Воля как регулятор поведения и деятельности человека.

Понятие о воле. Побудительная и тормозная функции воли. Структура волевого акта. Преодоление борьбы мотивов. Волевые качества личности.

Методика обучения английскому языку

1. Методика как наука, ее предмет и методы исследования. Связь методики с другими науками педагогикой, психологией, лингвистикой. Методы исследования: ретроспективный анализ опыта отечественных и зарубежных школ, современного состояния преподавания ИЯ в школе; наблюдение, беседа, анкетирование. опытное обучение, тестирование, эксперимент.

2. Цель обучения иностранному языку на современном этапе. Единство коммуникативных, воспитательных. образовательных и развивающих целей обучения ИЯ. Особенности их реализации в основной базовой школе. Формирование коммуникативной компетенции. Цели языкового образования в документах Совета Европы.

3.Содержание обучения иностранному языку в средней школе. Основные компоненты содержания иностранному языку. объекта обучения, объекта усвоения и ре­зультата обучения. Язык – знания, речь –навыки, речевая деятельность – умения, культура – межкультурная коммуникация.

4. Принципы обучения иностранному языку в школе. Общедидактические принципы: принципы научности, доступности, прочности, преемственности, наглядности, неавторитарности, дифференцированного и творческого обучения. Специфические принципы: принцип коммуникативности, учета родного языка учащихся, устного опережения, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельность, учета уровня владения языком, ситуативно-тематической организации обучения, аппроксимации, профессиональной направленности обучения.

5. Средства обучения иностранному языку. Основные и вспомогательные средства обучения. Технические и нетехнические средства обучения. Требования к современным учебно-методическим комплексам (УМК): адекватность целей, задач и содержания обучения, структуры УМК; соответствие программе обучения; цикличность проработки материала; полиграфическое исполнение.

6. Понятие «метод». Общеметодологические, общедидактические, частнодидактические методы обучения. Современные методы обучения иностранному языку в школе: прямые, сознательные, интенсивные, комбинированные. Нетрадиционные методы: метод общины, суггестопедия, метод тихого обучения, метод опоры на физические действия.

7. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку в школе. Речевая направленность учебного процесса, индивидуализация обучения речевой деятельности, функциональность используемых речевых единиц, ситуативность обучения. Приемы коммуникативно-ориентированного обучения АЯ. Формы контроля коммуникативных умений.

8. Урок иностранного языка. Методическое содержание урока иностранного языка. Типы уроков иностранного языка. Вариативность в типологизации уроков.

9. Основные черты урока иностранного языка. Требования к уроку иностранного языка ИЯ в основной базовой школе: коммуникативная направленность, единство практических, общеобразовательных и воспитательных задач, создание мотивации учения, развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, содержательность и результативность урока.Структура и организация урока иностранного языка: инвариантные и вариативные компоненты урока.

10. Анализ урока иностранного языка. Особенности анализа различных типов уроков. Основы анализа эффективности урока ИЯ. Учет требований к уроку ИЯ при его анализе. Комплексность анализа урока ИЯ. Типы анализа урока иностранного языка.

11. Виды планирования учебно-воспитательного процесса. Тематическое и поурочное планирования. Структура и основное содержание тематического плана. Взаимосвязь и специфика поурочных и тематических планов.

12. Контроль и оценка иноязычных знаний, умений, навыков. Объекты контроля. Виды контроля: текущий, тематический, предварительный, итоговый. Формы контроля: письменный и устный. Приемы контроля: фронтальный, индивидуальный. Критерии контроля и оценки. Виды тестов. Требования к тестовым заданиям.

13. Самооценка учащихся как один из компонентов оценки иноязычной коммуникативной компетенции. Европейский Языковой Портфель. Структура портфеля: паспорт, досье, языковая биография

14. Технология обучения нормам фонетического и фонологического оформления иноязычной речи. Современные подходы к обучению фонетике. Особенности организации учебного процесса по формированию и развитию фонетического навыка на различных этапах обучения иностранному языку. Роль фонетической зарядки на уроке иностранного языка. Система фонетических упражнений.

15. Содержание обучения лексике. Роль и место лексических навыков в овладении иноязычной речевой деятельностью. Программные требования к лексическим навыкам и умениям в основной базовой школе. Этапы и приемы работы над лексическим материалом. Формирование активного и пассивного словаря. Система лексических упражнений. Связь лексики с другими аспектами языка.

