Задания к контрольной работе №2

Темы рефератов

1.Роль техники и производства в становлении и развитии педагогического знания.

2. Роль народной педагогики (религии) в становлении и развитии научной педагогики.

3. Общее и особенное в развитии образовательных идей и систем в странах Дальнего Востока.

4.Подготовка ремесленников в средние века в странах Дальнего Востока (в Европе, России и т. д. – на выбор).

5. Развитие философско-педагогической мысли в странах Древнего Востока и античных государствах. (Можно взять на выбор творчество какого-либо древнего философа, описать обобщенную картину, касающуюся в отдельности стран Древнего Востока и античных государств.)

6. Сравнительный анализ афинской и спартанской образовательных систем. (Возможно отдельное рассмотрение названных систем, их целей, принципов, содержания, технологии.)

7. Гражданское воспитание в Древнем Риме.

8. Образование и воспитание в средние века в Западной Европе. (Можно взять для рассмотрения какую-либо конкретную страну, конкретное направление исследования, например, развитие профессионального образования или содержание воспитания в школах средневековой Европы и т. д.)

9. Особенности развития образования и педагогической мысли в Византии.

10. Образовательная деятельность первых университетов. (Можно показать на примере конкретного университета.)

11. Философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения. (На примере деятельности конкретных мыслителей.)

12.Дидактическое учение Я. А. Коменского и современность.

13. Я. А. Коменский о целях и задачах воспитания.

14. Воспитание джентльмена по Дж. Локку.

15. Эмпирико-сенсуалистские и психологические основы педагогики Дж. Локка.

16. Научно-педагогическая деятельность И. Песталоцци.

17. Философско-психологические предпосылки и исходные положения педагогики И.Ф. Гербарта.

18. Принципы общечеловеческого воспитания А. Дистервега: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и развития.

19. Развитие принципа природосообразности в истории европейской педагогики (Демокрит, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег).

20. Концепции «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера.

21. Педагогика «действия» В. Лая.

22. Экспериментальная педагогика Э. Меймана, Э. Торндайка.

23. Идея интеграции образования и производства Дж. Дьюи.

24. Основные тенденции развития образования за рубежом в современный период.

25. Зарождение грамотности и первых школ на Руси.

26. Развитие воспитания и образования в Киевской (Х-ХШ вв.) и Московской (XIV-XVII вв.) Руси. (Можно в отдельности.)

27. Роль православной культуры и церкви в развитии просвещения в Древней и Московской Руси. (Можно в отдельности.)

28.Профессиональное обучение при Московских приказах.

29. Зарождение высшего светского профессионального образования. Киево-Могилянская академия (1632). Славяно-греко-латинская академия (1687).

30. Реформирование российской школы в начале XVIII в.

31. Ослабление идейного влияния православной церкви и возрастание западноевропейского влияния на образовательную политику государства.

32.Открытие и развитие горнозаводских школ на Урале.

33. Роль В.Н. Татищева в становлении и развитии начального профессионального образования.

34. Педагогические идеи и образовательная деятельность И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н. И. Новикова, М. В. Ломоносова (на выбор).

35. Общая характеристика системы образования и развития педагогических идей в России XVIII – первой половины XIX в.

36. Роль Московского университета в развитии образования в России XVIII - начало XIX в.

37. Профессиональное образование в России в первой половине XIX в.

38. Женское образование в России начала XVIII – первой половины XIX в.

39.Общая характеристика образования и педагогической мысли в России второй половины XIX – начала XXв.

40. Развитие гимназического образования в России первой половины XIX - начала XX в.

41. Развитие женского образования в России второй половины XIX - начала XX в.

42. Развитие профессионально-технического образования в конце XIX - начала XX в.

43. Педагогические идеи и образовательная деятельность К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева и др. (на выбор).

44. Советская школа и педагогика в 1917-1920-е гг.

45. Образование Главпрофобра (28 января 1920 г.) и организация первых фабрично-заводских училищ.

46. Основные тенденции развития советской школы в 1921 - 1940-х гг.

47. Развитие профессионально-технического образования в 1921-1940-е гг.

48. Роль государственных трудовых резервов (1940) в подготовке рабочих кадров в годы Великой Отечественной войны.

49.Общеобразовательная школа в годы войны.

50. Общая характеристика развития советской системы образования в послевоенные и последующие годы.

51. Основные направления реформы общеобразовательной школы (1984).

52. Нормирование советской системы профессионального образования
в послевоенные и последующие годы.

53. Становление и развитие системы подготовки инженерно-педагогических и профессионально-педагогических кадров.

54. Роль Свердловского инженерно-педагогического института (УГППУ)
в подготовке кадров для начального профессионального образования.

55. Реформирование общего и профессионального образования в постсоветской России: идеи, тенденции, проблемы.

