Тема 3.Принципы и методы воспитания
Цель: рассмотреть основные подходы к классификации принципов и методов воспитания
Вопросы для обсуждения:
1.Принципы воспитания, их связь с законами и закономерностями воспитания
2. Сущность и понятие методов воспитания.
3. Раскрыть специфику и значение методов формирования сознания
4.Показать роль и значение методов формирования поведения и деятельности
5.Методы стимулирования и их значение в воспитании
Контрольные вопросы и задания:
Составить свою систему принципов воспитания и обосновать ее.
Сделать сравнительный анализ классификации методов воспитания. Привести примеры из практики, связанные с использованием учителем разных методов воспитания. Обосновать целесообразность того или иного метода.
Найти в педагогических журналах («Педагогика», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Русская национальная школа» и интернете статьи по теме семинара.
Основная литература
1. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина и др. М., Академия: 2009.
2. Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах М., Академия, 2009.
3.. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко и др. М., 2004.
Дополнительная литература:
1. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. - Санкт-Петербург, 1994.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование. М., 2010.
3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998.
Тема 4 .Средства воспитания.
Цель: раскрыть основные средства воспитания в начальной школе.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и понятие средств воспитания классификация.
2. Специфика основных средств воспитания: общение, труд, учение, игра.
Контрольные вопросы и задания:
Сформулируйте условия, обеспечивающие эффективность средств воспитания. Оформите в таблицу.
Основная литература:
1. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина и др. М., Академия : 2009.
2. Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах М., Академия, 2009
3.. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко и др. М., 2004.
Тема 5. Содержание воспитания
Цель: Раскрыть основные подходы к проблеме содержания воспитания
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность содержания воспитания, его исторический характер
2. Компоненты содержания воспитания
3. Характеристика современных программ и концепция воспитания
Контрольные вопросы и задания:
Представить в таблице сравнительный анализ современных программ и концепций воспитания (методологические подходы, цель, структура, разделы). Выделить сходство и различие.
Основная литература
1. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина и др. М., Академия: 2009.
2. Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах М., Академия, 2009.
3.. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко и др. М., 2004.
Тема 6. Нравственное воспитание в начальной школе
Цель: раскрыть особенности нравственного воспитания в современной начальной школе.
Вопросы для обсуждения
Выпишите высказывания известных педагогов о роли и значении нравственного воспитания
1. Сущность и понятие нравственного воспитания
2. Задачи нравственного воспитания
3. Содержание нравственного воспитания
4. Современные подходы к осуществлению нравственного воспитания
Контрольные вопросы и задания:
Покажите связь и зависимость между задачами нравственного воспитания и целью воспитания. Оформите в таблицу.
Основная литература
1. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина и др. М., Академия: 2009.
2. Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах М., Академия, 2009
3.. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко и др. М., 2004.
Тема 7. Эстетическое воспитание младших школьников
Цель: формировать знания о сущности и специфике эстетического воспитания, его содержании и методах в начальной школе.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и основные понятия эстетического воспитания
2. Задачи и содержание эстетического воспитания
3. Системы эстетического воспитания в современной начальной школе.
Контрольные вопросы и задания:
Ознакомьтесь с современными системами эстетического воспитания, выделите основные положения. Предложите собственную систему. Обоснуйте.
Составьте таблицу соответствия форм эстетического воспитания средствам воспитания младших школьников.
Основная литература
1. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина и др. М., Академия: 2009.
2. Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах М., Академия, 2009.
3. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко и др. М., 2004.
Тема 8. Формы воспитания
Цель: формировать представления о формах организации воспитания в начальной школе.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие форм воспитания
2.Основные формы организации воспитания в начальной школе
3. Организация внеклассной воспитательной работы
4.Формы внешкольной работы
Контрольные вопросы и задания:
На основе существующей классификации форм воспитания составить свою. Обосновать.
Выписать в словарь основные формы воспитательной работы с учащимися начальной школы.
Найти нетрадиционные формы воспитательной работы в современной начальной школе. Подготовить презентацию.
Основная литература
1. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина и др. М., Академия: 2009.
2. Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах М., Академия, 2009.
3. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко и др. М., 2004.