Тема 7. Образование в системе рыночных отношений

1. Образование как товар и как сфера услуг.

2. Достоинства и проблемы платного образования.

Литература

1. Абрамов Н.Т. Ценности образования: новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. – 1998. - № 6. – С. 58-65.

2. Ашин Г.К. Элитное образование // Общественные науки и современность. – 2001. - № 5. – С.82-99.

3. Берулава М.Н. Высшее образование в России в свете рыночных реформ // Педагогика. – 2004. - № 8. – С. 96-100.

4. Бикбов А. В поисках национальной научной идеи: от научно-технического прогресса к экономике, основанной на знаниях // Логос. – 2005. - № 6. – С. 117-126.

5. Колесников В.Н., Кучер И.В., Турченко В.Н. Коммерциализация высшего образования – угроза национальной безопасности России // Педагогика. – 2004. - № 6. – С. 99-106.

6. Лукашенко М.А. Открытое образование: понятия, цели, экономические предпосылки становления // Информатика и образование. – 2002. - № 9. – С.109.-112.

7. Молнар Я.Ф. Управление бизнес –образованием по заказу предприятий. – Архангельск: Изд-во Архангельского госуд. техн. ун-та, 2003. – 336с.

8. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика. – 2001. - № 10. – С. 91-100.

9. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни // Высшее образование сегодня. – 2002. - № 1. – С.52-55.

10. Соколов В.С. О государственной политике в области образования // Педагогика. – 1994.- № 6. – С. 13-17.

11. Шестакова Т.Н. Высшая школа и человеческий капитал в России // Совет ректоров. – 2009. - № 5. – С.36 – 40.

12. Юданов А. Выбор стратегии – решающий фактор конкурентоспособности // Высшее образование в России. – 2006. - № 9. – С. 39-47.

Тема 8. Функции образования

1. Социализирующая и обучающая функции образования.

2. Культурологическая функция образования.

3. Статусная и социально-дифференцирующая функция.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. – 1996. - № 1. – С.3-8.

2. Ионова О.Б., Нечаев В.Я. Социокультурные функции образования // Социально-политический журнал. – 1994. - № 11/12. – С.164-170.

3. Михайлов Ф.Т. Образование и культура // Теория и практика физической культуры. – 2004. - № 9. – С.16-21.

4. Полозова Т.А. Единство культуры и образования – путь гармонии человека и общества // Мир психологии. – 2006. - № 4. – С. 180-186.

5. Ростовцев А.Н. Культурологический смысл содержания образования // Социально-политический журнал. – 1995. - № 3. – С. 173-178.

6. Сохраняева Т.В. Образование как фактор культурной динамики (опыт прочтения Питирима Сорокина) // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. – 1998. № 6. – С. 83-93.

Тема 9. Проблема реформирования российского образования. Трудности и перспективы реформ( 4 часа)

Занятие 1

1. Падение престижа образования в России в 80-90 годы ХХ века, его причины.

2. Кризисные явления в российском образовании конца ХХ века.

3. Причины разрыва элитарного и массового образования. Рост невежества как результат кризиса в образовании.

Литература

1. Андреев А. Гуманитарное образование: очередной кризис? // Высшее образование в России. – 2004. - № 7. – С. 95-103.

2. Ашин Г.К. Элитное образование // Общественные науки и современность. – 2001. - № 5. – С. 82-99.

3. Вифлеемский А., Тарасова И. Механизмы управления муниципальной системой образования // Народное образование. – 2004. - № 7. – С. 57-67.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 3-е изд. – М.: Ось-89, 2002.

5. Михайлов Ф.Т. Образование и власть // Вопросы философии. – 2003. - № 4. – С. 31-47.

Занятие 2.

1. Поиск стратегии и идеологии образования в современной России.

2. Недостатки и проблемы реформирования российского образования.

3. Задачи реформирования российского образования: поиск единства мировых и национальных моделей. Потребность в непрерывном образовании.

Литература

1. Алферов А.Ю. Непрерывное образование – опыт развитых стран // Советская педагогика. – 1990. – № 8. – С. 131-137.

2. Бикбов А. В поисках национальной научной идеи: от научно-технического прогресса к экономике, основанной на знаниях // Логос. - № 6. – С.117-126.

3. Бондаренко Е., Козулин А. Завтра может быть поздно: Непрерывное образование: проблемы, поиски, решения // Народное образование. – 1991. – № 2. – С. 127-132.

4. Вифлеемский А. Российское государство больше не гарантирует приоритетности образования // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 21-31.

5. Громыко Ю. 12 лет спустя: Национальная доктрина образования // народное образование. – 2000. - № 2. – С.203-210.

6. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. – 2000. - № 6. – С.3-12.

7. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. – 1991. - № 1. – С.81-87.

8. Змеев С. Образование взрослых в России и в мире // Педагогика. – 1999. - № 6 . С.16-108.

9. О программе развития системы непрерывного педагогического образования на 2001- 2010 годы // Вестник образования России. – 2001. - № 19. – С. 7-35.

10. Поромонов Е.А. Образование: время реформ // Источник. – 1994. – Сентябрь, октябрь. – С. 7-20.

11. Право на образование: по пути к образованию для всех в течении всей жизни // Высшее образование сегодня. – 2002. - № 1. – С. 52-55.

12. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования // Педагогика. – 2005. - № 2. – С. 41-46.