16. Формирование грамматических навыков речи. Программные требования к грамматическим знаниям и умениям в основной базовой школе. Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке. Основные методы и подходы к обучению грамматике. Этапы работы над грамматическим материалом: презентация, тренировка и применение его в речи учащихся. Система упражнений по формированию и совершенствованию грамматического навыка.

17. Аудирование как вид речевой деятельности. Объективные трудности при обучении аудированию. Механизмы аудирования. Система упражнений на развитие навыка аудирования. Использование аутентичных материалов для аудирования в основной базовой школе.

18. Виды учебного и коммуникативного аудирования: интенсивное и экстенсивное аудирование; ознакомительное, детальное, «выяснителъное» аудирование. Этапы работы с аудиотекстами. Требования к аудиотекстам. Особенности работы с видеофильмом: требования, этапы.

19. Обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности, как умение. Психофизиологические механизмы чтения. Особенности формирования техники чтения на начальном этапе. Различные подходы к формированию техники чтения. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.

20. Стратегии чтения. Этапы работы с текстом, формирование различных технологий извлечения информации из текста. Требования к учебным текстам.

21. Обучение говорению. Возможные пути преодоления трудностей при обучении говорению. Виды мотивации. Разновидности и характеристики монологов. Пути обучения монологической речи: снизу-вверх, сверху\вниз. Система упражнений по обучению монологу.

22. Обучение диалогической речи. Разновидности диалога и его характеристики. Пути обучения диалогу: снизу-вверх, сверху-вниз. Система упражнений по обучению диалогу.

23. Обучение письму. Письмо как цель и как средство обучения. Психофизиологические механизмы письма. Основное отличие устной речи от письменной. Содержание обучения письму. Система упражнений по обучению письму. Место письма в процессе обучения ИЯ в основной базовой школе.

24. Типология упражнений в обучении иностранному языку. Подготовительные и коммуникативные упражнения. Современные подходы к разработке систем иноязычных упражнений.

25. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку. Разноуровневое обучение. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.

26. Организация факультативных занятий по иностранному языку в школе. Цели и задачи факультативных занятий. Методы, принципы обучения по иностранному языку на факультативных занятиях. Связь факультативных занятий и основного курса обучения.

27. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. Требования к самостоятельной работе учащихся. Виды и уровни самостоятельной работы. Формы организации самостоятельной учебной деятельности на уроке иностранного языка.

28. Значение внеклассной работы по иностранному языку. Виды и формы внеклассной работы. Роль кабинета в организации внеклассной работы по иностранному языку.

29. Особенности раннего обучения иностранному языку. Содержание и технология обучения в начальной школе. Психологический, методический и лингвистический компоненты содержания обучения. Особенности урока ИЯ в первом классе. Учет психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

30. Профессиональная деятельность учителя иностранного языка. Оценка профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Системы повышения квалификации учителей ИЯ в России.

Практический курс английского языка.

  1. Situation: Transport

Your English friend is coming to Rybinsk from Moscow and has phoned you how to get there. You and your friend have decided to give him (her) some advice on the best way to travel.

Discuss each possibility (i.e. train, coach (bus) taxi, steamer) taking into consideration time, money and comfort and any other important factors. Then make a decision.

  1. Situation: Telephone Conversation

St.A: Your name is Emma Jones and you have a coursework (a home task worth 50% of the semester’s marks) which is due in within 5 days. You are having problems coping with it. It’s 8 p.m. and you are panicking. You phone your best friend Sarah for help. If she cannot help, you will need to phone your teacher, Mrs. Hartley. Decide who will make the phone call-be aware that she will be cross that you have left it so late…

St.B: Your name is Sarah Brown and you have a coursework (a home task worth 50% of the semester’s marks) which is due in within 5 days. You have spent all week working on it, but still feel uncertain. Your best friend Emma phones you to talk to you about the coursework. Suggest arranging to meet your teacher, Mrs. Hartley tomorrow morning – you both need help …

  1. Situation: Means of Communication

You and your friend have just arrived in England where you will study for a year and already miss your relatives. Discuss the best way to contact them, taking into consideration price, length of time and availability.

e-mail: three pounds for half an hour at internet cafes and libraries, but available to students at universities and schools for free.

letters: 26p. Per letter, approximately two weeks delivery time.

telephone call: one pound per minute from telephone box, but may be cheaper from an English home.

What is your personal experience and opinion of each of these modes of communication?

