Этап закрепления выработанных вокальных навыков. Достижение автоматизма
Этап закрепления двигательных навыков и их автоматизации соответствует укреплению динамических стереотипов в мозговой коре. В этой фазе навыки выполняются легко, слаженно, свободно, не требуя большого внимания, которое уже может быть перенесено на другие объекты, и лишь частично контролировать их выполнение. Они уже устойчивы: к сбивающим моментам и безотказно выполняются на публике, на экзамене и в других сложных психологических ситуациях.
С точки зрения понятия постановки голоса — этот этап характеризуется стадией устойчивого овладения вокалом, когда голос имеет все необходимые вокальные качества, звучит ровно и свободно на всем диапазоне, позволяя певцу спокойно переносить основное внимание на исполнение. В практике пения говорят: «голос устроился». Этот этап овладения навыками позволяет певцу легко варьировать звукообразование, на выходя, разумеется, за пределы, ограниченные понятием академического звучания. Возможность нюансировки и развитие ее в полной мере относится именно к этому этапу.
На более ранних этапах формирования двигательных певческих навыков основное внимание уделяется нахождению и укреплению верной работы голосовых органов. Потому певец прежде всего стремится к формально правильному звукообразованию и обычно бывает исполнительски скован и беден выразительными возможностями.
Этап автоматизации навыков позволяет проявиться вариантам этих навыков, что и составляет основу различных нюансов. Мастерство пения характеризуется именно этой бесконечной вариабильностью, диктуемой художественной испол-
25S
нительской задачей. Певец «играет» голосом, делает им то, что хочет, не выходя при этом из рамок правильного профессионального звучания. Эти варианты в своей основе являются дополнительными цепочками рефлексов, которые формируются в процессе многократных проб, попыток менять характер звучания. Такие временные связи, накопленные в результате многократных и длительных упражнений, составляют двигательный опыт, запас разнообразнейших движений, которые опытный певец включает в исполнение в зависимости от тех или иных художественных задач.
Нахождение и накопление этих вариантов работы голосового аппарата возможно только тогда, когда найдены и закреплены основные верные навыки. Поэтому на ранних этапах, в стадии нахождения и укрепления навыков надо временно мириться с некоторой единоплановостью звучания, со скромностью в динамических и тембровых нюансах, в требованиях к выразительности слова. Основное внимание на этих этапах — выработка и закрепление правильной работы всех частей голосового аппарата, диктуемой музыкальным заданием. Потому музыкально-исполнительские задачи на первых этапах должны быть, как правило, весьма скромны, но всегда должны присутствовать, ибо «запуск» всей сложной системы органов голосового аппарата должен во всех случаях определяться музыкально-исполнительской задачей.
Поскольку в фазе автоматизации и шлифовки навыка внимание может быть перенесено почти целиком на исполнительские задачи и поиски вариантов выполнения навыков, педагог может для занятий использовать иной, более сложный характер музыкального материала.
Музыкальный материал должен включать в себя самые разнообразные типы вокальных движений, разные типы голосоведения. Он может быть разнохарактерным по эмоционально-смысловому содержанию. Музыкальные исполнительские требования заставят певца находить нужные варианты навыка, приведут к развитию динамических и тембровых возможностей голоса.
Заключение
Все голоса от природы несовершенны. Задача педагога — выработать, усовершенствовать голос, создать «инструмент» певца и одновременно научить его «играть» на этом инструменте. Педагог должен найти в голосовом аппарате нужный характер работы, развить необходимые певческие навыки. С физиологической точки зрения это соответствует образованию новых связей в двигательном анализаторе, образованию двигательных стереотипов правильного пения. Голос певца должен быть в одно и то же время вокально правильным, ровным, иметь
однородный певческий тембр — и бесконечно разнообразным в пределах этой правильности, без чего невозможно выразительное пение. С физиологической стороны этому соответствует выработка множества певческих двигательных стереотипов, строящихся на единой основе правильного взаимодействия частей голосового аппарата, на основе единой системы связей. Ведущим моментом в образовании певческих навыков является внутренний музыкально-вокальный образ. На первых этапах его формирование в основном определяется рассказом и показом педагога. Результаты попыток выполнить задуманное звучание оценивается многочисленными анализаторами во главе со слуховым. Системы обратных связей совершенствуются вместе с освоением навыка. Образование нужного двигательного стереотипа идет через контроль звучания голоса. «Ведет» педагогический процесс воздействия рассогласование между тем, что было задумано, и тем, что получилось в результате попыток. Связи уточняются до тех пор, пока рассогласование не будет ликвидировано. В формировании певческих навыков можно условно выделить три этапа: этап нахождения верной работы голосового аппарата, этап укрепления и уточнения этой работы и этап автоматизации и шлифовки. Каждый из этапов имеет свои характерные черты и требует от педагога их учета. Многообразие выработанных певческих навыков, большой вокальный двигательный опыт позволяет свободно проявиться творческому подходу и исполнению.