13. Российское образование: Состояние, проблемы, перспективы // Народное образование. – 2000. - № 2. – С. 43-52.

14. Федоров И. Преемственность уровней и ступеней образования средней и высшей школы // Народное образование. – 2000. - № 2. – С. 73-76.

15. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003.

16. Шамова Т.И., Нефедова К.А. Развитие системы непрерывного педагогического образования // Советская педагогика. – 1991. - № 9. – С. 75-79.

17. Шевелева Г.М., Безрядин Н.Н. Обеспечение непрерывности образования при переходе от школы к вузу // Наука и школа. – 1999. - № 5. – С.25-28.

18. Юданов А. Выбор стратегии – решающий фактор конкурентоспособности // Высшее образование в России. – 2006. - № 9. – С.39-47.

Тема 10. Формирование единого европейского образовательного пространства. Болонский процесс

1. Проблема единства мирового и европейского образовательного пространства.

2. Российское и европейское образование: проблема соотношения структурности, качества и форм организации.

3. Болонский процесс в организации европейского высшего образования.

Литература

1. Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. – М.: Логос, 2004.

2. Байденко В.И. Российский университет в европейском пейзаже. К выходу в свет книги В.И. Байденко «Болонский процесс. Курс лекций». – М.: Логос, 2004 // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 8. – С.66-70.

3. Байденко В.И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 5. – С.16-21.

4. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 2. – С. 14-19.

5. Геворкян Е.Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации // Вопросы образования. – 2004. - № 4. С. 150-165.

6. Глобализация образования // Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону, 2002. – С.172- 197.

7. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. – 2004. - №1. – С.36-42.

8. Гребнев Л. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству // Высшее образование в России. – 2006. - № 4. – С.28-31.

9. Ефремов А.П. Российские университеты в международном образовательном пространстве // Образовательные технологии. – 2005. - № 3-4. – С.47-57.

10. Лысенко В. Концепция глобального образования // Народное образование. – 1993. - № 7/8. – С.3-6.

11. Нечаев В. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии // Высшее образование в России. – 2004. - №7. – С.86-95.

12. Руководство по применению стандарта ИСО 9001 – 2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А.Л. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.

13. Политика в области высшего образования России и Германии: Выступления в рамках Российско-немецкой конференции-выставки в г. Берлине 2-4 мая 1999 г. – Бонн., 2000. – 53 с.

14. Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. – 2004. - № 1. – С. 43-51.

15. Шубина Н.Л. Болонский процесс: оперативное обдуманное решение национальных проблем // Вестник высшей школы. – 2004.- № 1. – С.31-35.

Тематика рефератов

1. Предмет философии образования: дискуссионность вопроса.

2. Вопросы образования в философских идеях античности.

3. Развитие образования в средневековье и в эпоху Возрождения. Появление прототипов современной школы и университета.

4. Идеи философии образования в Новое время.

5. Современные западноевропейские идеи философии образования.

6. Ценности и идеалы образования в истории философии.

7. Образование на основе «разумности» и «естественности». Эпоха Просвещения.

8. Проблемы образования в немецкой классической философии.

9. Зарубежная философия первой половины XIX века об образовании.

10. Философские и педагогические взгляды на образование в России в XIX-начале ХХ веков.

11. Образование в системе социогумантарного знания.

12. Экономические аспекты образования.

13. Социология образования.

14. Философия образования и социальная философия.

15. Соотношение философии образования и философской антропологии.

16. Образование и современное производство.

17. Идеал образованности человека.

18. Образование как способ межпоколенной связи.

19. Соотношение философии образования и теоретической педагогики.

20. Формирование философских концепций образования в конце ХХ века.

21. Государственная политика в сфере образования.

22. Интеграция мировой и российской систем образования.

23. Образование как основной капитал постиндустриального общества. Экономика, основанная на знаниях.

24. Российские реформы образования: достижения и просчеты.

Вопросы к зачету

1. Ценности и идеалы образования в истории философии.

2. Проблемы образования в античном мышлении.

3. Вопросы образования в средневековом обществе.

4. Образование и гуманистические ценности эпохи Возрождения.

5. Рационалистический стиль мышления и педагогические идеи эпохи Просвещения.

6. Проблемы образования в немецкой классической философии.

7. Зарубежная философия образования первой половины ХХ века.

8. Предпосылки появления философии образования в России.

9. Подходы к исследованию образования.

10. Философия образования в свете государственной образовательной политики.

11. Философия образования как отрасль философской антропологии.

12. Экономические аспекты образования.

13. Образование и производство.

14. Информационная и образовательная деятельность в наукоемком производстве.

15. «Индустрия информации», роль образования в глобальном информационном поле.

16. Идеал образованности человека.

17. Образование как историческая связь поколений, как передача социального опыта.

18. Позитивистские концепции образования.

19. Диалогическая концепция философии образования.

20. Экзистенциально-герменевтический подход к образованию.

21. Осмысление новых задач образования в современном мире.

22. Интеграция отечественной системы образования в мировой образовательный процесс.

23. Российское образование и освоение новых методов и форм образовательного процесса.

24. Образование в сфере хозяйственной деятельности.

25. Рыночные механизмы в современном образовательном процессе.

26. Основные функции образования.

27. Образование и идеология.

28. Поиск современной модели российского образования.

29. Кризис российского образования в 90-е годы ХХ века. Падение престижа образования.

30. Задачи реформирования российского образования.

Наши рекомендации