В части вопроса безопасности образовательных учреждений поясняю.
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ
МЭРИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
пр.Победы, 91, г.Череповец, 162605, тел. (8202) 23 96 55, факс (8202) 21 85 89,e-mail: [email protected]
|
14.11 2013 | № | 04-01-22/К-744 | |
На № | б/н | от | 29.10.2013 |
Уважаемые родители!
Открытое письмо в управление образования мэрии г.Череповца, переданное Вами на встрече с начальником управления образования мэрии г.Череповца 29 октября 2013 года внимательно рассмотрено специалистами управления..
По вопросу сетевого взаимодействия с социальными институтами детства поясняю следующее.
Организация сетевого взаимодействия с социальными институтами детства, работа по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, употребления несовершеннолетними психоактивных веществ в сфере образования осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
- безнадзорных или беспризорных;
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, зафиксированные в следующих документах:
- заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- приговор, определение или постановление суда;
- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
- заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
В систему сетевого взаимодействия входят управление образования мэрии города, общеобразовательные учреждения города, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитет социальной защиты населения мэрии города, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Управление образования мэрии г.Череповца в пределах своей компетенции:
- контролирует соблюдение законодательства в области образования несовершеннолетних;
- участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
- ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
Общеобразовательные учреждения:
- оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
- выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
- обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков;
- осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В общеобразовательном учреждении сетевое взаимодействие с социальными институтами детства курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, контролирует деятельность руководитель учреждения.
В рамках договора о взаимодействии БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» с управлением образования и с образовательными учреждениями ежегодно составляется план совместной работы (мероприятия для педагогов, обучающихся, обследование детей на ПМПК). Администрация ОУ направляет списки обучающихся, подлежащих обследованию на ПМПК (при условии согласия родителей).
В рамках договора с управлением образования мэрии г. Череповца и со всеми образовательными учреждениями составлен план совместной работы, где указаны образовательные услуги, которые проводят специалисты Центра по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи, сроки исполнения и ответственные со стороны Центра и образовательных учреждений. В рамках договора о взаимодействии запланированы следующие мероприятия:
- проведение индивидуальных психолого-педагогических консультаций по вопросам воспитания, обучения и развития детей от 7-18 лет;
- обучение по дополнительным образовательным программ социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ОВЗ» и «Этика и правила поведения», модули «Развитие познавательных способностей», «Коррекция письменной речи», «Развитие личностных качеств подростков»;
- обследование детей Территориальной ПМПК ВО №1(по запросам образовательных учреждений и с согласия родителей);
- проведение мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми;
-проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений у детей и подростков;
-телефонное консультирование подростков через телефон социально-педагогической поддержки «Позитив».
Некоммерческое партнерство «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение» направляет информацию о бесплатных услугах и мероприятиях, по заявкам школ организует выступления на классных часах и родительских собраниях о возможностях проекта «Телефон горячей линии «Детство», организует тренинги для детей. Управление образования и ОУ информации в данную структуру не направляет.
На базе Службы организуется индивидуальное консультирование для детей и родителей (при условии, если сами родители обратились в данную структуру).
Организовано взаимодействиес Комитетом социальной защиты населения города по работе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, организации их досуга. В МБОУ направлена схема межведомственного взаимодействия по учёту несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, алгоритмы действий при выявлении фактов жестокого обращения, семей, находящихся в социально опасном положении.
Списки детей из семей, находящихся в социально опасном положении, которые нуждаются в организации досуга, с видами досуговой деятельности, интересующей несовершеннолетнего, направляются в управление образования из комиетета социальной защиты населения, управление образования в ответ предлагает возможные варианты организации досуга детей (основание: план межведомственного взаимодействия, утверждённый заместителем мэра города).
В случае выявления фактов жестокого обращения с детьми администрация образовательного учреждения направляет информационное письмо в Комитет социальной защиты населения, отдел опеки и попечительства управления образования, УМВД России по г. Череповцу. Комитетом решается вопрос о постановке данной семьи на учет в городской банк данных. Образовательное учреждение организует работу совместно со специалистом МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» по оказанию адресной помощи ребенку или всей семье. Если семья находится в кризисном состоянии, существует угроза жизни ребенка, предпринимаются действия по определению ребенка в МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток», организуется работа специалистов отдела опеки и попечительства управления образования о принятии мер по лишению родительских прав.
