На каждом занятии успейте остановиться раньше, чем Ваш ребёнок сам этого захочет
Какой продолжительности должен быть урок?
45 минут, 40 минут, 15 минут или 5 секунд?
Нужно учитывать тот факт, что дети не могут продолжительное время удерживать своё внимание на чём-либо одном. Переключаемость детского внимания очень высока. И продолжительность каждого урока должна подчиняться особенностям переключаемости внимания данного ребёнка.
Все занятия с малышами должны быть не просто короткими, а суперкороткими. Пять секунд на занятие – вот примерная продолжительность одного урока, который справедливо будет назвать микроуроком.
В большой степени продолжительность одного занятия зависит от того, какой именно период детства проживает сейчас ребёнок. В возрасте от трёх до шести месяцев одно занятие чаще всего длится несколько минут, поскольку сам ребёнок не позволяет маме своим громким протестом прекратить занятие раньше.
В этом возрасте малыш ещё не умеет передвигаться в пространстве, он мало подвижен. И ему доставляет большое наслаждение наблюдать за тем, что сейчас происходит вокруг него. Ребёнок в этом возрасте наблюдатель. Он может, не теряя интереса, смотреть на карточки и 5 минут, и 10, и 15. А некоторые дети по полчаса не отпускают маму от себя: только мама прекратит показ карточек и начинает хвалить ребёнка, - он в слёзы. И мама снова вынуждена продолжать урок.
Когда ребёнок поползёт (это обычно происходит в 5 – 7 месяцев), он сразу превратится в исследователя. Переключаемость внимания у него резко возрастёт. Каждый предмет, до которого он доползает (будь то погремушка, фломастер, газета, книга), привлекает его внимание на короткое время. Этот предмет нужно взять в руки, попробовать помять, порвать, сломать, засунуть в рот, облизать, пожевать, затем выплюнуть, выбросить и поползти к следующей цели.
Каждый новый предмет ребёнку нужен именно в целях ознакомления. Поскольку знакомство с любым предметом происходит поверхностно (нужно лишь узнать свойства этого предмета: это рвётся, мнётся, бьётся, ломается? Какое оно на вкус?), то времени на исследование требуется немного. Поэтому продолжительность урока в этот период будет небольшой: 5 – 10 секунд.
Как только ребёнок пойдёт, обучение его резко осложнится. Теперь он научился самостоятельно преодолевать большие расстояния, и возможность знакомства с окружающим миром увеличилась. В это время ребёнок не будет ходить прямолинейно. Его маршрут будет состоять из многочисленных зигзагов, поворотов, разворотов, петель, постоянных приседаний: у малыша свой интерес - ему нужно как можно быстрее познать мир.
Степень переключаемости внимания в этот период резко возрастёт, а следовательно, должно сократиться время одного урока. Когда же ребёнок научится бегать, он тут же разучится ходить. Теперь, к полутора годам, гиперактивность малыша фантастична: он не может спокойно сидеть или стоять, он не может ходить, он только бегает и прыгает, причём делает это постоянно.
Обучение такого ребёнка, который по своей природе не может быть усидчивым, бывает очень проблематичным.
Правильно делают родители, когда в таком случае сокращают уроки до 1 секунды, успевая показать только 1-2 карточки.
Бежит ребёнок на Вас, растопырив руки, - успейте показать ему одну карточку, пока он ещё не успел повиснуть на Вашей шее. Затем подкиньте его к потолку, поставьте на пол, и пусть бежит дальше, а Вы тем временем успеете приготовить новую карточку. И в таком темпе занятия могут проходить целый день и изо дня в день. Это нормально, когда Вы на одном уроке успеваете показать лишь одну карточку. По иному и не могут проходить занятия в этот гиперактивный период.
К трём-четырём годам усидчивость вернётся, но тем не менее она никогда не будет такой, о которой всегда мечтают педагоги. Вы, родители, находитесь в более выгодном положении, нежели школьные учителя. Вы обучаете только одного ребёнка, а не целый класс. И Вам легче, чем им, следовать принципу: останавливаться раньше, чем этого захочет малыш.
Но научиться следовать этому закону не так-то просто. Мы, взрослые, обычно являемся рабами своего же собственного плана: если наметили для урока пять карточек, то обязательно стремимся выполнить программу – показать ребёнку всё до последнего. Если же малыш отводит взор, мы пытаемся дополнительными средствами привлечь его внимание, чтобы завершить урок, а тем самым и свою программу.
