Информационно-методическая часть. (название учреждения высшего образования)
УТВЕРЖДАЮ
Ректор
УО “ВГУ им. П.М.Машерова______
(название учреждения высшего образования)
________________ А.П.Солодков
(подпись) (И.О.Фамилия)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № ______
ПРОГРАММА
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
(название практики)
для специальности:
1-23 01 04 Психология ;
(код специальности) (наименование специальности)
специализации:
____1-23 01 04______ ___________Педагогическая психология_______.
(код специализации) (наименование специализации)
Составители:
________________________________________________________________;
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
________________________________________________________________;
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
________________________________________________________________
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой _______________________________________________________
(название кафедры - разработчика программы)
(протокол № ___ от ____________)
Заведующий кафедрой
__________ _____________
(подпись) (И.О.Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета_______________________________________________
(название учреждения высшего образования)
(протокол № ___ от ____________)
Председатель
Совета факультета
__________ _____________
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом факультета социальной педагогики и психологии учебная психодиагностическая практика для студентов 3 курса дневной и заочной формы обучения специальности 1-23 01 04 «Психология» (специализация 1-23 01 04 04 «Педагогическая психология») организуется в 6-ом семестре. Практика осуществляется на базе учреждений образования: дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, социально-педагогических центрах. Длительность учебной психодиагностической практики составляет 4 недели (при дневной форме обучения организуется без отрыва от учебных занятий).
Цель учебной психодиагностической практики - овладеть общими навыками проведения психодиагностических исследований. Достижение цели предполагает овладение конкретными методами и приемами психодиагностики, анализ материалов исследования и разработку на их основе программы соответствующих рекомендаций.
Основными задачами учебной психодиагностической практики являются:
- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
- углубление и закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
- овладение приемам и методам психологической диагностики, выработка навыков составления психологических заключений и характеристик, аналитических справок;
- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
В процессе практической подготовки студенты должны приобретать следующие профессионально-психологические умения:
- проектировочно-прогностические: прогнозировать развитие (обучение и воспитание) ребенка, результаты определенных психолого-педагогических воздействий; ставить цели, формулировать и планировать виды и задачи психологической деятельности;
- организаторские: организовывать разные виды деятельности с детьми и взрослыми; организовывать свою деятельность, свое рабочее место;
- диагностические: построить диагностическую процедуру в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; умение анализировать и интерпретировать полученные результаты, составлять психологические заключения и характеристики, формулировать рекомендации по результатам диагностики;
- исследовательские: умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; умение владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности;
- коммуникативные: целенаправленно организовывать общение и управлять им; четко и убедительно выражать свои мысли, проговаривать инструкции, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями.
Требования к организации и содержанию практики в соответствии с образовательным стандартом. Цель практики – овладеть общими навыками проведения психодиагностических исследований. Достижение цели предполагает овладение конкретными методами и приемами психодиагностики, анализ материалов исследования и разработку на их основе программы соответствующих рекомендаций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Структурные компоненты учебной психодиагностической практики:
1. Установочная конференция.
2. Учебная практика в учреждении.
3. Зачет.
4. Итоговая конференция.
На установочной конференции студент получает необходимые указания от руководителя практики по выполнению заданий, ведению необходимой документации. Назначается староста в каждой группе студентов. В его обязанности входит учёт посещаемости студентов, оповещение их о консультациях, выполнение поручений руководителя практики. Объявляются сроки и базы производственной практики.
Ведение дневника практики студент начинает на установочной конференции.
По итогам практики на базе учреждения может проводится психолого-педагогический консилиум или итоговое совещание с участием администрации, психолога, студентов-практикантов, группового методиста. Предусматриваются несколько этапов защиты практики студентами:
Первый этап — студенты сдают зачет по всем заданиям, выполняемым во время прохождения практики, предъявляют все отчетные документы, эмпирические материалы и в устной беседе с руководителем практики обосновывают все свои выводы и рекомендации.
Второй этап — по окончании практики проводится итоговая конференция, на которой выступают студенты с наиболее интересными наработками. Опыт накапливается и обобщается на кафедре прикладной психологии.
