Мы можем помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера 4 страница

Анализ упражнения:

— Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?

— Можешь ли ты, после того как совершишь ошибку, начать делать что-то другое?

— Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?

Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

Рисунок по инструкции

ИГРА 46 (с 9 лет)

Цели:Эта игра требует сосредоточенности и, в тоже время, бросает детям увлекательный вызов. Здесь дети работают в парах: один из них дает инструкции, а другой должен выполнять их с закрытыми глазами.

Материалы:Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Разделитесь на пары, сядьте за парты и поставьте между собой портфель так, чтобы вы не могли увидеть, что рисует сидящий рядом с вами партнер. (При наличии желания и возможности партнеры, разделенные портфелем, могут сидеть за партой лицом друг к другу.) Все нарисуйте сейчас, пожалуйста, обычный домик... Теперь переверните листки и уберите портфель. Решите, кто из вас будет А, и кто — Б. А будет сейчас учиться давать Б инструкции, по которым тот будет рисовать. Б надо взять новый лист бумаги, карандаш и закрыть глаза. А должен смотреть, как Б рисует, и давать ему указания. Цель игры состоит в том, чтобы Б нарисовал домик, как можно более похожий на тот, который с самого начала нарисовал А. А должен руководить карандашом Б, говоря, например, так: "Опусти карандаш на лист. Рисуй сверху вниз вертикальную линию... Стоп! Рисуй линию влево... Стоп! Теперь вверх..." Но А не имеет права брать Б за руку и водить его рукой. Начинайте! Потом вы сможете сравнить оба рисунка. После этого вы поменяетесь ролями, и А будет с закрытыми глазами рисовать домик Б.

В конце игры дайте возможность партнерам обсудить ход совместной работы. После этого все пары могут показать свои рисунки и их копии остальным.

Анализ упражнения:

— Что показалось тебе более трудным: давать точные инструкции или рисовать в соответствии с указаниями партнера?

Письменные инструкции

ИГРА 47 (с 9 лет)

Цели:Эта игра дает детям возможность потренироваться в выполнении письменных инструкций, после чего они смогут придумывать инструкции сами. Играть можно парами, выполняя инструкции друг друга.

Материалы:По одному экземпляру "Листа участника" на каждого ребенка.

Лист участника.

Прочитай внимательно и выполни инструкцию шаг за шагом:

1) Возьми чистый лист бумаги и напиши в его правом нижнем углу свое имя.

2) Нарисуй посередине листка небольшой домик.

3) Нарисуй слева от домика маленький пруд. Пусть в пруду плавают два лебедя.

4) Приведи к домику дорожку, которая начиналась бы в нижнем левом углу листа.

5) Укрась правую сторону дорожки маленькими цветочками.

6) Нарисуй в правом верхнем углу листка солнышко.

7) Нарисуй над твоим именем дерево.

Инструкция:Каждый из вас получит сейчас лист с инструкцией. Внимательно прочтите и точно выполните каждое положение инструкции. (10 —15 минут.)

Теперь вы можете потренироваться в придумывании инструкций. Разделитесь на пары и сядьте рядом со своим партнером. Пусть каждый из вас напишет, какой рисунок должен будет сейчас нарисовать ваш партнер. Сделайте инструкцию примерно такой, какая была на "Листе участника". Пронумеруйте каждый шаг и используйте наиболее простые и точные ключевые слова для каждого положения вашей инструкции. (10 минут.)

Теперь обменяйтесь листочками и выполните ту инструкцию, которую дал вам партнер. Нарисуйте картинку именно так, как вам предписано инструкцией. (10 минут. Потом дайте возможность партнерам коротко обсудить, как им удалось справиться с заданием.)

Анализ упражнения:

— Чему ты научился в этой игре?

— Оказалась ли написанная тобой инструкция ясной и понятной?

— Приведи пример бестолковой инструкции.

— Что было труднее для тебя: писать инструкцию или рисовать по инструкции?

Нравится — не нравится

ИГРА 48 (с 10 лет)

Цели:Этой игрой хорошо начинать и заканчивать учебный год. Она помогает детям и учителю выяснить важные аспекты отношения к учебе. Сохраните рисунки начала учебного года и сравните их потом с теми, которые дети нарисуют в конце года.

Материалы:По листу бумаги формата A3 на каждого ребенка и мелки (карандаши, фломастеры) для рисования.

Инструкция: Нарисуйте на своем листе четыре больших круга и пронумеруйте их от одного до четырех...

Теперь закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Что ты ощущаешь, когда думаешь о начавшемся (прошедшем) учебном годе? Нравится (нравилось) ли тебе учиться? Какие цвета и какие формы приходят тебе на ум, когда ты думаешь об этом учебном годе? Теперь открой глаза и нарисуй внутри первого круга пришедшие тебе в голову линии и цвета. (2 минуты.)

Теперь снова закрой глаза и думай о предметах и темах, которые тебе больше всего понравились... (Повторите приведенную выше инструкцию.)

Теперь представь себе предметы и темы, которые понравились тебе меньше всего... (Повторите приведенную выше инструкцию.)

Теперь подумай о чем-нибудь интересном, что ты узнал вне школы... (Повторите приведенную выше инструкцию. Потом дайте детям возможность показать и прокомментировать свои рисунки.)

Анализ упражнения:

— Что у тебя лучше всего получается?

— Где ты больше всего хотел бы быть?

— В какой ситуации ты учишься лучше всего?

Глава 4

Общение

Таинственный незнакомец

ИГРА 49 (с 7 лет)

Цели:Дети любят снова и снова играть в эту игру, потому что в ней можно и нужно угадывать. Они могут использовать здесь буквенные и графические подсказки учителя для того, чтобы выяснить, кто из учеников скрывается под именем Таинственного незнакомца. Игра помогает развитию у детей чувства собственного достоинства. Повторяйте ее время от времени, чтобы каждый ребенок получил возможность быть узнанным.

Материалы:Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.

Инструкция:Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепенно давать вам все больше подсказок о загадочном Таинственном незнакомце (Таинственной незнакомке), которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться...

Крупными буквами напишите на листе бумаги заголовок "Таинственный незнакомец". Загадайте какого-нибудь ребенка и напишите первую подсказку, например: "У меня голубые глаза". Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элементы, например, можете написать слово "голубые" голубым мелком или пририсовать рядом пару голубых детских глаз. Затем предложите детям прочитать подсказку.

Напишите следующую подсказку: "У меня светлые волосы". Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.

Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые подсказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.

Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им надо улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: "Кто я?"

Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать, смотрите прямо в глаза загаданному ребенку. В заключение этот ребенок может нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.

Анализ упражнения:

— После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?

— Трудно ли было тебе так долго держать ответ в тайне?

— Хотел ли бы ты сам быть Таинственным незнакомцем?

Тuxuе и громкие голоса

ИГРА 50 (с б лет)

Цели:Эта игра помогает детям, заходя в класс, вспоминать о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.

Материалы:Полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок, который предварительно Вы можете как-нибудь оформить.

Инструкция: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на школьном дворе или во время перемены? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в класс и начинаем работать? Почему в классе нам нужны тихие голоса?

Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?

Анализ упражнения:

— Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким голосом?

— Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голосом?

— У кого в вашем классе особенно красивый и сильный голос?

— Кто из вашего класса умеет говорить спокойным громким голосом?

— Нравится ли тебе голос учителя? Кажется ли он тебе интересным и богатым оттенками?

Наши рекомендации