Дети – страшные обжоры. Особенно это касается поглощения новой информации. Сначала ребёнка не оторвать, он в неутомимой страсти требует ещё и ещё! И скоро у малыша может наступить состояние пресыщения, после которого желание воспринимать подобную информацию ослабевает и даже может пройти вовсе. Возобновить занятия можно будет лишь тогда, когда у ребёнка вновь возникнет информационный голод.
У Вас будет достаточно времени, чтобы выяснить степень переключаемости внимания своего малыша. Если после месяца занятий, когда на каждом уроке было пять карточек, Вы стали замечать, что ребёнок после показа четвёртой карточки начинает отводить взгляд, моментально перестройтесь: сократите количество карточек для одного урока до трёх.
Как это здорово, когда ребёнок ненасытен, когда он с нетерпением ждёт занятий с Вами, а во время уроков прямо пожирает своими глазами новый материал. И если ребенок криком и плачем бунтует против мизерной дозировки одного урока, не следует доводить его до истерики короткими уроками.
Но и ни в коем случае не нужно его перекармливать информацией.
Это же здорово, когда Ваш малыш после окончания занятия неудовлетворён и требует продолжения!
Не следует в категоричной форме говорить «Нет!», лучше сказать «Да, мы посмотрим с тобой ещё карточки, но сначала надо собрать игрушки». И Вы увидите, как ребёнок поспешно соберёт все игрушки и напомнит: «Всё, игрушки на месте! Давай смотреть карточки!»
А Вам этого и надо! После небольшого перерыва ребёнок опять готов воспринимать информацию. Но урок опять прерван, опять недокормили, и ребёнок ждёт продолжения. А Вы говорите ему, что Вам нужно вымыть посуду. Вот увидите: малыш с большим желанием примет участие в этом процессе, поможет Вам перемыть всю посуду, а потом напомнит:
- Всё, мама! Посуда вымыта! Показывай слова!
А Вам этого и надо. Ведь Вы знаете, что всегда запоминается лучше не то, что всё время висит перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет (телевизионная реклама тому подтверждение).
И каждый раз, прерывая занятие, Вы всё время куда-то спешите: то у Вас убегает молоко, то Вам нужно срочно посолить суп, то просто погулять с ребёнком, сходить в магазин и т.д.
Если Вы всё время будете следовать этому закону, то Ваши занятия не прекратятся никогда, вернее, не прекратятся до тех пор, пока малыш не овладеет прочными навыками беглого чтения.
Наверх
ЗАКОН СКОРОСТИ
Действие гораздо привлекательнее бездействия
Дети обожают действие. Им нравится, когда вокруг них что-то происходит: движется, падает, взлетает, порхает, летает, вертится, прыгает, ударяется, отскакивает, стучит, бренчит, ползёт, шевелится, надувается, сдувается, лопается, разбивается и т.д.
Ещё Корней Чуковский заметил, что в детской речи гораздо больше глаголов, чем в речи взрослых. Поразителен тот факт, что все дети без исключения любят телевизионную рекламу. Более того, они любят её больше, чем детские мультфильмы.
Этот забавный парадокс трудно осмыслить! Ведь мультфильмы целенаправленно делались для детей, а реклама для взрослых. В чём же дело? Объяснение мне кажется простым: груднички, лишённые возможности двигаться, так долго вынуждены были скучать без движения, что любое действие, которое происходит перед ними, доставляет им несказанное удовольствие. И чем стремительнее, неожиданнее действие, тем больше восторг ребёнка.
Если детские мультфильмы содержат какую-то мораль, то у телевизионной рекламы задача проста: в ярких образах, в стремительном действии показать превосходство такого-то продукта. Тем более, что эфирное время дорого, а задача рекламодателей проста: за короткое время дать максимальную информацию, да так, чтобы эта информация запомнилась.
И вот результат: как только наступает время рекламы – взрослые отворачиваются, а дети бегут к телевизору. Попробуйте вспомнить детские мультфильмы, которые были бы интересны самым-самым маленьким.
И Вам несомненно придут на ум те мультики, в которых совсем нет никаких диалогов, рассуждений и морали, а есть стремительное действие.
В мультфильме «Ну, погоди!» через многочисленные серии проходит только одна фраза: «Ну, заяц, погоди!».
А в каждой серии мультика «Том и Джерри» действие ещё стремительнее, а фраз вообще никаких нет. Кстати, эти мультфильмы, где нет никакой речи, а есть одно стремительное действие, интересны и взрослым.