I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога
в дошкольном учреждении
Цель: приобрести практические умения в области диагностики развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомиться со спецификой работы педагога-психолога в дошкольном учреждении.
• Научиться изготавливать стимульный материал для психодиагностического обследования дошкольника.
• Овладеть умением организации психодиагностического исследования дошкольника.
• Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов, подготовке психологического заключения по итогам исследования.
• Приобрести навыки разработки рекомендаций по результатам диагностического обследования.
Этапы практики:
1 этап. Знакомство с педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В беседе с педагогом-психологом студенты узнают об особенностях ведения документации (годовой план работы психологической службы ДОУ; план-сетка работы на неделю; журнал учета групповых форм работы, журнал учета индивидуальной работы с детьми и др.). Студенты составляют перечень и указывают форму заполнения документации психолога, а также дают анализ годового плана педагога-психолога.
Студенты знакомятся с психодиагностическим направлением деятельности педагога-психолога. При изучении особенностей психодиагностического направления деятельности психолога необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала,
составление графика работы, протоколов обследования.
2. Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.
3. Составление психологического заключения.
4. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей.
5. Проведение консультаций для воспитателей и родителей.
Студенты проводят анализ кабинета педагога-психолога, при этом необходимо отметить:
- наличие отдельного помещения для кабинета у педагога-психолога;
- соответствие кабинета требованиям «Положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
2 этап. Планирование и подготовка к диагностике интеллектуальной сферы дошкольника. Совместно с психологом осуществляется подбор методик для диагностики интеллектуальной сферы детей. Студенты изготавливают необходимый стимульный материал, получают информацию по процедуре диагностического обследования дошкольника и ведению протокола.
Рекомендуемые методики даны в методических материалах к первому разделу практики.
3 этап. Проведение психологической диагностики, как в групповом, так и в индивидуальном вариантах старшей группы детского сада.
4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога ДОУ и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, составляют психологическое заключение с рекомендациями по итогам исследования.
5 этап. На протяжении всей практики оказывать посильную диагностическую помощь педагогу-психологу дошкольного учреждения.
Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики. Отчетные документы по I разделу практики:
1.
Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).
2. Протоколы (копии) обследования.
3. Психологические заключения (копии) с рекомендациями воспитателю и родителям.
II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной
школы
Цель: приобрести навыки психологической диагностики мотивации учения младших школьников. Задачи:
• Познакомиться с особенностями работы педагога-психолога в начальных классах школы.
• Научиться составлять планы реализации психологического обследования младшего школьника.
• Провести психодиагностическое обследование младшего школьника.
• Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов.
• Приобрести навыки подготовки психологического заключения с рекомендациями для педагогов и родителей по итогам обследования.
Практика в начальной школе предусматривает работу студентов по изучению мотивации учения детей младшего школьного возраста.
Этапы практики:
1 этап. Знакомство с педагогом-психологом начальной школы.
В беседе с педагогом-психологом, студенты узнают об особенностях ведения документации (годовой план работы психологической службы школы; план-сетка работы на неделю; журнал учета групповых форм работы, журнал учета индивидуальной работы и др.). Студенты составляют перечень и указывают форму заполнения документации психолога, а также дают анализ годового плана педагога-психолога.
Студенты знакомятся с психодиагностическим направлением деятельности педагога-психолога. При изучении особенностей психодиагностической работы психолога необходимо обратить внимание на следующее:
1. Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала,
составление графика работы, протоколов обследования.
2. Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.
3. Составление психологического заключения.
4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
5. Проведение консультаций для педагогов и родителей.
Студенты проводят анализ кабинета педагога-психолога, при этом необходимо отметить:
- наличие отдельного помещения для кабинета у педагога-психолога;
- соответствие кабинета требованиям «Положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
2 этап. Планирование и подготовка диагностики мотивации учения младшего школьника либо адаптации к начальной школе. Диагностические методики приведены в методических материалах ко второму разделу практики.
Студенты изготавливают необходимый стимульный материал, получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.
3 этап. Проведение психологической диагностики в групповом и индивидуальном вариантах детей младшего школьного возраста.
