Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих

При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и слабовидящих процессы познавательной и трудовой дея­тельности протекают, а точнее, должны протекать при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и кон­троля над деятельностью должна при этом определяться состоянием зрительных функций, свойствами отражае­мых предметов и характером производимой операции. Только в случае взаимодействия зрения и осязания, детер­минированного объективными условиями, возможно адекватное отражение действительности. Однако в силу того что человек в ходе общественно-исторического разви­тия сформировался как «существо оптическое», наличие даже незначительных остатков зрения тормозит развитие культуры осязания. В некоторых тифлологических рабо­тах можно даже встретить, правда, экспериментально не доказанные утверждения, что осязание слабовидящих развивается хуже, чем при нормальном зрении. Наблюдая за детьми с аномалиями зрения, нетрудно заметить, что во всех видах деятельности они пытаются использовать в первую очередь зрение, причем даже в операциях, практи­чески недоступных и вредных для дефектного зрительного анализатора. Примером тому может служить чтение частичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматри­вание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий и т. п. Результатом полного или час­тичного выключения осязания из сферы восприятия час­тичнозрячих является искажение формирующихся у них образов объективной действительности.

Необходимость совместной деятельности зрения и ося­зания диктуется особенностями зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих.

Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степе­ни полноты, точности и скорости отображения.

Скорость и правильность зрительного восприятия час­тичнозрячих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения. Эксперименты показывают, что у час­тичнозрячих и слабовидящих зрительное восприятие имеет весьма существенные различия в скорости. Так, у частичнозрячих скорость восприятия кольца Ландольта с угловым размером, равным 10°, увеличивается в сред­нем от 5,81 секунды при остроте зрения 0,005 до 0,04 се­кунды при остроте зрения, равной 0,04, то есть почти в 100 раз. У слабовидящих острота зрения также суще­ственно влияет на скорость восприятия: снижение остро­ты зрения влечет за собой снижение скорости восприя­тия. Так, для сложных асемантических буквосочетаний скорость восприятия при остроте зрения менее 0,1 со­ставляет 3 секунды, а при остроте зрения, равной 0,2, — 0,6 секунды. Однако зависимость скорости восприятия от остроты зрения имеет место только до величины остроты зрения 0,2 , являющейся для данного процесса критичес­кой. При более высокой остроте зрения изменения скорос­ти восприятия незначительны. Установлено также, что скорость восприятия зависит от характера заболевания: при равной остроте зрения наиболее низкая скорость на­блюдается при поражениях нейрозрительных путей, на­пример при атрофии зрительного нерва.

Скорость зрительного восприятия не является величи­ной постоянной, она изменяется под воздействием разно­образных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т. д,

На восприятие объектов влияет также состояние поля зре­ния. В.А. Феоктистовой удалось установить, что оптималь­ными для восприятия слабовидящими с нарушенным полем зрения являются размеры объектов (рисунков, схем и т. п.) площадью около 500 см2 на расстоянии 33 см от глаза.

Как мы уже неоднократно отмечали, нарушения зре­ния влияют не только на скорость, но и на качество вос­приятия — его точность, полноту, дифференцированность и другие свойства.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок от­четливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов. Частичнозрячие и слабовидящие плохо узнают знакомые им пред­меты. Но данным М.К. Земцовой, количество правиль­ных узнаваний возрастает у слабовидящих по сравнению в частичнозрячими примерно в 1,5 раза. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при се­рьезных нарушениях зрительных функций проявляется в том, что частичнозрячие и слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточ­но точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты: по данным того же автора, частичнозрячие и слабовидящие называют свеклу сливой, луком, редькой, яблоко — огурцом и т.п. Невозможность тонкой зритель­ной дифференцировки создает характерную для данного контингента особенность — неспецифичность узнавания.

Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсолютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Наруше­ние бинокулярного зрения затрудняет восприятие перс­пективы, ухудшает восприятие глубины пространства.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, ча­сто второстепенные признаки объектов, в связи с чем воз­никающие образы искажаются и часто бывают неадек­ватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические особен­ности, зрительное восприятие частичнозрячих и слабови­дящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме.

Процесс становления зрительного образа у слабовидя­щих, как и у нормально видящих, проходит через ряд фаз от видения нерасчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объек­та. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрения или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т. п.) образы у людей с дефектами зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития, не опровергает только что приведенного положения об идентичности протекания ви­зуального восприятия при аномалиях зрения и в норме, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений, возникающих при снижении остроты зрения в процессе зрительного отражения, и необходимости возмещения воз­никающих при этом пробелов в чувственном опыте.

Для полного, правильного и быстрого восприятия слабо­видящими и частичнозрячими объективной действительно­сти во всем ее разнообразии необходимыми условиями яв­ляются, во-первых, взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе, и, во-вторых, разработка и использование специально приспо­собленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно, и визуально. Примером таких пособий могут служить контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.

Для слабовидящих необходимым условием правильного восприятия является достаточная угловая величина объектов, их контрастность, яркость, необходимый уровень освещенности и пр., что достигается за счет применения оптических средств коррекции и использования наглядных пособий, соответствующих требованиям аномального зрительного восприятия. [220]

Зрительное восприятие

Спомощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направле­ние движения предметов, ориентируется в пространстве.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабле­ние функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опозна­вании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, про­пуск деталей изображения (Ю.А. Кулагин). Вследствие неяс­ного восприятия отдельных элементов и неточности представ­лений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между и на нем предметами (М.Б. Эйдинова). Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной ат­рофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментар­ность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у слабо­видящих при чтении и письме.

