Глава 9. Педагогическая коммуникация

Педагогика и психология высшей школы

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие

Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова

Авторский коллектив:

проф., канд. филол. наук М. В. Буланова-Топоркова (часть 1, гл. 1 2, 3, 5; гл. 5; гл. 6 2-6; гл. 7 1; гл.8, 9);

доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 1; гл. 2, 3; гл. 4 4; гл. 6 7, 8, 9);

проф., докт. филос. наук Л. Д. Столяренко (часть 1, гл. 4 1, 2, 3; гл.6 11; часть 2, гл. 1-4, 6, 7);

проф., докт. социол. наук С. И. Самыгин (часть 1, гл. 6 1; часть 2, гл. 7);

доцент, канд. техн. наук Г. В. Сучков (часть 1, гл. 1 7; гл. 6 10, 11);

канд. филос. наук, доцент В. Е. Столяренко (часть 2, гл. 5, 6); ст. преп. Н.А. Кулаковская (часть 1, гл. 1 4, 6).

В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Предназначено для студентов, аспирантов вузов, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Часть 1

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

Роль высшего образования в современной цивилизации

Место технического университета в российском образовательном пространстве

Фундаментализация образования в высшей школе

Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе

Интеграционные процессы в современном образовании

Воспитательная компонента в профессиональном образовании

Информатизация образовательного процесса

Глава 2. Педагогика как наука

Предмет педагогической науки. Ее основные категории

Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

Глава 3. Основы дидактики высшей школы

Общее понятие о дидактике

Сущность, структура и движущие силы обучения

Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

Методы обучения в высшей школе

Глава 4. Структура педагогической деятельности

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе

Лекция

Семинарские и практические занятия в ВШ

Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

Основы педагогического контроля в высшей школе

Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

Этапы и формы педагогического проектирования

Классификация технологий обучения высшей школы

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

Интенсификация обучения и проблемное обучение

Активное обучение

Деловая игра как форма активного обучения

Эвристические технологии обучения

Технология знаково-контекстного обучения

Технологии развивающего обучения

Информационные технологии обучения

Технологии дистанционного образования

Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов

Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога

Глава 9. Педагогическая коммуникация

Часть 2

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Наши рекомендации