4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, составляют психологическое заключение с рекомендациями.
Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.
Отчетные документы по II разделу практики:
1. Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).
2. Протоколы (копии) обследования младших школьников.
3. Психологические заключения (копии) с рекомендациями педагогу и родителям.
4. Методическая разработка психолого-педагогического консилиума по теме «Адаптация учащихся в первом классе».
Перечень рекомендуемых методик
№ п/п | Цель | Название методики- | Автор методики | Возрастной период клиента |
1. | Определение направленности психической активности младших школьников на учебную деятельность | Диагностика мотивации учения младших школьников | Комплекс методик под редакцией Н.В.Елфимовой | 7-9 лет |
III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в
средней школе
Цель: приобрести практические умения в осуществлении психологической диагностики учащихся средней школы. Задачи:
• Сформировать у студентов-практикантов представление о системе работы психолога в средних классах школы.
• Научиться планировать психологическую деятельность по реализации диагностики.
• Провести психодиагностическое обследование класса учащихся средней школы.
• Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов.
• Приобрести навыки подготовки психологического заключения с рекомендациями для педагогов и родителей по итогам обследования.
Практика в средней школе (для студентов дневного отделения) предусматривает работу по одной из предложенных тем (выбор темы осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики):
1. Изучение эмоционально-личностной сферы учащихся средней школы.
2. Изучение классного коллектива.
Этапы практики:
1 этап. Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.
Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ.
Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела.
2 этап. Подготовка к диагностике школьников. Изготовление необходимого стимульного и раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.
3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса.
4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики проводят обработку и анализ результатов диагностики. Производят расчет оценочной шкалы по средним величинам, а затем составляют аналитическую справку и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся.
Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики. Отчетные документы по III разделу практики:
1.
Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).
2. Протоколы (копии) обследования учащихся средней школы.
3. Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса по результатам исследования, предпринятого в 5-9-х классах по изучению эмоционально-личностной сферы учащихся или классного коллектива (в зависимости от индивидуального задания).
индивидуального | ||||
восприятия, особенностей | ||||
эмоционального | ||||
развития | ||||
Изучение классного коллектива | ||||
Выяснить общий | Методика | Подростко | ||
уровень психоло- | самооценки | вый и | ||
гического развития | коллектива через | юношеский | ||
4. | коллектива, определить перспективы развития класса | эмоционально-символическую аналогию | возраст | |
Оценка | Методика | подростковы | ||
организованности | экспериментальног | й и | ||
5. | классного | о исследования | юношеский | |
коллектива | организованности | возраст |
IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
Цель: овладеть навыками психологической диагностики учащихся старших классов. Задачи:
• Познакомиться с особенностями работы с учащимися старших классов.
• Разработать алгоритм изучения личности учащегося старших классов.
• Реализовать психодиагностическое обследование, составить аналитическую справку с рекомендациями по его результатам. Практика в старшей школе (для студентов дневного отделения)
предусматривает работу по двум темам (выбор методики по второй теме осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики):
1. Диагностика личности и межличностных отношений старшеклассников.
2. Изучение профессиональной направленности личности старшеклассника
(одна методика на выбор).
Этапы практики:
1 этап. Педагог-психолог учреждения образования знакомит студентов со спецификой работы психолога системы образования со старшеклассниками. Студенты знакомятся с основным диагностическим инструментарием для старшеклассников по изучению личностных особенностей учащихся, их профессиональной направленности.
Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела.
2 этап. Подготовка к диагностике старшеклассников. Изготовление необходимого раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.
3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса.
4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, а также составляют аналитическую справку и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся.
Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики. Отчетные документы по IV разделу практики:
1.
Психодиагностический инструментарий.
2. Протоколы (копии) обследования старшеклассников.
3. Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса (в зависимости от индивидуального задания).
