Учебно-тренировочные бои с тактической направленностью

1. Бой для развития наблюдательности, являющийся основным средством развития тактического мышления.

Счет боя не ведется. Партнер «А» получает от тренера задание провести в двух-трех вариантах несколько бое­вых действий. Его задача — замаскировать свои намере­ния и нанести несколько уколов в предложенном тренером варианте. Партнер «Б», ведя бой, пытается расшифро­вать действия «А» и по окончании боя сообщает тренеру, какое задание тот дал его партнеру. Если «Б» по оконча­нии боя расшифрует больше половины этих приемов, он объявляется победителем; если меньше, то побежден­ным. Чтобы занимающиеся могли вести наблюдение и маскироваться, тренеру не следует быть особенно взыскательным к технике выполнения боевых действий.

Бой для развития наблюдательности рекомендуется в следующих вариантах:

а) оба спортсмена получают тактические задания, оба маскируют и распознают их, сообщая после боя
результаты своих наблюдений тренеру. Выигрывает тот, кто быстрее и достовернее разгадал задание тренера,
данное его противнику;

б) соревнующиеся не участвуют в бою, а наблюдают за парой, получившей тактическое задание. По окончании боя они рассказывают тренеру, как поняли задания ра­ботающих спортсменов. Побеждает тот, кто с большей достоверностью раскрыл содержание боя. Наблюдать бой со стороны особенно полезно для фехтовальщиков 1-й и 2-й групп;

в) получив задание, спортсмены во время боя наблю­дают друг за другом и ведут разведку, маскировку, провоцируют, определяют приемы, подготовленные парт­нером, и после боя сообщают о них тренеру. Победа
присуждается за укол, выполненный только по заданию и за большее количество правильно расшифрованных
боевых действий противника.

2. Бой на большее количество уколов в заданное время (1—3 мин).Рекомендуется проводить на укороченном поле боя, чтобы меньше маневрировать. Этот вид боя способствует быстроте тактического мышления, быстрому переключению внимания от атакующих действий к оборо­нительным, от нападения в один сектор к другому, от защиты к нападению, от защиты к повторной защите. Он воспитывает решительность, смелость и импровизацию в выборе тактических решений, так как условия сорев­нований не позволяют апробировать десятки тактических вариантов и упускать возможности для нанесения укола-удара. Побеждает тот, кто нанес большее количество уколов в заданное время.

Этот вид боя особенно рекомендуется фехтовальщи­кам, склонным к ведению пассивного боя, избегающим проявления инициативы в бою, а только использующим ошибки партнера. Из-за активности спортсмена в созда­нии боевой выгодной ситуации в этом бое меньше уде­ляется внимания технике выполнения боевых действий, поэтому пользоваться им следует избирательно. Реко­мендуется он, как правило, достаточно квалифицирован­ным спортсменам, обладающим стабильной техникой.

Современный фехтовальный поединок требует по­стоянных перемещений по дорожке, т. е. постоянного изменения дистанции между противниками. Умение по-боевому оценить дистанцию, чувствовать ее, навязать «свою» дистанцию партнеру — одна из главных задач результативного боя.

Одним из важных разделов подготавливающих дей­ствий фехтовальщика является овладение полем боя, которое в случае стремления партнера вести поединок на сверхдальней дистанции становится специальной такти­ческой задачей.

Ниже даны виды учебных боев, направленных на совершенствование тактических навыков овладения дистанцией.

3. Бой за овладение полем боя. Обычная боевая до­рожка размечается дополнительными поперечными мело­выми линиями с интервалом 1 м. Спортсмены распола­гаются на линиях начала боя и ведут с обычным счетом тренировочный учебный бой. Фехтовальщик, проиграв­ший 1 м поля боя (заступивший впереди стоящей ногой за очередную метровую линию), получает штрафной укол, о котором судья объявляет участнику соревнований, не прерывая поединка. Проигрывает тот, кто раньше полу­чит установленное число уколов (включая и штрафные).

Практика показала, что для саблистов лучше наносить линии не через 1 м, а через 1,5—2 м, так как защита в этом виде оружия без существенных отступлений край­не затруднена.

4. Бой на укороченной дорожке (длина 5—8 м). Спортсмен ставит перед собой задачу меньше маневриро­вать по дистанции. Невозможность беспредельно отсту­пать насыщает схватки боевыми действиями, обостряет «чувство боя». Победителем считается тот, кто нанес раньше определенное количество уколов или оттеснил партнера за границу поля боя. Можно сочетать оба варианта, давая штрафные уколы спортсмену, прижатому к границе.

5. Бой на ближней дистанции, приближающий к ситу­ациям ближнего боя. Спортсменам запрещается делать выпады, которые заменяются шагами вперед. Тренируются главным образом движения вооруженной руки. В шпаге и сабле этот вид поединка сводится к «обработке» вооруженной руки противника. Спортсмен, разорвавший ближнюю дистанцию или сделавший выпад, наказывает­ся штрафным уколом-ударом.

