Задания для самостоятельной работы. Подумайте, предполагает ли тема вашей исследовательской работы использование такого метода, как экспертная оценка
Подумайте, предполагает ли тема вашей исследовательской работы использование такого метода, как экспертная оценка. Какой вид экспертного опроса вы используете? Какой метод подбора экспертов изберете? Составьте перечень предполагаемых экспертов. Составьте опросный лист эксперта.
Тема 9. Социометрический метод изучения структуры межличностных отношений в молодежной среде.
Лабораторно-практическое занятие.
Задания для подготовки к занятию.
1.Дайте определение понятию «социометрия».
2.Какие исследовательские задачи решаются с применением методов социометрии?
3.Перечислите основные этапы социометрической процедуры.
4.Назовите способы количественной обработки социометрических карточек.
5.Что такое социоматрица?
6.Что такое социограмма?
7.Для чего служат социометрические индексы? Как они вычисляются?
Задания для обсуждения на занятии.
1. Создатель современной социологии Э. Дюркгейм полагал, что «социальные факты не только качественно отличаются от фактов психических: у них другой субстрат, они развиваются в другой среде и зависят от других условий... Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального; это представления другого рода. Мышление группы иное, нежели отдельных людей; у него свои собственные законы. Для нас совершенно очевидно, что материя социальной жизни не может объясняться чисто психологическими факторами, то есть состояниями индивидуального сознания». (Дюркгейм, Э. Метод социологии//http:www.humanities.edu.ru/db/msg/16922 - С.399.)
Как эти положения преломляются в сущностных характеристиках и особенностях социологических методов исследования, применяемых педагогикой и психологией?
2.Проанализируйте социограмму. Назовите: наиболее авторитетных членов группы (школьного класса); «принятых» членов группы; «отверженных»; микрогруппы. Определите: является ли класс сплоченным; каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками;
3.Закончите заполнение социоматрицы – подсчитайте количество выборов и Сумму баллов по каждому респонденту. Проанализируйте получившуюся социоматрицу. Назовите: наиболее авторитетных членов группы; «принятых» членов группы; «отверженных». Возможно ли по социоматрице выявить микрогруппы? Определите: является ли группа сплоченной; каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками.
№ | Фамилия | ||||||||||
Иванов | +1 | +2 | +3 | -1 | |||||||
Петров | +1 | +3 | +2 | ||||||||
Сидоров | -1 | +1 | +2 | +3 | |||||||
Данилова | +2 | +1 | +3 | ||||||||
Александрова | +2 | +1 | +3 | -3 | -2 | ||||||
Адаменко | |||||||||||
Петренко | +1 | +3 | |||||||||
Козаченко | +1 | +3 | +2 | ||||||||
Яковлева | +2 | +1 | +3 | -1 | |||||||
Шумская | +2 | +1 | +3 | -1 | |||||||
Кол-во выборов | |||||||||||
Кол-во баллов | |||||||||||
Общая сумма |
Задания для самостоятельной работы.
Подумайте, предполагает ли тема вашей исследовательской работы использование такого метода, как социометрия. Составьте перечень вопросов для социометрической анкеты.
Тема 10. Эксперимент как метод проверки научных гипотез.
Семинарское занятие.