда выгодно опираться на положительные интересы ребёнка (познавательные, эстетические, любовь к природе, к животным), при помощи которых возможно решение многих задач трудового, нравственного, эстетического воспитания. И наоборот, педагогически неправильно, нецелесообразно сосредотачивать воспитательный процесс лишь на ликвидации недостатков, пробелов в поведении и поступках учащихся. Такая линия воспитания сводится к ненужной борьбе воспитателя и воспитанника, которые противостоят в воспитательном процессе как враждующие семьи. Постоянное напоминание о недостатках воспитанника обостряет его чувство неполноценности, а воспитателя лишает педагогического оптимизма.
Принцип опоры на положительное требует, чтобы в воспитательном процессе создавались положительные отношения между его участниками, располагающие к доверию, искренности.
Воспитание на положительном примере оказывает влияние на создание спокойной, деловой обстановки, где каждый занят полезной, разумной деятельностью, где высокая организация труда и отдыха, где создаётся чистая атмосфера жизни, собранности, слаженности учреждения, которым дорожат, в котором всё берегут.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации. Он требует:
- гуманного отношения к личности воспитанника;
- уважение его прав и свобод;
- предъявление воспитаннику посильных и разумно сформированных требований;
- уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые к нему требования;- уважение права человека быть самим собой;
- доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
- ненасильственное формирование требуемых качеств;
- отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
- признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат его убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Воспитательный процесс требует учёта возрастных особенностей детей. Опираясь на возрастные возможности и особенности школьника, воспитательный процесс должен предъявлять каждому возрасту оптимальные требования, вносящие изменения и улучшения в его деятельность и отношения.
Известной особенностью младшего школьника является его эмоциональная активность, стремление к конкретной, непродолжительной деятельности, которая сопровождается ощутимыми для школьника результатами. Поэтому очень важно в этом возрасте формировать привычки, которые организуют поведение детей. Нужны прямые и косвенные указания о том, как нужно делать, как поступать. Велика в этом возрасте склонность к подражанию, сила примера. Это накладывает новую ответственность на поведение учителя как образца высокой нравственности, порядочности, справедливости и т.д.
В подростковом возрасте важно учитывать такое новообразование, как стремление к взрослости, к самостоятельности, желание уйти от опеки взрослых, тяга к общению со старшими товарищами. Развивается критическое мышление, но оно часто сочетается с недостатком знаний. В силу этого подросток неадекватно оценивает обстоятельства жизни, людей: часто без оснований критически воспринимает указания учителя, родителей, взрослых.
Однако именно в этом возрасте происходит поиск идеалов.
Возраст сложный, противоречивый, трудно протекает. Эмоциональность, стремление к родительской ласке сочетается с напускной бравадой, грубостью, поэтому частов воспитательном процессе осложняются конфликтные ситуации.
Воспитательный процесс с подростками следует строить, используя их стремление к самостоятельной взрослости. В связи с этим важно ставить подростка в позицию активного участника в организации нужных дел для малышей, советчика взрослых в полезных начинаниях.
Самолюбие подростка очень ранимо, поэтому следует их щадить, не применять резкие указания, приказной тон, не злоупотреблять наказаниями. Нужно приподнимать достоинство личности подростка, советоваться с ним, доверять ему, полагаться на данное им слово, развивать чувство ответственности.
Пора ранней юности – высокие познавательные возможности, возрастание социальной зрелости, расширяется круг интересов, возрастает стремление к самостоятельности.
Интересы, запросы, стремления юношества часто бывают скрытыми от воспитателя.
Расширяющаяся сфера свободного общения осложняет организованный воспитательный процесс, т.к. свободные контакты юношей и девушек не бывают, как правило, доступны воспитательным влияниям. Одна из необходимых задач воспитателя – заботиться о верном тоне и стиле отношений учитель – старшеклассник (не вступает в конфликт, но складывается его критическая оценка поведения взрослого и юноша старается избежать контакта с учителем). Необходимо привлекать их в активный процесс самовоспитания и влияния на сверстников при помощи общественного мнения, дружеских связей.
Принцип единства воспитательных воздействий называют также принципом координации усилий школы, семьи и общественности, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций, семьи по воспитанию подрастающего поколения. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитаннику согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В противном случае на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает психические перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти.
Методы воспитания – сложнейший компонент воспитательного процесса.А.С.Макаренко назвал метод «инструментом прикосновения к личности».
Методы воспитания определяются как конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. (Пидкасистый П.И.)
И.П.Подласый методы воспитания определяет как способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Вот определение, данное в уч.пособии «Педагогика» (1997) (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов):
Методы целостного педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. (с.296)
Цель воспитания достигается различными путями. Их много. Одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие до нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Иногда они могут оказаться малоэффективными. Воспитатель ищет новые, которые соответствуют конкретным условиям, позволяют быстрее достичь результата.
Конструирование, выбор, правильное применение методов воспитания – это вершина педагогического профессионализма.
Создать принципиально новый метод не под силу ни одному воспитателю. Задача же совершенствования методов стоит постоянно перед учителем. Он может внести в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, которые соответствуют конкретным условиям.
Такие частные совершенствования методов называют приёмами воспитания. Приём воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение. Это составляющий элемент метода воспитания.
Например, в трудовом процессе используется приём – показа трудового действия.
Рассказываем о нормах нравственности – используем приём конкретизации: наглядность, ссылки на литературные источники.
Выделяется также понятие «средство воспитания». Метод воспитания реализуется через деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне её. Например, оказывает влияние книга, газета, кинофильм, телепередача и без педагога (нередко и вопреки советам учителей, если эти средства несут аморальную информацию).
Итак, приём – единичное воздействие, средство – совокупность приёмов. Средство – это уже не приём, но ещё не метод.
Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приёмы.
Поэтому иногда метод воспитания определяют как систему приёмов и средств, используемых для достижения поставленной цели, т.к. в структуре метода приёмы и средства есть обязательно.
Методы можно сгруппировать. В практической работе учителя подходит больше всего следующее:
во-первых, методы, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия. К этой группе относятся все виды информационного воздействия, имеющие функцию убедить, сформировать взгляды о том, «что такое хорошо и что такое плохо», взгляды о Добре и Зле, о допустимом и недопустимом. Эту группу называют методами убеждения. Это рассказ, внушение, беседа, убеждение примером, инструктаж, внеклассное чтение и т.д.;
во-вторых, методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых. Это методы упражнений, методы организации практической деятельности, формирование опыта поведения. Это различного рода поручения, требования, состязания, создание ситуации успеха, поручения, режим и т.д.;
в-третьих, методы, с помощью которых стимулируются самооценки, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализ), самовоспитании, а также производятся официальные оценки поступков учащихся. Это – методы оценки и самооценки, методы стимулирования. Сюда относятся различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики.
Ключевые понятия темы:воспитание, воспитательный процесс, диалектика процесса воспитания, творческие действия, принципы воспитания, техники и приемы воспитания, моделирования в воспитании, сознание.
Контрольные вопросы
1.Особенности воспитательного процесса.
2.Диалектика процесса воспитания.
3.Система и структура воспитательного процесса.
4.Общие закономерности процесса воспитания.
5.Содержание процесса воспитания.
6.Коллективные творческие действия.
7.Принципы воспитания.
8.Методы и приемы воспитания.
9.Выбор методов воспитания.
10.Методы формирования сознания, поведения личности.