Мы ошибочно предполагаем, что детям нужно всё разжёвывать, методично, медленно, доступно. И наше заблуждение основано на том, что двигательная активность ребёнка ещё не развита, он всё делает медленно, неуклюже.
Когда ещё ребёнок сможет взять в руку карандаш? Когда сможет самостоятельно вытереть сопли, когда – завязать шнурки? А когда – вдеть нитку в иголку?
Не скоро! Но это не значит, что мозг ребёнка работает так же медленно, как и его тело. Двигательная активность формируется у ребёнка гораздо медленнее интеллектуальной.
Всё, что проникает в мозг ребёнка через зрение и слух, приводит мозг в интенсивное движение. И чем выше скорость информационного потока, тем активнее работает мозг.
С той скоростью, с которой Вы показываете ребёнку карточки со словами, с такой же скоростью ребёнок научится их опознавать. И чем выше скорость показа, тем выше скорость чтения.
У Вас есть уникальная возможность вывести своего ребёнка в беглое чтение и даже в скорочтение. Карточки со словами специально сделаны из плотной бумаги, чтобы Вы, родители, имели возможность стремительно показывать их ребёнку.
Грудничок ещё не скоро научится говорить, но воспринимать письменную речь он может научиться, причем воспринимать её с высокой скоростью. А скорочтение – это не что иное, как скоромыслие.
При таком обучении Вы можете развить у своего малыша качественно иное мышление. Мы можем мыслить только со скоростью говорения, поскольку тогда, когда формировался наш мозг, мы имели возможность воспринимать только устную речь.
Наши дети имеют возможность с рождения воспринимать письменную речь. А для её восприятия не нужно приводить в движение весь свой, пока ещё неуклюжий, речевой аппарат. Поэтому скоромыслие как качественно иное мышление вполне доступно нашим детям.
С какой же скоростью нужно показывать ребёнку карточки со словами?
Начинайте с низкой скорости, не спеша. В первые дни вообще не следует делать резких движений, чтобы не напугать ребёнка. Но с каждым разом увеличивайте скорость демонстрации карточек. Помните: чем выше скорость, тем больше весь процесс нравится малышу. И наоборот: чем медленнее Вы показываете карточки, тем больше у него возможности успевать смотреть по сторонам, да и сам медлительный процесс обучения мало ему нравится.
Случай из практики
Одна мама, студентка университета, успешно обучала своего восьмимесячного малыша. Занятия нравились и маме, и ребёнку. Но вот мама вышла на сессию и передоверила процесс обучения своей бабушке, прабабушке ребёнка. Обучив прабабушку бесхитростным приемам демонстрации карточек и составив расписание занятий, мама-студентка почти месяц не видела, как идут уроки. Прабабушка оказалась хорошей няней: ребёнок всегда был здоров, чист и накормлен. Обучение, по словам бабушки, тоже шло «очень хорошо». Но, когда мама, благополучно закончив сессию, вернулась к занятиям, она столкнулась с нежеланием ребёнка смотреть на карточки со словами. Причина оказалась проста: прабабушка своему правнуку очень медленно показывала карточки. Когда я услышал эту историю, то предположил, что старческие руки прабабушки просто физически не могли быстро показывать карточки. Но старушка оказалась сравнительно молодой, подвижной и способна была достаточно проворно перебирать в руках карточки со словами. Причина оказалась глубже. Как только внучка исчезала за порогом, отправляясь на сессию, прабабушка сразу чувствовала себя хозяйкой положения в воспитании правнука и рассуждала примерно так: - Иди-иди на свою сессию. Не волнуйся, всё сделаем в лучшем виде. Мы жизнь прожили, так небось знаем, как малюток баюкать. Ишь, умные какие нашлись: где это видано так шибко махать карточками. Он же малютка совсем. И стала бабушка показывать карточки: - Смотри, милок, здеся написано «яблоко», смотри: «я-бло-ко». Ребёнок отворачивается, ползёт в другую сторону, а бабушка опять ему ту же карточку тычет в глаза: - Видишь: «Я-бло-ко». Ребёнок отмахивается от этой карточки, как от преграды, выросшей на его пути, но бабушка, желая окончательно закрепить слово в памяти малыша, ещё несколько раз покажет карточку, проводя пальцем по слову: «Я-бло-ко».
Помните: медленные действия меньше нравятся детям, чем быстрые, стремительные