При чтении возникают оптикогностические нарушения, ос­новными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено от­рицательное влияние снижения зренияна формирование гра­фических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения эле­ментов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобра­зительных элементов.

Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа про­должает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.

Восприятие формы предметов. Основным признаком пред­мета, его сенсорным содержанием является форма. Большин­ство отечественных ученых, занимающихся вопросами воспри­ятия, выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состо­ит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукци­онном торможении слабого компонента сильным. Форма отно­сится к числу физиологически сильных компонентов предмет­ного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества и свойства, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линей­ными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривиз­на границ формы. Все это характеризует динамичность, статич­ность и мерность формы.

Трудности визуального восприятия детьми элементов и гео­метрических параметровформы осложняют понимание средств наглядности,формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы пред­метов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептив­но-опознавательными и логическими операциями различно­гохарактера. Возможности обнаружения элементов формы у слабовидящих зависят от чувствительности, разрешающей способности, цветовосприятия, стереоскопической пластично­стии других свойств зрительного анализатора.

Зрительная система должна быть способна не только выде­лять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, ко­торые как бы вторично выделяют контур, и является необхо­димым условием создания образа формы предмета.

На зрительное восприятие формы предмета влияют величи­на предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст меж­ду яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового вос­приятия, формирование представлений и развитие мышления.

Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одно­временного обозрения их. Способность охватить взором пред­мет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предме­та и расстояния, с которого он рассматривается.

Среди слабовидящих имеются лица с суженным полем зре­ния, что осложняет им одномоментное обозрение средств на­глядности (макетов, приборов, рисунков). При восприятии и опознавании предметов слабовидящими глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них воз­никают соскальзывания с контура, частые изменения на­правления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.

У слабовидящих детей наблюдаются также нарушения дви­гательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций, из­менение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ог­раничения в повороте глаз и др. Уровень недоразвития гла­зодвигательных функций у слабовидящих детей зависит от характера заболевания и состояния остроты центрального зре­ния. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет воспри­ятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояния.

Глазодвигательные функции в процессе обучения могут раз­виваться и совершенствоваться за счет образования более сложных системных связей между оптическими и двигатель­ными компонентами глаза (М.И. Земцова). Для этого необхо­димо создавать условия, которые бы позволяли детям целе­направленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет приме­нение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки рассто­яний, направлений и др.

Восприятие цвета и контраста. Важными информативными признаками и предметах и изображениях являются цвет и кон­трастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его вни­мание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприя­тием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цве­та ассоциируются с теплом; зеленые, голубые; синие, фиоле­товые - с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, крас­ный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой - ус­покаивает.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Известно, что у значительного числа слабовядящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Фор­ма и степень расстройства цветоразличения зависят от клини­ческой формы нарушения зрения, ее происхождения, локали­зации и течения.

Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цвето­вого зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии илота и создание условий, компенсирую­щих недостатки цвети восприятия. Они могут быть в значитель­ной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломасте­ров, подсветов, свето- и цветорегуляруемых осветителей я др.).

О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависят сила воздействия многих композиционных средств и приемов.

Ряд исследователей отменяют у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастно­сти. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изобра­жения имеют разную степень контрастности. Многие из них недоступны для восприятия, учащиеся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлени­ями окружающей действительности.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасоч­ных средств наглядности способствуют более правильному опоз­нанию изобразительных элементов, выделению в них инфор­мативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

В изображениях с высокой тональной контрастностью (90-95%) унитарных я сложных цветов большинство детей доволь­но точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют много­цветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью других цветоразличительных функций, наличи­ем визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлениями окружающей действительнос­ти. Это свидетельствует о необходимости применения красоч­ных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них про­цессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознава­тельных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях. В связи с этим разработаны специаль­ные тест-фигуры, позволяющие определять возможности вос­приятия детьми черно-белых и цветных изображений разной контрастности, а также методика подбора иллюстративной-на­глядности (В.П. Ермаков).

Подбор изображения осуществляется следующим образом: с помощью цветатональных тестов определяют визуальные возможности детей в дифференцировании изображений разной контрастности, затем по шкале цветотонального контраста (от максимального - 90-95% до минимального - 5%) подбирают иллюстративно-графические средства наглядности.

Восприятиедвижения. Восприятие движения - это отраже­ние изменения положений, которые объекты занимают в про­странстве. При обнаружении объекта на периферии поля зре­ния имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основ­ную роль в восприятии движения играют зрительный и кинес­тетический анализаторы. Параметрами движения объекта яв­ляются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя раз­личными путями: 1) непосредственного восприятия акта пере­мещения; 2) на основе умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов полу­чается при фиксированном взоре и с помощью прослеживаю­щих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения, вос­приятие движения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зритель­ной системы. В этой связи возникает необходимость формиро­вания у слабовидящих приемов и способов восприятия движе­ний, опирающихся на зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и другие сенсорные функции.[92]

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А.

Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение о воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.:Гуманит.изд.ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

2. Литвак А.Г. психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.2006-336 с.

3. Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др., Под ред.В.И.Лубовского.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-464 с.

Наши рекомендации