Глава 9. Педагогическая коммуникация
Педагогика и психология высшей школы
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие
Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова
Авторский коллектив:
проф., канд. филол. наук М. В. Буланова-Топоркова (часть 1, гл. 1 2, 3, 5; гл. 5; гл. 6 2-6; гл. 7 1; гл.8, 9);
доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 1; гл. 2, 3; гл. 4 4; гл. 6 7, 8, 9);
проф., докт. филос. наук Л. Д. Столяренко (часть 1, гл. 4 1, 2, 3; гл.6 11; часть 2, гл. 1-4, 6, 7);
проф., докт. социол. наук С. И. Самыгин (часть 1, гл. 6 1; часть 2, гл. 7);
доцент, канд. техн. наук Г. В. Сучков (часть 1, гл. 1 7; гл. 6 10, 11);
канд. филос. наук, доцент В. Е. Столяренко (часть 2, гл. 5, 6); ст. преп. Н.А. Кулаковская (часть 1, гл. 1 4, 6).
В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.
Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.
Предназначено для студентов, аспирантов вузов, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Часть 1
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом
Роль высшего образования в современной цивилизации
Место технического университета в российском образовательном пространстве
Фундаментализация образования в высшей школе
Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе
Интеграционные процессы в современном образовании
Воспитательная компонента в профессиональном образовании
Информатизация образовательного процесса
Глава 2. Педагогика как наука
Предмет педагогической науки. Ее основные категории
Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками
Глава 3. Основы дидактики высшей школы
Общее понятие о дидактике
Сущность, структура и движущие силы обучения
Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности
Методы обучения в высшей школе
Глава 4. Структура педагогической деятельности
Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
Самосознание педагога и структура педагогической деятельности
Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе
Лекция
Семинарские и практические занятия в ВШ
Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых
Основы педагогического контроля в высшей школе
Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
Этапы и формы педагогического проектирования
Классификация технологий обучения высшей школы
Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль
Интенсификация обучения и проблемное обучение
Активное обучение
Деловая игра как форма активного обучения
Эвристические технологии обучения
Технология знаково-контекстного обучения
Технологии развивающего обучения
Информационные технологии обучения
Технологии дистанционного образования
Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов
Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога
Глава 9. Педагогическая коммуникация
Часть 2
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