Как рассказать ребенку о временах года. В силу трудности этой игры для детей с проблемами в интеллектуальном развитии рекомендуется провести подготовительную работу перед игрой
В силу трудности этой игры для детей с проблемами в интеллектуальном развитии рекомендуется провести подготовительную работу перед игрой, которая включает в себя рассматривание картинок и соответствующих им предметных маленьких карточек.
Дидактическая игра № 9
Цель — коррекция мыслительной деятельности, коррекция мелкой моторики и координированных движений рук.
Материалы: кукла Маша, предметы зимней, весенней, летней, осенней одежды для куклы.
Взрослый описывает детям следующую ситуацию:
— Наступила зима. Кукла Маша решила пойти погулять. Давайте поможем ей собраться и выберем нужную для этого времени года одежду.
Дети из предложенных предметов одежды находят зимние и одевают куклу. Далее взрослый обращается к детям с вопросом:
— Шапка, шуба, шарф, кофта, рейтузы, варежки, валенки — это какая одежда? (Зимняя, теплая.)
Перед выполнением задания можно обговорить все признаки заданного времени года и тактильные ощущения людей в этот период: холодно (зима), тепло (весна), жарко (лето), прохладно (осень).
Детям очень понравится, если в качестве разминки в ходе игры вы покажете им руками, как можно зимой согреться: скрестить руки на груди, потереть ладошки друг о дружку, потереть руками щеки, нос, уши, потопать ногами, попрыгать на месте.
Итак, кукла Маша готова идти на прогулку. Но пока дети «согревались», взрослый незаметно убрал какой-то один предмет одеж-
Тренинг по сказкотерапии
ды у куклы, например шарф или варежки. Взрослый обращается к детям:
— Посмотрите внимательно и скажите — наша кукла готова к зимней прогулке? Если отсутствующий предмет одежды обнаружен — взрослый хвалит детей. Если же нет — просит их перечислить все предметы зимней одежды на кукле сверху вниз и назвать недостающий.
Можно создать и такую ситуацию, при которой один из правильных предметов одежды меняется на неправильный. Например, валенки на босоножки. Дети внимательно осматривают куклу и находят ошибку в ее предметах одежды.
Если, собираясь на прогулку, родители будут обговаривать с детьми признаки данного сезона и соответствующую ему одежду, то это, безусловно, будет способствовать быстрому запоминанию предметов одежды для определенного времени года.
Дидактическая игра № 10
Цель — коррекция мыслительной деятельности, коррекция воображения, коррекция речи.
Материалы: сюжетные картины-нелепицы: сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени.
Взрослый приглашает в гости к детям Незнайку, который приносит с собой картинки с изображением времен года, нарисованные им, предлагает детям внимательно рассмотреть их. Незнайка показывает детям одну из картинок, а взрослый спрашивает:
— Посмотрите внимательно, все ли на этой картинке относится к лету? Есть ли на ней признаки других времен года. Если да, то какие?
А
Как рассказать ребенку о временах года
Детям нужно назвать лишние признаки и обязательно указать, к какому времени года они относятся.
Если ребенок затрудняется в выделении лишних признаков — помогите ему. Покажите ему картинку без лишних признаков, разберите еще раз признаки данного времени года, и он обязательно ответит на вопросы по аналогичной картинке.
Дидактическая игра № И
Цель — коррекция мыслительной деятельности, коррекция воображения, коррекция речи.
Материалы : карточка с вопросами,
Взрослый приглашает в гости к детям Незнайку, который просит помочь ему ответить на вопрос: «Правильно ли он думает, что...»
Например,
.весной птицы улетают на юг/
.осенью птицы возвращаются с юга?
.летом наступает Новый год?
.летом тает снег, текут ручейки?
.зимой дети загорают и купаются в реке? Дети объясняют Незнайке, что именно в его суждениях неправильно и в какое время года происходят те явления, о которых он говорит.
Если дети затрудняются с ответами, не мучайте их вопросами, а подскажите «чуть-чуть»: когда перед ними будут картинки с изображением всех времен года, они быстрее ответят на вопросы Незнайки.
Тренинг по сказкотерапии
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание М 1
Цель — развитие фонематического слуха, артикуляторной моторики.
Детям предлагается комплекс фонетической зарядки:
1) Как дует ветерок? (вью-вью).
2) Как дует ветер? (у-у-у).
3) Как дрожат от холода? (в-в-в).
4) Какой звук слышится, когда звонит колокольчик? (динь-динь).
5) Как жужжит шмель? (ж-ж-ж).
6) Как звенят комарики? (з-з-з).
7) Как рычит собака? (р-р-р).
8) Как воет волк? (у-у-у).
9) Как перекрикиваются дети в лесу? (ау...).
10) Как кукует кукушка? (ку-ку),
11) Как шипит змея? (ш-ш-ш).
Логопед указывает на правильное положение артикулятор-ных органов при произнесении того или иного звука.
Далее, отвечая на вопросы логопеда, дети самостоятельно осуществляют контроль положения артикулятор-ных органов, выделяют отдельно осенние, зим-о Ф 1а/ ^ ние, весенние и летние звуки природы.
Задание № 2
Цель — определение способности выделения звуков на фоне слова (фонематический анализ).
Детям предлагается ряд слов по теме: «Зима», и логопед дает инструкцию: «Слушай-