Л ек ция 2. ос новны е эт а пы р а з вития псих о л огии. концепции в псих о логическ ой на уке запада
В истории развития и накопления психологических знаний изменялись представления о предмете психология. На первом занятии мы запомнили: предметом психологии является психика. Но начиная с древнейших времён, изучаемые психологические явления обозначались понятием «душа». «Душа» понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Так более 2-х тысяч лет назад древние греки объясняли движущую силу поведения людей и внутреннюю активность их организма. Т.о. на первом этапе развития психология считается наукой о душе.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир экспериментальной базы. Так Р. Декарт приходит к умозаключению, что душа способна производить движение в теле. Он полагал, что духовная субстанция – это есть тоже самое, что мышление, а мышление включает в себя умение желать, понимать, передавать сигналы мышцам, а они (мышцы) отвечают движениям. Т.о. французский мыслитель приравнивает психику к сознанию. Так в XVII в. «сознание» становится тем, что особенно пристально наблюдается учёными, изучается с разных точек зрения. Например, голландский философ Б.Спиноза объяснял поведение человека не этическими законами, а лишь стремлениями к выгоде или к самосохранению.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских психологических лабораторий и кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением экспериментальной психологии. Немецкий учёный В.Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию, на базе которой был образован Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром по подготовке психологов. Физиологическая психологияВундта стала с помощью приборов и экспериментов изучать психологические процессы. Одновременно он утверждал, что эксперимент не отменяет самонаблюдение и культурно-исторический анализ. Т.е. изучение предлагается вести в разных направлениях, что и приводит к зарождению различных школ.
Так в начале XX в. Возникает «бихевиоризм» ( от англ. «бихеви-ор» – поведение) – направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакцию организма на внешнюю среду. Основная задача бихевиоризма считали учёные этой школы, заключается в накоплении наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее, какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведение является или результатом научения – индивидуально приобретённого опыта, или заученного репертуара навыков, который рекомендует наставник. Идеи бихевиоризма оказали существенное влияние на развитие многих наук, в том числе на лингвистику, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в дидактику. К 1930-м годам возникает новое направление в бихевиоризме – необихевиоризм.Ученые этого круга добавляют в исследования некоторые явления связанные с изучением потребностей поведения, но в основном необихевиоризм разделяет общие позиции с классическими позициями бихевиоризма.
Еще одно из направлений психологии XX в. – гештальтпсихо-логия.Она возникла в Германии и выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гельштальтов). Немецкое слово «гештальт» означает «форма» «структура», целостная конфигурация. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психологическим явлениям.
Ни одно психологическое учение не вызвало столь резких расхождений в оценках, как учение основоположника психоанализаЗ. Фрейда. Фрейдизм – течение в психологии XX в., в котором раскрывается исключительная сложность психической жизни человека. Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения. В работах З. Фрейда в качестве серьёзной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека. Одновременно, он предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трёх основных компонентов: «ид» (Оно); «эго» (Я); супер – эго (сверх – Я). Ид – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо) он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности – учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отноше-
ния. Наконец, супер – эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критики и цензора. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступала в роли главного двигателя общественного развития. И организм и общество оказывались ничем иным, как материалом, из которого либидо (носитель инстинктов) «лепит» свои формы, т.е. формирует личность.
Вопросы:
1. В античный период психология считалась как наука о чём? Что управляло всеми живыми и неживыми предметами в представлении древних?
2. Какова особенность развития психологического знания в XVII-XVIIIв.в.? В чём предмет психологии в этот период?
3. Какие изменения в изучении психологических явлений происходят с 60-х годов XIX в.
4. Каковы основные принципы бихевиоризма?
5. Какова структура личности по З. Фрейду?
Глоссарий
1. Концепция– система взглядов, способов понимания каких-либо явлений, процессов; основополагающая идея каких-либо теорий.
2. Р.Декарт– французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Осн. соч. «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
3. Сознание– 1. Высшая, свойственная только человеку и связанная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности. 2. Способность мыслить, рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека. 3. Состояние человека в здравом уме, твёрдой памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах.
4. Этика, этические законы– 1. Учение о морали, её сущности, структуре, функциях, законах. 2. Система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его обществом.
5. В.Вундт– немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. В лаборатории, которую он создал, изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание…. Предметом психологии В. считал непосредственный опыт – доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Однако речь, мышление и воля, недоступны эксперименту.
6. Бихевиоризм– направление в психологии XXв., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения.
7. Поведение– процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (псих.) активностью. Поведение различают на биологическом, психологическом и социальном уровне.
8. Необихевиоризм– ряд направлений в психологии и социологии XX в., исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся преодолеть его упрощенность и вводящих в схему «стимул – реакция» промежуточные переменные.
9. Гештальтпсихология– одно из направлений психологии XX в., исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам.
10. Психоанализ– 1. Созданные З.Фрейдом и развитые его последователями методы лечения неврозов и психол. теория, основанная на изучении бессознательных псих. процессов, динамики побуждений, структуры личности. 2. Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
11. Фрейдизм– учение, трактующее психику человека как сферу господства бессознательных сексуальных влечений к удовольствию, которые маскируясь проникают в сознание, постоянно угрожая единству «я»; определяют формирование личности, её поведение, становясь причиной неврозов.