Развитие национ-х систем спец-го образов-я в Зап. Европе в 4 период
Отношение к лицам с наруш-ми интеллекта в др. вр. и ран. среднев-е
В древ. вр. от детей-уродов избавлялись (в Греции, Риме). Библия рассматрив. УО как божью кару за грехи родителей. Взгляд на слабоумных как на детей дьявола – католич. религия. Православ. церковь предписывала относ-ся с жалостью к ним. Но религия не содействовала развитию помощи таким людям. На протяж-ии средневек-я душевные заболев-я рассматрив-ся как одержимость злым духом. Судьба слабоум-х мало волновала общество. В некот-х случ-х пыталось извлечь пользу (обычай в др. Риме иметь при дворе дурочков, служители религиоз-х культов использов. их в кач-ве сборщиков подаяний). Единственная обществ-я забота – призрение слабоум-х в монастырях.
5) Отнош-е медицины и юриспруденции к «слабоумным»
В период ран. и позд. средневек-я на пути разв-я науки встала церковь, религиоз-я идеология, кот. подавляла своб-ю мысль, преследовала науч-е знания. На протяж-ии средневек-я душевные заболев-я рассматрив-ся как одержимость злым духом. Начались пр-сы над ведьмами. Эта борьба вылилась в иквизицию, репрессировали и врачей. Правовое поло-е слабоум-х определ-сь законодат-м в Англии. Устанавлив. разницу м/у слабоум-ми и помешаннами, что решать вопросы имущества. В Англии открыв. больницы для душевнобольных.
8) Соц-но – эконом-е полож-е «слабоумных» на Руси (XII-XVII)
При Иване Грозном внесена в судебник статья о необходим-ти попечения нищих, больных и лишенных разума. Рекоменд-сь помещать их в монастыри. В 1667г. был принят акт, кот. лишал права управлять своим имущ-вом глухих, слепых и глухих. Обычай призревать слабоум-х в монастырях распростран. при Петре 1. Некот-е бояре отправл. своих детей под видо «дураков» в монастырь, чтобы освободить от службы. Тогда Петр 1 запретил посылать слабоум-х без предварит-го осведетельсвовния по признакам (меры по борьбе с симуляцией). Когда и это не помогло – ввел запрет жениться и владеть имуществом. Общ-во не признавало за собой обязан-тей по отнош-ю к слабоум-м.
Развитие медико-педагогич-го и филантропически-христианских направл-й обществ-й пом. глубоко УО
Итар убедил окруж-х в том, что дае самые глубокие идиоты небезнадежны и в 1828г. было откр. отделение для идиотов при психиатрич-й больнице во Франции – это полож. начало медиц-му направл-ю в развит. пом. слабоум-м. Также их судьба стала привлекать вним-е пасторов и пед-гов, кот-е полож. начало филантропич-ки-христианскому и пед-му направл-ю. Для слабоум-х (глубок. степ.) создав. приюты при монастырях, деят-ть кот-х была направлена на воспит-е набожности, чувства благодарн-ти своим благодетелям. (в Германии зарод-сь). 1-ми педаг-ми учрежд-ми были приюты и частные школы-пансионы(с легк. степ.). Задачи – дать общее образов-е, трудовую подгот-ку. В рез-те синтеза медицины и пед-ки сложилось медико-пед-ое направл-е – учред-я для разных катег. детей (особое разв. в России). Учред-я для дет. с глуб. УО были переданы врачам, а с легкими формами – пед-гам.
14) Социально-экономическое поло-е «слабоум-х» в России в 3 период. 2-й съезд русских деятелей по технич-му и профес-му образов-ю
Петр 1 стремился осуществить ряд меропр-ий, в рез-те кот-х гос-во могло бы осуществить контроль за деят-ю учред-ий обществ-го призрения. Требовал удалить из монастырей трудосп-х убогих. Впервые замысел о созд-ии домов для душебольных во вр. Екатерины 2. Согласно ему созд-ся ряд учрежд-ий для призрения инвалидов, сирот, душевнобольных.В конце 18 в. было откр. лишь неск-ко домов. 2-й съезд дефектологов проходил в Петербурге с 28 дек. 1895. Для реш-я вопросов разв-я в России уч. заведений в целях подгот-ки квалифицир-х рабочих. Съезд обсудил все вопросы, относящ-ся к проблеме призрания, лечения и обуч-я УО и принял реш-е, кот-е стало программой деят-ти всей русской общественности по оказ-ю пом. УО. Поставил вопрос о необход-ти всеобщего образов-я УО. Обратил вним-е на необход-ть провед-я научных исследов-й в обл-ти УО.
Развитие национ-х систем спец-го образов-я в Зап. Европе в 4 период
Шир. размах В и О дет. в Германии получ. со 2-й полов. 19 в. Обуч-е во вспом-х школах – глав. вид помощи. Система учрежд-й к 20 в. усложнялась и выгл. так: деские сады для УО; вспомогат-е шк (8-14 лет); вспомог-е школы-интернаты; лечебно-воспитат-е учр-я для УО или беспризорников до 16 лет; вспомогат-е «продолженные» профес-ые школы с 3-х летним обуч-ем; учебно- трудовые колонии для переростков. Наряду с ними, для УО существов. вспомогат-е классы при норм-х шк-х, работавших по мангеймской системе – дифференциров-го нач-го образов-я. В Англии закон от 1914г. вводит сист. учрежд-й для УО: дет. сады, спец-е классы при обыч-х школах, спец. школы с 11-тилетним сроком обуч-я; приюты для глубоко отсталых детей. Во Франции важную роль в развитии В и О с конца 19 в. сыграл Бурневиль, кот. открыл образцовое учреждение образов-я для УО. Всех делил на 3 группы: 1) неопрятные с физ. недостат-ми; 2) неопр-е, но физич-ки здор-е; 3) чистоплотные и физ. здор-е.