56. Диалектика взаимоотношений внутреннего и внешнего в образовательном процессе.

57. Факторы эффективности образовательных систем.

58. Содержание глобального кризиса в образовании.

59. Интегративные подходы к разрешению глобальных проблем образования.

60. Глобализация образования и национальный фактор воспитания.

61. Дж. Дьюи и А. Макаренко: диалог и интеграция педагогических миров.

62. А. Хомяков и Э. Фромм: проблема «бегства от свободы» и ее философско-педагогический смысл.

63. Связь образования с другими социальными институтами и сферами
общественного сознания (экономикой, политикой, идеологией, СМИ, культурой и т.д. – на выбор).

64.Подходы к образованию: философский, экономический и др.

65. Педагогическая экология как научная дисциплина и явление практики.

66. Арт-педагогика как новое направление в педагогике.

67. Диалектика взаимоотношений свободы и необходимости в образовательной деятельности.

68. Проблема формирования ценностного отношения к знаниям, профессии.

69. Ценности и ценностные предпочтения в образовании.

70. Классификация и содержание образовательных ценностей.

71. Концепция ценностно-ориентированного образования.

72. Ценностно-целевые основания педагогики: марксизм, прагматизм, экзистенциализм, фрейдизм, бихевиоризм, «критическая» теория, синергетика и
др. (Можно дать общий анализ или остановиться на раскрытии конкретного
основания.)

73. Философско-духовные и культурно-образовательные традиции отечественной педагогики: общая характеристика.

74. Нравственно-антропологическая философия и педагогические взгляды
Г.С. Сковороды.

75. Философско-педагогические воззрения славянофилов.

76.С.И. Гессен – родоначальник философии образования в России.

77. Роль русской народной педагогики в становлении и развитии отечественной педагогики.

78. Основные этапы развития и характеристика православной педагогики.

79. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как эвристическая
база отечественного образования.

80. Реализация идей соборно-коллективистского воспитания в русской
классической и советской педагогике.

81. Проблема выделения педагогических парадигм.

82. Особенности профессиональной педагогики как отрасли педагогического знания.

83. Роль и место взаимодействия «законов производства» и «законов педагогики» в процессе подготовки рабочих кадров.

84. Компетентностная парадигма в современном образовании.

85. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гершунский Б.С. Философияобразования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 608 с.

2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. - 224 с.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.

4. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 301 с.

5. История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в.: Учеб.пособие для пед. ун-тов/ Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 1997. - 304 с.

6. Латышева Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало XX века): Учеб. пособие. - М.: Изд. дом "Форум", 1998. - 584 с.

7.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - Екатеринбург, 2000. - 255 с.

Дополнительная литература

9. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. №4. – С. 19 – 27.

10. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ.Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

11. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании в системе народного образования в России. – М., 1959. – 320 с.

12. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. - 448с.

13. Дивногорцева С.Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. – 2007. №3. – С. 30 – 35.

14. ЗагвязинскийВ.И. Основные контуры стратегии развития Российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты// Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. - 2000. - №2. - С.8-14.

15. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева и др.; пол ред.З.И. Васильевой. - М.: Издат. центр Академия», 2002. 416 с.

16. Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. - 224 с.

17. Коджаспирова Г.М.Педагогика: Учеб. для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2003. - 352 с.

18. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания: Избр. психол. тр. / Под ред. М.Л. Ивановой. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с.

19. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/Под. ред. В.Д. Симоненко. - М: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.

20. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.И. Мазаева, М.В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 298 с.

21. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. – М., 1908. – 79с.

22. Педагогика народов мира: История и современность. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 576 с.

23. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М: Большая Рос. энциклопедия, 2002. - 528 с.

24. Протоирей В.В. Зеньковский. Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. – 224 с.

25. Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагогика. 2003. № 8. - С. 88-96.

26. Сластенин В.А., Чижакова Г.И.Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2003. - 192 с.

27. Смирнов В.И.Общая педагогика: Учеб. XXI века. 2-е изд., перераб., доп. и испр. - М.: Логос, 2002. - 304 с.

28. Смирнов И.П., Ткаченко Е.Б. Новый принцип воспитания: ориентация на ближайшие интересы молодежи. - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2005. – 184 с.

29. Торосян В.Т.История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. - 352 с.

30. Ушинский К.Д.Русская школа. - М: Изд-во УРАО, 2002. - 416 с.

31. Щетинин В.П.Образование в контексте теории человеческого капитала //Педагогика. - 2003. № 6. - С. 40-46.

32. Хилпиг.Колония им. М. Горького - творческая лаборатория Макаренко // Педагогика. - 2003. № 8. С. 78-87.

 
  Задания к контрольной работе №2 - student2.ru

[*] Задания и методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «История педагогики и философия образования». – Екатеринбург: РГППУ, 2007.

Наши рекомендации