  1. Situation: Teaching Practice

St. A: You are a trainee at Rybinsk Teacher Training College. You have come to school for teaching practice and have teen told that you are going to teach the seventh formers. What would you like to ask your mentor about the class, the course-book(s), the tame-table, the planning of English lessons, etc.

St. B: You’re an English teacher and a from-mistress of the seventh from, a superviser of the student’s teaching practice. Tell the trainee about the aims of the practice, her responsibilities and what is expected to be done, characterize.

  1. Situation: Person’s Character

Discuss the essential factors that help to mould a person’s character with regard to:

-back ground and environment (family, friends and acquaintances, etc);

-education, interest in learning;

-cultural standards (abilities and ambitions, literary, musical, artistic tastes);

-circumstances (adverse and favourable).

  1. Situation: Person’s Character

There is an English saying “If only we could see ourselves as other see us, we would probably change our views.” Discuss this idea with your partner. Then speak about some ways and means by which a person’s character is revealed and estimated. Use the following points:

- appearance,

- speech characterization,

-manners and attitudes,

- likes and dislikes with regard to people and things.

  1. Situation: Shopping

Discuss with your partner the type of clothes you like to wear, clarify your personal styles: name shops you prefer to do shopping at and justify your preferences.

Say whether you’ve ever made a mistake while shopping for clothes? (i.e. bought smth. that you have never worn, or smth. that you thought you liked in the shop, but later realized that it looked awful when you tried it on at home). Say what you did in such cases and how to avoid such annoying mistakes when you go shopping.

  1. Situation: Food

Discuss with your partner the role of food in your life, name products of vital importance; pick out your most favourite and least loved food. Exchange opinions on each other’s choice. If you were on a desert island, which one dish would you choose to eat for the rest of your life? take turns and give us your recipes (do not forget to enumerate all the ingredients).

  1. Situation: Free Time. Holidays

Two of you are planning a holiday in summer. Discuss whether you have got or not any previous holiday experience. Explain ideas about a successful holiday, then single out several points necessary for having an enjoyable holiday: place, time of year, length of holiday, company, money, accommodation, price, etc. Indicate your priorities.

  1. Situation: Learning English

St. A: You are a mother of a 10-year old pupil who has problems with English (poor reading, spelling and speaking skills). You’ve come to school to ask your son’s teacher for advice.

St. B: You are a school teacher of English. Can you think of any qualities, hints and exercises that might help a pupil in language learning.

Have a discussion and come to a certain conclusion.

  1. Situation: Further Education

You are both college graduates wishing to work at school and take further education at University.

Speak about your plans for the near future, your expectations and worries, what you think the ideal school’s priorities should be.

  1. Situation: Schooling

A wealthy English couple are trying to choose a school where their son will study.

St. A: You are the father. Try to convince your wife to send the boy to a local comprehensive school. Speak about all the advantages and positive points of this kind of school.

St. B: You are an ambitions mother and think you can afford to pay for an academic education at a public school (compare the facilities, curriculum, in relation to classics, science, sport, computers, discipline and future prospects for a better career).

  1. Situation: Travelling

You’ve made up your mind to spend a month after your last year at college together in the Crimea.

One of you suggests to travel there by train, the other tries to persuade her friend to fly by “Aeroflot” air-liner.

Discuss all positive and negative points of both ways of travelling, come to an agreement.

  1. Situation: Pre-diploma Teaching Practice

Have a talk about your pre-diploma teaching practice at school: its aims and contents, how you planned your English classes, what visual aids were used, how you were feeling during the lesson, pupils’ reaction and discipline, your impressions and self-assessment.

  1. Situation: Food

Discuss a menu for a college-leaving party. Make sure you think about people’s different likes and dislikes, cost, preparation time, drinks, and any other important factors you can think of.

Make your choice.

16. Situation: Teaching Practice

You are students of Rybinsk Teacher Training College and you are going to have teaching practice at the same school. You have been told that both of you will teach in the 7th forms. Discuss the aims of practice, your responsibilities and expectations, things you would like to know about school, teachers and the seventh formers, speak about teaching practice as a part of education.

17. Situation: A Teacher of English

Give a talk on teaching English. Discuss:

- whether it is easy or difficult to teach English, why;

- which is the most important aspect – grammar, vocabulary, pronunciation, why;

- what you like to teach; which aspects; why;

- what you could do to improve your teaching skills.

Speak about English and you, role of an English teacher at school.

Составители: Копотюк И.Г., Добина Н.И., Вишнякова Т.П., Слободская Ю.В.

Наши рекомендации