Составлены планы совместной работы УМВД России по г. Череповцу и администрации каждого общеобразовательного учреждения по профилактике правонарушений, план совместных мероприятий УМВД России по г. Череповцу и управления образования по работе в образовательных учреждениях города. В соответствии с данными документами взаимодействие управления образования и образовательных учреждений с УМВД по г. Череповцу осуществляется по следующим направлениям:
- осуществление проверки организации и условий сохранности имущества в образовательных учреждениях (работы сторожей общеобразовательных школ города в ночное время);
- оказание помощи образовательным учреждениям в обеспечении охраны общественного порядка при проведении массовых общешкольных мероприятий;
- проведение сверки картотеки несовершеннолетних, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительной причины, с целью принятия мер по возвращению детей к обучению;
- организация участия инспекторов ОПДН УМВД в проведении советов профилактики безнадзорности и правонарушений в образовательных учреждениях города;
- организация участия инспекторов ОПДН УМВД в проведении общешкольных профилактических декад, профилактических мероприятий в пришкольных лагерях в период летних каникул, Единых дней профилактики;
- осуществление социальными педагогами, классными руководителями совместно с инспекторами ОПДН УМВД проверки по месту жительства обучающихся, допускающих нарушения дисциплины в образовательном учреждении, состоящих на внутришкольном учете, учете и контроле УМВД с целью проведения профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями) по месту жительства;
- информирование УМВД о выявлении родителей, не выполняющих обязанности по обучению, воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, о выявлении фактов неблагополучия в семьях, жестоком обращении с детьми, причинения им телесных повреждений;
- направление ходатайств в ОПДН УМВД по г. Череповцу для привлечения к административной ответственности родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей в случае, если другие меры (беседы, выходы в семью, обсуждение на совете профилактики) не принесли должного результата.
По вопросу заключения договоров с родителями воспитанников детских садов поясняю.
Включение в договора между родителями (законными представителями) несовершеннолетних и дошкольными учреждениями пункта об информировании различных служб произведено в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона РФ от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществления их защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Дошкольные образовательные учреждения, являющиеся частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции обязаны незамедлительно информировать:
1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) орган, осуществляющий управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Согласно пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 120-ФЗ вышеуказанная информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. Порядок защиты информации определен статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Следовательно, образовательные учреждения, вне зависимости от наличия норм в заключенных с родителями договорах, в силу исполнения требований федерального законодательства продолжат незамедлительно информировать органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных нарушениях прав и законных интересов детей, обучающихся в данных образовательных организациях.
Дополнять заключенные договора заявлениями родителей об отказе от обработки персональных данных и от проведения с детьми опросов, тестов и т.п. считаем нецелесообразным в силу следующего:
- в случае отказа от обработки персональных данных можно не подписывать заявление – согласие, либо подписать с указанием тех органов и учреждений, которым разрешаете работать с Вашими данными. Следовательно, способ выражения волеизъявления родителей уже определен – это заявление – согласие (либо несогласие) на обработку персональных данных путем его подписания, не подписания, либо подписания с уточнениями и дополнениями. Однако, просим особо ответственно отнестись к выражению несогласия в обработке персональных данных своих несовершеннолетних детей, так как данные для обработки постоянно требуются в процессе организации образовательного процесса (например, передача данных в бухгалтерию для начисления платы за уход и присмотр в детском саду, наличие противопоказаний при организации питания), а также могут возникнуть непредвиденные ситуации для разрешения которых необходимо использовать информацию о ребенке (например, приступы, травмы). Вся информация для отчётов, мониторингов (и т.п.) направляется в заинтересованные структуры в обезличенном виде;
- проведение с детьми опросов, тестов, дополнительных индивидуальных занятий за пределами лицензированных образовательных программ допускается только с согласия родителей. Следовательно, отсутствие заявления – согласия является отказом родителя от предлагаемых учреждением мероприятий.
По вопросам содержания образования поясняю следующее.
На основании Письма Министерства образования и науки РФ № ВК-363/07 от 26.08.2013 года и в связи с ратификацией согласно Федеральному закону от 7 мая 2013 г. № 76-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» управлением образования во все образовательные учреждения города направлено информационное письмо (от 13.09.2013 № 04-01-20) о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на защиту детей от сексуальных злоупотреблений и сексуальной эксплуатации.
В том числе, руководителям указано на:
- необходимость организации обучения педагогических работников учреждений по вопросам предупреждения вовлечения несовершеннолетних обучающихся в сферу сексуальной эксплуатации и профилактики совершения сексуальных злоупотреблений в отношении детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- недопущение использования в образовательном процессе образовательных программ по сексуальному воспитанию несовершеннолетних, которые не соответствуют законодательству Российской Федерации и противоречат целям и задачам государственной политики в сфере образования и воспитания детей.
Также обращено особое внимание на соблюдение требований Федеральных законов от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 29 июня 2013 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» при реализации основной образовательной программы.
Дополнительно информируем о том, что в образовательных учреждениях г.Череповца не планируется реализация программ, связанных с половым воспитанием детей.
В части вопроса безопасности образовательных учреждений поясняю.
Для обеспечения безопасного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях управлением образования, руководителями детских садов, родительской общественностью предпринимается комплекс мер, включающий:
-контроль за состоянием внешнего ограждения;
-оснащение каждого дошкольного учреждения «тревожной кнопкой» и системой противопожарной безопасности (оснащены 100% МДОУ);
-оборудование входных дверей домофонами и кодовыми замками (оборудовано более 50% учреждений);
-проведение работ по обеспечению дошкольных учреждений системами видеонаблюдения (оснащены 4 учреждения);
- проведение систематических инструктажей и учебно-тренировочных занятий с персоналом дошкольных образовательных учреждений;