Обследование умения решать орфографические задачи.
Наиболее необходимыми в процессе письменной речи являются следующие этапы решения орфографических задач: выявление орфограммы, припоминание правила, его правильное применение. С целью обследования орфографических умений рекомендуются письменные тексты, включающие все изученные на данный период обучения правила правописания.
Задание: прочитай текст; подчеркни все орфограммы; вспомни правило на каждую орфограмму, объясни написание.
Предрасполагающим к нарушениям письменной речи является показатель менее 50% (0 баллов).
6. Выявление продуктивности проверочного чтения.В соответствии с результатами написания текста осуществляется последующий контроль за письменноречевой деятельностью, позволяющий выявить ошибки, не замечаемые в процессе письма. Оценить уровень эффективности данного операционального компонента письменной речи можно по показателю продуктивности проверочного чтения. С этой целью после написания диктанта, изложения или сочинения учащимся необходимо дать следующее задание:«Проверьте свою работу; если найдете в ней ошибки, исправьте их карандашом».
Типичным показателем неготовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи является показатель менее 50% (0 баллов).
Итоговый показатель готовности операциональных компонентоврассчитывается также исходя из среднего арифметического: баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на количество заданий, которых в данном блоке 6, и соответствует:
2 балла — оптимальному уровню готовности операциональных предпосылок овладения навыками самостоятельной письменной речи;
1 балл — допустимому уровню;
0 баллов — критическому.
Диагностика функциональных предпосылок писменной речи
Функциональные предпосылки обеспечивают базу письменной речи. К ним относятся: внимание, кратковременная и словесно-логическая память, слухо-моторные координации. Оценка состояния функциональных предпосылок также осуществляется по двухбалльной системе.
Исследование памяти проводится по общепринятым методикам: «Оперативная память» и «Запомни пару» (А.В. Ануфриев, С.Н. Костромина).
1) Методика «Оперативная память»позволяет выявить уровень развития кратковременной памяти.
Ход выполнения задания
Испытуемому вручается бланк.
Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов, по 5 чисел в каждом. (Количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов, по 4 числа в каждом, до максимального — с учетом возрастных особенностей.) Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе — с третьим, третье — с четвертым, четвертое — с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между чтением рядов чисел — 25-15 секунд, в зависимости от возраста.
Интерпретация результатов
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40).
Число правильно найденных сумм (ЧПНС) более 25 — 2 балла; 15<ЧПНС<25— 1 балл; ЧПНС< 15 —0 баллов.
2) Методика «Запомни пару»позволяет выявить уровень развития словесно-логической памяти. Учащимся зачитывается 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парами — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются слова левой половины ряда (с интервалом в 10 секунд). Учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины:
кукла — играть;
курица — яйцо;
ножницы — резать;
лошадь — сани;
книга — учитель;
бабочка — муха;
щетка — зубы; машина — дорога; снег — зима; корова — молоко.
3) Методика «Корректурная проба»(буквенный вариант).
Инструкция: «На бланке с буквами зачеркните первый ряд букв. Просмотрите ряды букв слева направо и вычеркните те же буквы, которые вычеркнуты в примере. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».
Пример:
ЛКРНСОАРН^СВАРКВРХ
Стимульный материал
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПША ЫТЕАОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФ ОТЗОСКАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБД КПКШУВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБО ТВЕИСМВНСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧ ЛЮНРАВНЩРВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХ РЕЛЮРСРКИЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИС ЕМВШЕОЛДТЕОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУ ЧОИПОЕОНАЫБВКА
Обработка результатов
Для определения объема внимания(VB) необходимо подсчитать количество просмотренных знаков:
Vb > 600 знаков — 2 балла;
200 < Vb < 600 — 1 балл;
Vb < 200 — 0 баллов.
Для оценки концентрации внимания(Св) необходимо подсчитать количество допущенных ребенком ошибок (пропуски подлежащей вычеркиванию буквы, вычеркивание другой буквы).
Св < 5 — 2 балла;
5В< Св < 10 — 1 балл;
Св > 10 — 0 баллов.
4) Методика «Красно-черная таблица».Ребенку предлагается показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем
порядке (время выполнения Т1 фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т2 фиксируется). Далее ученика просят показывать
черные числа попеременно — в возрастающем порядке, а красные
числа — в убывающем (время выполнения Т3 фиксируется). Показателем переключения внимания (Т) является разница между
временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором
заданиях: Т3 — ( Тх+Т2).
Т < 30" — 2 балла; 30" < Т < 60" — 1 балл; Т > 60" — 0 баллов.
Низкие показатели памяти и внимания лежат в основе затруднений при овладении самостоятельной письменной речью.
5) Еще одной составляющей функционального базиса письменноречевой деятельности является слухо-моторная координация
(воспроизведение звуковых ритмов). Невозможность или неправильное воспроизведение ритмических последовательностей так
же являются признаком предрасположенности к нарушениям
письменной речи, которая, как и любое физическое явление, ритмична. Для выявления состояния слухо-моторных координации целесообразно использовать следующую методику:
а) повторить заданный ритмический образец;
б) сравнить две серии ударов, предъявленных последовательно.
Если ребенок не справляется с первым заданием и успешно выполняет второе, то это свидетельствует о том, что страдает сам процесс воспроизведения ритмов при сохранной способности к слуховому различению («премоторный» тип нарушения). Если ребенок не выполняет оба задания, наблюдается «височный» тип нарушения, т.е. нарушается слуховое различение звуковых ритмов.
Оценка результатов:
— безошибочное воспроизведение ритмов — 2 балла;
— «премоторный» тип нарушения — 1 балл;
— «височный» тип нарушения — 0 баллов.
Итоговый показатель состояния функциональных предпосылок письменной речирассчитывается также исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на количество показателей, которых в данном блоке 5) и соответствует:
а) 2 балла — оптимальному уровню готовности функционального базиса к овладению навыками самостоятельной
письменной речи;
б) 1 балл — допустимому уровню;
в) 0 баллов — критическому.
Для большей наглядности итоговые показатели по каждому блоку оформляются в виде профиля потенциальной готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи.
Образец бланка:(заполняется в виде графика)
класс |
Фамилия, имя