Оценочные средства для проведения аттестации обучающихся по модулю
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ
Проектирование и реализации образовательных программ
Начального образования: предметная область
"Обществознание и естествознание"»
Направление подготовки /специальность:
«44.04.02 – Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки:
«Начальное образование»
Москва,2016
Разработчик модуля ___к.п.н., доцент Козина Елена Федоровна_______
Заведующий кафедрой математики,
информатики и естественнонаучных дисциплин
дошкольного и начального образования ____________ Ходакова Нина Павловна
Заведующий общеинститутской кафедрой
теории и истории педагогики ____________ Данилюк Александр Ярославович
Директор института ________________ Савенков Александр Ильич
© ГАОУ ВО МГПУ, 2016
© Кафедра математики, информатики и естественнонаучных дисциплин дошкольного и начального образования , 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание аттестации по модулю носит междисциплинарный, компететностно-ориентированный характер и соответствует дисциплинам модуля. Поскольку преподавание модульных дисциплин подчинено единой идее - проектирование и реализация образовательных программ предметной области "Обществознание и естествознание", - аттестация по модулю проводится в виде защиты магистрантом проекта собственного элективного курса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного рода мероприятиям. К ней допускается магистрант, выполнивший все требования Р.П. модуля и базовых дисциплин, установленный объем НИРМ в соответствии с индивидуальным планом, прошедший предметную практику.
Работа над проектом авторского курса предполагает самостоятельное выполнение магистрантом теоретической и прикладной научной работы на основании имеющихся знаний основ наук естественного и гуманитарного циклов, специфики их преподавания предшкольникам и младшим школьникам, обобщения и анализа соответствующего опыта работы учителей. Она должна подтвердить способности автора самостоятельно вести научно-методический поиск, используя теоретические знания и практические навыки, выявлять и формулировать профессиональные проблемы, знать методы и приемы их решения.
В целом работа магистранта над проектом авторского курса носит поэтапный характер:
1. Предварительный:в зависимости от характера текущей работы обучающегося по дисциплинам модуля, проявленного интереса к рассмотренным вопросам ему может быть предложена разработка собственного элективного курса либо при ответственном отношении на выбор (возрастной ранг, тематическое направление, урочный / внеурочный характер), либо при наличии пробелов по конкретному предмету – на усмотрение комиссии с целью восполнения последних.
Также из числа обучающихся магистрантов назначаются рецензент программы и оппонент[1].
2. Проектный -разработка магистрантом авторского элективного курса: 1) программа с указанием цели, задач, содержания в соответствии с требованиями ФГОС НОО II поколения, принципов построения (горизонтальная, вертикальная преемственность), структуры и обоснования эффективности предложенной модели, МТО; 2) иллюстрирующих заданий, фрагментов / технологических карт / конспектов уроков по курсу; 3) обязательный краткий обзор имеющихся аналогичных в данной области учительских разработок (программ) с доказательством целесообразности собственного курса.
На итоговом этапе оформления обязательное ознакомление с содержанием проделанной работы оппонента и рецензента из числа магистрантов.
3. Презентационный:защита авторской разработок происходит публично, в присутствии всех преподавателей модуля и предполагает выступление магистранта, иллюстрируемое посредством презентации, распечаток. Присутствовать, задавать вопросы и участвовать в обсуждении работы могут все желающие.
Регламент защиты (подобен диссертационному):
- выступление магистранта – 7-10 минут;
- ответы на вопросы членов комиссии / присутствующих – 5 минут;
- отзыв рецензента – 3-4 минуты;
- ответы магистранта на замечания рецензента – 4-5 минут;
- отзыв оппонента – 3-4 минуты;
- ответы магистранта оппоненту – 4-5 минут;
- научная дискуссия – 4-6 минут;
- заключительное слово магистранта – 1 минута.
