Римерная схема анализа традиционного урока.
1.Общие сведения об уроке: дата, класс, оборудование, ТСО.
2.Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку, умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
3.Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока.
4.Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
5.Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков, воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности самостоятельности.
6.Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.
7. Роль и место самостоятельной работы на уроке.
Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.
сихологические основы урока.
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.
9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.
10. Индивидуальный подход:
Стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом, оценка знаний и деятельности учащихся на уроке, соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.
ыводы и предложения.
Принципиальная характеристика урока иностранного языка может быть дана в трех понятиях: типы, структура и методика проведения занятия.
1. Под типами понимаются инвариантные (устойчивые) свойства различных учебных занятий. Типология обычно проводится по основной цели урока. Однако согласованного решения пока не существует. Одни авторы различают два типа урока (Б.Д. Лемперт), другие – три (Е.И. Пассов), третьи – семь (Л.С. Андреевская-Лэвенстерн и О.Э. Михайлова) и т.п. В соответствии с логикой формирования знаний и развития навыков и умений более оправданным представляется выделение пяти типов уроков: а) уроки сообщения новых знаний и первичное их закрепление; б) уроки формирования языковых и речевых навыков; в) уроки развития речевых умений (по устной речи, чтению и письменной речи), г) комбинированные уроки и д) контрольно-отчетные (нетрадиционные) уроки.
Типы уроков выполняют двойную функцию: а) служат основой для создания циклов уроков по изучаемой теме, б) предопределяют структуру отдельного учебного занятия.
2. Структура урока содержит следующие компоненты (этапы): начало урока, объяснение нового материала, формирование языковых и речевых навыков, развитие речевых умений и завершение урока. Одни из этих компонентов постоянные, другие – переменные. Постоянными этапами любого урока являются: начало урока и его завершение. Что касается остальных частей урока – объяснение материала, развитие языковых и речевых навыков, формирование речевых умений, то они меняются в зависимости от типа урока: на некоторых уроках представлены (уроки комбинированного типа) все переменные компоненты, на других – только некоторые из них.
3. Методика проведения начала урока, его центральной и завершающей частей качественно отличаются.
Начало урока решает три основные задачи: а) создание положительного эмоционального фона (музыкальное оформление, песни, игры, занимательные рассказы и пр.); б) постановка цели и ее мотивация (результатом, новизной содержания, своеобразием работы и пр.); в) формирование ориентировочной основы урока: выбор стратегий проведения занятия (коллективная, групповая и индивидуальная работа), использование языковых и неязыковых опор (ключевые слова, схемы, таблицы, картинки и др.), привлечение необходимых технических средств (фрагменты видеофильмов, компьютерные задания и др.).
Центральная часть урока выполняет главную роль в учебном процессе.