Федеральная программа развития образования должна воплотить в себе как сугубо экономические факторы обеспечения приоритетности образования в России, так и комплекс сопутствующих
Факторов общественной престижности образования, предопределяющих не только имущественное положение наиболее квалифицированных и компетентных работников, но и действенные мотивы и стимулы получения соответствующего образования для каждого человека с учетом его способностей, интересов и склонностей, естественной, природосообразной познавательной активности.
- Основой государственной образовательной политики в России должна стать гуманистическаянаправленность всех видов образовательно-воспитательной деятельности. Это означает необходимость введения в сферу образования таких механизмов целеполагания, которые отражали бы гармонию и единство общечеловеческих и специфических российских ментальных ценностейличности и общества, способствовали бы формированию системного гуманистического мировоззрения, основанного на осознании всеединства человечества, необходимости познания и обогащения высших духовных и культурных ценностей своего народа и человеческой цивилизации в целом.
Федеральная программа должна содержательно, предметно раскрыть смысл образования как важнейшей личностной, общественной и государственной ценности, указать конструктивные возможности реализации инвариантной гуманистической, менталеформирующей направленности образования на всех его ступенях, позволяющей обоснованно подходить к определению и конкретизации целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся в учебных заведениях соответствующего уровня и профиля. Программа должна придать необходимую целевую направленность и технологичность концепциям организации жизнедеятельности учащихся в коллективе, формирования гуманистически сориентированных межличностных отношений, разумной индивидуализации учебной и внеучебной деятельности.
- Важнейшее направление развития образования в России - сохранение единства федерального культурного и образовательного пространства,содействие интеграциикультурно-образовательных ценностей в странах Содружества Независимых Государств и в международном сообществе.
Россия - исторически сложившееся многонациональное, полиэтническое и поликультурное государство с глубокими интернациональными традициями. В укреплении этих традиций - смысл и высшая цель любого федеративного государства. Вместе с тем, нельзя не учитывать и того, что по известным причинам, принцип единства и неделимости России был существенно деформирован и искажен, а прямолинейная русификация всех сторон жизни автономий в минувшие годы не могла не отразиться негативно на национальных чувствах многих народов, населяющих Россию. Ясно, что эта шовинистическая
крайность должна быть преодолена. И сфера образования должна всемерно способствовать этому. Однако не менее опасен и наметившийся в последнее время крен в противоположную сторону- в сторону примитивного и все более агрессивного национализма. Нетрудно представить себе катастрофические последствия этих тенденций для будущего Российской Федерации. Противодействие этому опаснейшему курсу может быть двояким - тактическим, главным образом, сдерживающим, в том числе и с использованием силовых методов, и стратегическим, относительно долговременным и весьма сложным - на основе системы экономических и культурно-образовательных акций, последовательно создающих не искусственную, а естественную, живую ткань единого экономического и культурно-образовательного пространства России. Совершенно очевидно (и кровавый опыт преступной войны в Чечне доказал это безоговорочно), что единственно возможным является только второй путь, путь терпеливого движения ко все более многосторонней духовной конвергенции и ментальной совместимости различных человеческих общностей.
В Федеральной программе должны быть обозначены и содержательно раскрыты необходимые компоненты этой системы действий: от уже упоминавшихся единых образовательных стандартов для всех звеньев общего и профессионального образования до разработки совместимых учебников и учебных пособий, преемственности учебных заведений разного уровня и профиля, универсальной, основанной на единых научно-методических принципах подготовки и переподготовки учителей и преподавателей. Диалектичность и противоречивость данной проблемы (единства образовательного пространства при сохранении и всесторонней поддержке собственно национальных особенностей развития образования и культуры во всех регионах России, инвариантность подхода к организации педагогического процесса при сохранении возможностей для индивидуального творчества педагогов и дифференциации локальных образовательных систем) свидетельствует о сложности и многофакторности данного блока Федеральной программы и, вместе с тем, его особой значимости для будущего России.