4. Итоговый.Оценка проведенной магистрантом работы проводится по параметрам: полнота раскрытия заявленной темы, креативность, степень самостоятельности выполнения, умение осуществлять анализ материала и применять полученные знания на практике, структура работы и стиль изложения, практическая значимость разработки, оформление работы.
При выставлении оценки учитывается: мнение членов комиссии;степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизна и практическая значимость; оценка рецензента; доказательность в оппонировании (ответы на замечания, конкретизирующие вопросы).
Магистранты, успешно справившиеся с заданиями, предлагаемыми в течение семестра по каждой дисциплине модуля и в рамках педагогической практики, получают дополнительные (бонусные) баллы, которые будут учтены при выставлении итоговых баллов за модульный экзамен.
Дополнительные (бонусные) баллы магистранты получают за высокие результаты, полученные за прохождение рассредоточенной практики и выполненные в рамках нее заданий, и подкрепленный оформленным дневником практики.
Таким образом, совокупный результат магистранта на модульном экзамене складывается из баллов:
1) набранных за защиту программы и иллюстративные материалы к ней;
2) полученных в качестве бонуса за успешное выполнение заданий по дисциплинам модуля;
3) полученных за оформление результатов прохождения рассредоточенной практики: дневник практики и выполненные задания.
Шкала пересчета полученной суммы баллов в оценку:
· «отлично», если сумма баллов находится в пределах 85 - 100 баллов;
· «хорошо», если сумма баллов находится в пределах 60 - 84;
· «удовлетворительно», если сумма баллов составляет 51 - 59;
· «неудовлетворительно», если сумма баллов меньше 50.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ
Вид оценочного средства | Критерии оценки | Показатели | Количество баллов |
1. Разработка элективного курса | - полнота и глубина раскрытия основных вопросов; - владеет и применяет специальные термины и понятия; - современное состояние обсуждаемой проблемы | 1) отбор содержания в соответствии с проблемой выступления, степень ее раскрытия; 2) умение систематизировать и структурировать обсуждаемый материал; 3) умение обобщать, сопоставлять и интегрировать информацию из различных областей знания; 4) умение тезисно формулировать свою позицию, точность формулировок 5) демонстрирует понимание значения изученного учебного материала для практической профессиональной деятельности 6) соблюдает научный стиль изложения, логика, аргументированность и системность изложения; 7) научность и обоснованность позиции; 8) соответствие современному состоянию науки (педагогики, психологии, методики), 9) креативность, учет в конспекте авторской технологии работы 10) наличие презентации и соответствие его содержания теме. | |
2. Презентация | - содержание - оформление - представление | 1) соответствие содержания презентации заявленной теме (задания); 2) полнота раскрытия основных понятий рассматриваемой проблемы; умение отобрать информацию в соответствии с проблемой; 3) достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации); 4) наличие и обоснованность выводов; 5) индивидуальный стиль и отбор информации: обоснованность и самостоятельность в постановке проблемы; 6) дизайн слайдов: количество и соотношение текстовой части и визуального ряда презентации. 7) наличие конкретных результатов апробации элективного курса | |
3. Разработка фрагмента занятия или теста к курсу | - цель - содержание - методика - результативность - изложение (культура речи) | 1) четкость формулировки целеполагания; 2) обоснованность отобранного содержания и его соответствие тематики курса; 3) адаптирует научно-методические подходы к реальным условиям учебно-воспитательного процесса; 4) учет индивидуального уровня подготовки обучающихся; | |
4.Бонусные баллы | Бонусные баллы по результатам освоения дисциплинам модуля и прохождения педагогической практики | - качество выполнения заданий; - ответы на занятиях; - участие в обсуждения; - отзывы супервизора или мнение преподавателя; - выступления на круглых столах, участие в семинарах, публикацию статей и др. |
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ МОДУЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА:
Разработать и апробировать программу:
- Рабочая интегрированная программа предметной области "Обществознание и естествознание (Окружающий мир)" (собственная разработка).
