Системы обучения в начальной школе.
В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними. Комплект «Гармония»под редакцией Н.Б. Истоминой.Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала. Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения. Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Этот комплект — самый распространённый в городе и области. Учителя начинали работать с этой программой по отдельному предмету «Литературное чтение» примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования младших и средних классов. Все учебники до 7 класса получили гриф Министерства образования.
30. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития.Новая школа - это школа для всех.Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями.Новая школа - это современная инфраструктура.Новая школа - это современная система оценки качества образования. Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей. Совершенствование учительского корпуса. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Расширение самостоятельности школ.
Рекомендуемая литература
- Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., Педагогическое общество России, 2002.
- Подласый И.П. Педагогика. – М. «Владос», 2006.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики – Ярославль, 1998.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: учеб. пос. –М., «Академия», 2002.
- Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М., 1998.
Психология
Общие основы психологии
1. Психология как наука: предмет, задачи, методы психологии.
Становление психологии как науки. Этапы развития психологии: донаучный, философский, собственно научный. Предмет психологии. Понятие «психика». Сознательное и бессознательное в психике. Отличие психики человека от психики животных.
Предмет изучения общей, возрастной, педагогической, социальной, специальной психологии. Связь психологии с анатомией, физиологией, философией, педагогикой.
Исследовательские методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, проективные методы.
- Характеристика ощущения и восприятия.
Определение ощущения. Природа и значение ощущений. Анатомо-физиологическая основа ощущений. Виды ощущений – по ведущему анализатору; по расположению рецепторов. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Интермодальные ощущения. Феномен компенсации.
Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность и осмысленность, целостность, избирательность, апперцепция, константность восприятия. Виды восприятий – по ведущему анализатору; по объекту восприятия; по целенаправленности процесса восприятия. Наблюдение как целенаправленное преднамеренное восприятие. Наблюдательность. Иллюзии восприятия.
- Общая характеристика внимания и памяти.
Определение внимания. Физиологические основы внимания (по И.П. Павлову, А.А. Ухтомскому). Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания. Индивидуальные особенности внимания.
Определение памяти. Значение памяти в психической жизни человека. Виды памяти – по характеру психической активности, по длительности сохранения материала, по характеру целей деятельности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Приемы запоминания и способы воспроизведения материала. Закономерности памяти. Индивидуальные различия памяти.
- Общая характеристика мышления и воображения.
Определение мышления. Виды мышления – по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое); по характеру результатов мышления (репродуктивное. творческое). Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Этапы мышления как процесса решения задачи. Индивидуальные особенности мышления (любознательность, гибкость, быстрота, самостоятельность, критичность). Аналитический и синтетический типы мышления. Понятие интеллекта. Речь как форма выражения мыслей человека.
Определение воображения. Значение воображения. Виды воображения. Механизмы воображения: гиперболизация, акцентирование, типизация, агглютинация, схематизация. Индивидуальные особенности воображения.
- Эмоции и чувства как отражение отношения человека к окружающему миру.
Определение эмоций и чувств, их значение (сигнальное, побуждающее, регулятивное). Внешнее проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств: по полярности, по влиянию на деятельность, по характеру удовлетворяемых потребностей. Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, праксические, эстетические). Виды эмоциональных состояний: аффект, настроение, страсть, стресс, фрустрация. Индивидуальные особенности эмоций и чувств.
- Воля как регулятор поведения и деятельности человека.
Понятие о воле. Побудительная и тормозная функции воли. Понятие произвольности. Простые и сложные волевые действия. Структура волевого акта. Преодоление борьбы мотивов. Воля как основа характера человека. Характеристика волевых качеств личности (целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка и др.). Упрямство, внушаемость, податливость как негативные волевые качества личности.
- Понятие о личности в психологии. Теории личности.
Определение понятия «личность». Индивид и личность. Личность и индивидуальность.
Основные характеристики личности. Биологические, социальные и духовные потребности личности. Мотивация личности. Направленность, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение, ценностные ориентации личности. Самосознание личности («образ Я»): когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты самосознания.
Структура личности (подходы зарубежных и отечественных авторов). Биологическое и социальное в структуре личности. Конституционные типологии личности.
- Общее понятие о темпераменте. Характер, его структура и проявления.
Определение темперамента. Теории темперамента: гуморальные, конституционные. Физиологические основы темперамента по И. П. Павлову. Зависимость темперамента от типа нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов. Характеристика типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Основные свойства темперамента (по В.С. Мерлину) – сензитивность, активность, реактивность, темп реакций, эмоциональная возбудимость, экстраверсия и интроверсия, пластичность и ригидность. Учет типа темперамента в педагогической деятельности.
Определение характера. Черты характера, их взаимосвязь. Характер и темперамент. Основные отношения, проявляющиеся в характере: к себе, к окружающим, к труду, к вещам. Формирование характера. Акцентуации характера и психопатии.
- Способности как индивидуально-психологические особенности личности.
Определение способностей. Общие и специальные способности. Репродуктивные и творческие способности. Задатки как природные предпосылки способностей. Талант. Гениальность. Условия развития способностей.
Возрастная психология