- Закон "Об образовании" провозглашает общедоступность образования, его адаптивность к уровню и особенностям развития и подготовки учащихся. Реализовать это положение на практике нелегко - в противоречие вступают требования высокой научности, а следовательно, сложности содержания образования, трудности овладения им, с одной стороны, и посильности, доступности образования для всех учащихся, с другой. Решение этой проблемы возможно только на междисциплинарном научном и комплексном организационном уровне, поскольку в ней вопросы социально-экономической и научно-технической детерминации необходимого уровня образования с учетом требований образовательных стандартов сочетаются с проблемами возрастной физиологии и психологии, дидактики, частных методик, диагностическими процедурами, не говоря уже о сугубо организационных аспектах, связанных с проблемами вариативности учебных заведений, профориентации, профотбора, профадаптации и т.д.
Совместить все эти противоречивые факторы можно только на основе координации усилий специалистов разного профиля, чему и должна соответствовать организационно-исполнительская часть Федеральной программы.
- Образование - не изолированная, локальная сфера общественной жизни, оно самым тесным образом связано со всеми сторонами социально-экономической и социокультурной жизни общества, зависит от них и влияет на них. Чрезвычайно важно поэтому четко осознавать, что продолжение и углубление кризиса власти в России чревато возможным распадом Российской Федерации, анархической деградацией экономической и социокультурной сферы, растущим обнищанием народа, жестким расслоением общества по сугубо экономическим критериям, не имеющим ничего общего с духовными, нравственными критериями. Разработка и реализация каких бы то ни было программ развития образования в этих условиях просто бессмысленна: оно будет либо полностью разрушено, либо будет меняться сугубо ситуативно без определенных стратегических ориентиров, должного финансового и материально-технического обеспечения, научно-методической и кадровой поддержки и, в конечном счете, деградирует вовсе.
Возврат к тоталитарной власти, независимо от нюансов и камуфляжных прикрытий этого способа правления, также не потребует сколько-нибудь серьезных стратегических программ, основанных на научном подходе. Образование вновь будет зажато в тисках административного гнета, формализма и процентомании, уравнительной абсурдности и безграничной унификации по всем параметрам и, в конце концов, при внешне привлекательном, показном фасаде приведет к тем самым плачевным результатам в формировании ментальных характеристик личности и социума в целом, которые современная Россия пожинает в конце столь трудного для нее XX века... Это путь к экономической несостоятельности, межнациональным распрям, бездуховности и безнравственности общества, углубляющихся перманентными социальными потрясениями...
Федеральная программа развития образования имеет смысл и приобретает силу технологически реального и работоспособного документа лишь в условиях движения России по пути демократии, продолжения курса предпринимаемых экономических реформ, постепенного преодоления криминальных наслоений и непрофессиональных акций, сопровождающих эти реформы, и выхода в пространство разумных
общечеловеческих либерально-демократических идеалов и ценностей, совместимых с глубинными пластами собственно российской ментальности и обогащаемых спецификой духовных, нравственных, культурных ценностей России.
Развитие демократических начал в российском социуме должно не только способствовать многоаспектной демократизации образовательной сферы, но и быть результатом опережающего введения этих демократических начал в сферу образования.
Именно поэтому Федеральная программа должна раскрыть сущность общественно-государственного механизма управления образованием, правовые нормы такого управления, реальный смысл и способы проведения в жизнь провозглашенной в Законе идеи автономности образовательных учреждений, условия, способствующие подлинной демократизации отношений взаимосвязанных между собой педагогических коллективов, органов управления образованием, научных учреждений. Программа должна указать этапы решения всех этих задач, наметить меры системного обеспечения каждого этапа (финансовые, материально-технические, кадровые, правовые, научно-методические, организационно-управленческие и т.д.).
- Закон гарантирует гражданам Российской Федерации "право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов". Указанный исключительно важный законодательный правовой норматив останется, однако, недееспособным без четких разъяснений, что именно понимается под общим образованием разного типа в собственно содержательном плане, каким должен быть стандарт образования на уровне бесплатного общего и профессионального образования, в чем конкретно состоит конкурс в профессиональные учебные заведения, как именно должны проводиться финансовые расчеты в случае платного образования, особенно в сфере нестандартных образовательных услуг и т.п. Без конкретной разработки этих и аналогичных им вопросов на программном уровне весьма трудно рассчитывать на то, что столь важные гарантии права человека на образование действительно смогут быть выполнены в полном объеме.
Федеральная программа, таким образом, должна содержать достаточно четкий комплекс мер, которые будут обеспечивать на практике реализацию конституционно закрепленного права каждого гражданина России на получение образования того уровня и