- Интегрированный курс «Окружающий мир» для классов раннего развития.
- Матрица непрерывного авторского курса «Окружающий мир».
- Программа «Юные исследователи природы» для детей предшкольного (и / или младшего школьного) возраста (по выбору).
- Курс «География для младших школьников».
- Программа кружка учреждения системы дополнительного образования «Занимательная геология».
- Курс «Расти здоровым!» для детей предшкольного (и / или младшего школьного) возраста (по выбору).
- Программа естественнонаучного клуба «Наследники К.Линнея».
- Программа факультативного курса «В мире флоры и фауны».
- Программа работы зоологической секции «Тайны животного мира».
- Программа внеурочной экологической работы младших школьников.
- Планирование направлений работы экологического сетевого сообщества «Мой дом - Земля».
- Программа конкурса детских проектов детей предшкольного и младшего школьного возраста «Я открываю мир!».
- Программа кружка «Юный москвич».
- Матрица непрерывного авторского парциального курса социально-гуманитарной направленности (на выбор).
- Элективный курс «Экономика для младших школьников».
- Парциальная программа «Граждановедение (правоведение) для младших школьников».
- Непрерывный курс «Основы светской этики».
- Программа «История для маленьких» для ДОУ и начальной школы.
- Программа МХК для I образовательной ступени.
- Непрерывный курс «Православное (мусульманское, иудейское, буддийское, католическое) воспитание детей».
Вопросы к экзамену[2]
1. Биоэкология как основополагающая наука современности: цель, задачи, содержание.
2. Характеристика сред обитания живых организмов.
3. Формирование понятия о почве и ее обитателях (сравнительный анализ работы в начальной школе и вузе).
4. Освоение воздушно-наземной среды первыми обитателями.
5. Многообразие классификаций представителей царства растения / животные (на выбор).
6. Организм как среда обитания.
7. Экологизация образовательной среды ДОУ / начальной школы (на выбор).
8. Специфика подачи естественнонаучного материала в вариативных программах «Окружающий мир».
9. Границы географической оболочки.
10. Информационные технологи в географии - перспективы использования . Изменение взглядов на мир через призму новых технологий.
11. Географические аспекты глобальных проблем человечества.
12. Основные смысловые блоки содержания географической составляющей предмета «Окружающий мир».
13. Специфика преподавания географии в начальной школе (сравнение 2-3 программ).
14. Основные подходы к разработке и реализации пропедевтических факультативных курсов географии.
15. Историко-обществоведческий компонент современных вариативных пропедевтических программ «Окружающий мир».
16. Модели построения однопредметных элективных пропедевтических курсов социально-гуманитарной направленности.
17. Содержание предшкольной обществоведческой подготовки ребенка.
18. Технология проведения разнообразных обществоведческих занятий с младшими школьниками (в сравнении разнообразных УМК).
19. Методика работы с историческим материалом в начальной школе. Сравнительный анализ моделей построения исторических курсов в средней и начальной школе.
20. Формы краеведческой работы в младших классах: особенности организации урочной и внеурочной краеведческой работы учащихся.
21. Особенности ознакомления детей с экономическим материалом в вариативных программах «Окружающий мир» и однопредметных факультативных курсах.
22. Содержание и методика работы по однопредметным социально-правовым программам в начальной школе (социальным, правовым, этико-правовым, психологическим, философским по выбору преподавателя).
23. Содержание культуролого-теологических пропедевтических программ и соответствующего блока курса «Окружающий мир».
24. Преемственность в обучении ОБЖ детей дошкольного и младшего школьного возраста.
25. Сопоставление содержания программ по ОБЖ и соответствующего блока курса «Окружающий мир».
26. Своеобразие построения и преподавания тематического блока и пропедевтического курса «История Отечества» (социология (обществознание), информатика без компьютера, основы безопасности жизнедеятельности, экономика) (по выбору).