6. Дистанционный бой. Участники по условиям этого боя лишены права брать парады и наносить ответы. Защищаться можно только отступлением и уклонением (в шпаге убирая руку и впереди стоящую ногу). Разре­шается атаковать и контратаковать, что обостряет борьбу за выигрыш своей дистанции и дистанционную подготовку атаки «врасплох». Бой ведется по обычному счету, но на меньшее количество уколов (1—3), так как возможность поразить противника столь ограниченными боевыми средствами достаточно затруднена. В процессе боя у фехтующих возникает сильное нервное возбужде­ние, окрашенное эмоциями боязни, огорчения, нереши­тельности, неудовлетворенности, подавленности, торже­ства, большинство из которых отрицательно сказывается на тактических вариантах, требующих здравого расчета, риска и быстроты ориентировки на фоне раздвоенного внимания между желанием нанести укол противнику и не получить его самому.

Сама суть учебного боя в значительной мере позво­ляет бороться с этими отрицательными явлениями. В боль­шой мере этому способствует тренер, который в ходе боя частично может руководить действиями спортсмена, под­сказывая ему в той или иной ситуации правильные реше­ния. В соревновательном бою тренер не должен во время поединка давать конкретных советов своему подопечному — это запрещается правилами соревнования. Кроме того, подсказки тренера противник может использовать в свою пользу.

В учебно-тренировочных боях — кухне заготовок тактических вариантов — это практикуется.

Ниже даны несколько видов учебных боев с советами тренера.

7. Бой с помощью радиосвязи. Этот вид боя, ныне незаслуженно забытый, впервые был применен фехтовальщиками московского «Динамо». Участники по­единка с наушниками под маской и портативным радио­приемником в кармане фехтовальных брюк получают по микрофону от тренера, руководящего боем, определенное боевое задание. В ходе боя тренер через микрофон соз­дает по очереди для обоих фехтующих определенные тактические ситуации, которые участники боя реализуют техническими средствами. Пользуясь тем, что один из партнеров не слышит распоряжений и указаний, даваемых другому, тренер создает благоприятную обстановку для одного спортсмена, умышленно ставя другого в уязвимое положение.

Тренер должен хорошо знать тактические и техни­ческие возможности своих учеников и искусственно соз­давать определенные ситуации для решительного и сме­лого выполнения того или иного действия.

Успешное проведение учебного боя с помощью радио­связи предполагает отличное знание теории и практики боя тренером и спортсменами высших разрядов, для которых этот вид поединка и предназначается.

8. Бой, проводимый с советами тренера.В этом случае нужно учитывать, что советы тренера, произносимые гром­ко, доступны в равной степени обоим соревнующимся; спортсмен, против которого направлена подсказка, может сделать свои выводы, перестроиться и поставить своего соперника и его тренера в неудобное положение. Поэтому тактическому мышлению нужно учить в учебно-трениро­вочных, а не в соревновательных боях. Подсказки трене­ром могут осуществляться или в перерывах между учебны­ми схватками, или во время боя с помощью специально разработанных жестов тренера, стоящего сзади партнера, против которого направлены советы.

9. Бой на преднамеренное активное создание такти­ческой ситуации.Эта ситуация в зависимости от задач урока может быть или «коронной» для данного спортсме­на, или слабым местом в арсенале его тактических действий, или «пусковой», но требующей доводки для при­менения в соревновательном бою.

Цель боя — развитие тактического мышления, шли­фовка подготавливающих действий в виде разведки, дистанционного обманывания противника, маскировки своих целей, провокации нужных акций и подавления инициативы партнера.

Боевое действие и варианты его тактического приме­нения для контроля фиксируются на бумаге или сооб­щаются устно лицам, не участвующим в бою (тренеру, соседним спарринг-партнерам, судье). В процессе по­единка бойцы на фоне отвлекающих действий, не обращая внимания на получаемые уколы-удары, пытаются провес­ти свои зафиксированные задания. Каждый укол, нане­сенный в рамках задания, расценивается в 2—3 очка. Побеждает тот, кто быстрее наберет 10—15 очков или первым выполнит запланированный прием в обещанной тактической схеме. Судейство поединка скрытное, без объявления очков, полученных за проведенную заплани­рованную комбинацию.

10. Бой на тактическую правоту. В этом виде боя засчитываются не фактически нанесенные уколы (что зависит от скорости, техники выполнения приема, точ­ности движения вооруженной руки и других факторов), а создание тактической ситуации, при которой можно было бы выиграть укол при безукоризненно правильной технике выполнения боевого действия. Этот вид боя, сни­мая заботу о технической правильности того или иного приема, концентрирует внимание спортсмена на поиске и создании тактически выгодной фактуры поединка.

Побеждает тот, кто создал больше моментов для ата­ки врасплох, спровоцировал атаку и контратаку по вре­мени для преднамеренных защит-перехватов, создал дис­танционный выигрыш в атакующих или защитных дей­ствиях.

Давно установлено, что соревнования мастеров и спортсменов высокой квалификации в процессе их роста переходят из области технической в область тактическую, психологическую, в область работы ума, чувств и воли. Поэтому виды учебных боев (с 1-го по 10-й) требуют большой тактической подготовки, в которую должны входить устные индивидуальные и коллективные беседы по тактике, изучение специальной литературы, тщатель­ный анализ проведенных учебных, тренировочных и соревновательных боев творческим коллективом, анализ записей в дневнике тренировки. Кроме того, спортсмен должен в дневнике делать заметки, характеризующие динамику манеры боя и тактики своих противников, с которыми приходится встречаться на боевых дорожках. После боя тренер должен провести доброжелательный разбор проведенных действий.

Наши рекомендации