информационно-методическая часть
Обязанности участников практики
Факультетский руководитель практики:
- определяет базы практики, согласовывает и оформляет необходимые документы по закреплению и регламенту использования баз практики;
- организует проведение установочной и итоговой конференций по практике, контролирует получение практикантами направлений на базы практики (где необходимо);
- знакомит методистов практики с содержанием утвержденной на учебный год программой практики, с требованиями документального сопровождения практики; обеспечивает их новыми разработками, необходимыми формами отчетной и нормативной документации;
- организует проведение практики, устанавливает связь с руководителями баз практики, согласует с ними программу практики, распределение практикантов по рабочим местам;
- осуществляет контроль за ходом практики, за работой методистов, принимает оперативные меры по устранению недостатков в организации и проведении практики;
- в недельный срок после окончания практики предоставляет руководителю практики университета установленные документы на оплату труда работников баз за руководство практикой студентов, несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений;
- составляет отчет о практике и предоставляет его руководителю практики университета в сроки, указанные в приказе о проведении практики.
Методист практики:
- отвечает за выполнение договора о сотрудничестве с конкретным базовым учреждением;
- осуществляет организацию, непосредственное руководство и контроль за работой студентов-практикантов на базах практики;
- организует прохождение практики студентами в соответствии с программой практики, несет ответственность за выполнение программных требований практики, соблюдение плана ее проведения и содержания;
- консультирует и оказывает помощь практикантам при подготовке отчетной документации, оценивает результаты выполнения студентами программы практики;
- участвует в работе установочной и итоговой конференций по практике, вносит предложения по совершенствованию практики;
- утверждает графики работы практикантов и контролирует их выполнение;
- составляет для факультетского руководителя практики отчет о ее прохождении закрепленным контингентом студентов.
Педагог-психолог учреждения:
- обеспечивает условия для работы студентов в соответствии с программой психологической практики;
- знакомит студентов с планом своей работы, с методической базой кабинета педагога-психолога, с направлениями и содержанием проводимой им деятельности;
- оказывает методическую помощь студентам при подготовке и выполнению заданий практики, изготовлении стимульного материала, обработке и анализе полученных результатов;
- по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов; помогает практикантам в психологических наблюдениях, проведении диагностических процедур, направляет совместную и индивидуальную аналитическую деятельность студентов;
- анализирует и оценивает результаты выполнения студентами-практикантами заданий по практике;
- присутствует при выполнении заданий практики, участвует в их анализе и оценке;
- предоставляет возможность отработать практику студентам, не выполнившим ее в срок по уважительным причинам;
- принимает участие в итоговой, конференции по практике (по возможности).
Студент-практикант имеет право:
- обращаться за помощью к факультетскому руководителю, методисту или педагогу-психологу учреждения;
- присутствовать на открытых мероприятиях, проводимых в учреждении; изучать опыт работы педагога-психолога учреждения;
- вносить свои предложения по совершенствованию содержания, организации педагогической производственной практики.
Студент-практикант обязан:
- подчиняться правилам внутреннего распорядка базового учреждения образования;
- соблюдать график работы учреждения образования, присутствовать на практике, своевременно извещать методиста о своем отсутствии;
- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных программой психологической практики, отражать их содержание и результаты в дневнике (ежедневно);
- предъявлять документацию по требованию группового методиста;
- пропущенный день практики студент должен отрабатывать полностью;
- своевременно предоставить документацию по итогам практики, высказать свои предложения и замечания по организации практики, совершенствованию практической подготовки;
- принять активное участие в установочной и итоговой конференциях.
Отчетная документация по практике.
Отчётная документация может быть выполнена с применением графических и печатных устройств ЭВМ на одной стороне бумаги через одиночный интервал 12 или 14 шрифтом либо написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращений слов и сдана методисту практики. Отчётная документация предоставляется в папке.
Основные отчетные документы:
1. Дневник по практике с утвержденным индивидуальным планом (приложение 1-2). В дневнике студент ежедневно фиксирует процесс выполнения заданий и дает анализ полученных результатов.
2. Отчетные документы, указанные в разделах практики.
3. Отчёт о практике (приложение 3).
4. Характеристика студента с места практики с рекомендуемой оценкой, заверенная подписью руководителя учреждения.
Отчётная документация должна быть сдана на кафедру прикладной психологии в течение 3 дней после окончания практики