Переход от «меня учат» к «я учусь».
По нашим наблюдениям этот переход — один из главных трендов в мировом образовании. Старая модель педагогики, сформированная в индустриальную эпоху, быстро выходит их употребления, она уже давно не обеспечивает запросов общества. Одним из показателей старой модели является именно это: «А хорошо ли в этой школе учат детей?» Рискнём предположить, что этот вопрос в ближайшем будущем будет беспокоить родителей всё меньше и меньше. Приходит понимание, что главное не в том, кто и как тебя учат, а в том, как ты учишься. Учишь-ся, то есть буквально «учишь себя».
В этом смысле образование невозможно «дать», его можно только «взять», создать, сотворить в кооперации с другими учениками и экспертами. Это важное основание возникающей субъект-субъектной педагогики.
Но если я учусь, значит я могу создавать свой образовательный маршрут, я могу мыслить (учиться мыслить) своё развитие в полном спектре деятельности — от целеполагания до рефлексии. При этом я неминуемо начинаю работать с категорией содержания образования, ведь мне далеко не безразлично — кого я из себя «рисую» - автора собственной жизни или очередной отформатированный гаджет.
Это означает, что содержание образования становится не только инструментом педагогов, но прежде всего — инструментом ученика, регулярным средством осмысления и разработки-уточнения своего образовательного маршрута.
Это моя жизнь, я её творю, периодически согласовывая с окружающими цели, ценности и средства — Метод движения.
Направление поиска
Лаборатория целостного образования разрабатывает целостный тип содержания образования, а также обеспечивающие технологии и методики, обучает педагогов и родителей, склонных к работе с этим инструментом.
Мы начали в 1992 году с проработки возможностей передачи ученику всех средств, с помощью которых осуществляется образование. В первую очередь был найден способ переработки обычных учебных программ таким образом, чтобы любой ученик мог ими легко пользоваться.
Следующим инструментом стал учебный план. Очевидно, что в массовой школе этот участок работ — нечто святое, прикоснуться к которому может только руководство школы. А если каждый ученик создаёт и реализует собственный учебный план — как может выглядеть этот процесс? Вселенский хаос? Как в одном пространстве школы реализовать 800 учебных планов? Однако, эта задача оказалась не самой сложной.
Мы создаём не 800 школ в одной, а открытый образовательный процесс, в котором участники учатся взаимодействовать, договариваться, обучать друг друга, выстраивать общее притягательное будущее. Здесь включается мотивация иного уровня. Я не готовлюсь к ЕГЭ, не подстраиваюсь под чужое содержание, а выстраиваю и реализую собственную жизненную стратегию в кооперации с соратниками, младшими и старшими попутчиками, союзниками, экспертами, друзьями. Освоение учебных предметов мне при этом не мешает. Напротив — грамотно выстроенные учебные предметы — очень полезный материал, который я могу использовать в целях своего развития.
Но, конечно же, этого материала мне будет недостаточно. Для того, чтобы выстроить собственную жизненную стратегию, я должен буду освоить не только азы математики и географии... Мне потребуются подготовки другого уровня, разнообразные практики, участие в личных и групповых проектах, в том числе - международных... Однако, где взять на всё время?
Мы разработали технологию, позволяющую школьникам осваивать типовые школьные программы значительно быстрее и качественнее, причем без физических и психологических перегрузок. Использование этих технологий даёт выигрыш по времени не менее 30%. Такие школьные предметы как математика и русский язык легко осваиваются в полном объёме и без потери качества к концу 7 класса. Резерв времени направляется учеником на организацию образования другого уровня.
Нам интересно исследовать и сконструировать образовательные модули, долгое время остававшиеся на задворках школы. К примеру, сравнительно недавно мы начали осознавать, что для формирования целостной личности эмоциональный интеллект EQ уж точно не менее важен, чем интеллект когнитивный. А есть и другие виды интеллекта — социальный, лингвистический, физический... Как их задействовать? Можно ли устроить образовательный процесс таким образом, чтобы гармонично развивать все виды интеллекта и все планы бытия человека?
Мы создаём специальные курсы интенсивной «раскрутки» метапредметных навыков, умения учиться, умения понимать и мыслить. Ученики с развитой способностью к обучению, овладевающие мышлением и пониманием, обычно имеют сильную мотивацию и более высокую степень осмысленности. Участие в проектах и различных практиках делает обучение ещё более прагматичным, не просто личностно ориентированным, а сделанным для собственного употребления.
В каком возрасте человек может стартовать как ученик? Что ему для этого необходимо? Какими навыками и способностями должен обладать человек, чтобы позиционировать как ученик, а не просто учащийся школы или воспитанник детского сада?
Образовательная стратегия ЛЦО настроена таким образом, чтобы каждый учащийся имел возможность сформироваться в качестве ученика приблизительно к шестому году обучения, после чего он приобретает высокую степень независимости от школы и может получать образование почти самостоятельно. Школа остаётся одним из его образовательных ресурсов, но возможности ученика она уже не сковывает.
Фактически каждый ученик, выстраивая свой образовательный маршрут, создаёт и реализует на себе собственное содержание образования. Ни в каком законе эти контенты описать невозможно. Да и не нужно. Не создать механизма мониторинга, чтобы отслеживать качество моей собственной жизненной стратегии. Ни ФГОС, ни ЕГЭ тут нам не помощники. Нужно в принципе что-то другое. Другой способ управления — управления развитием.
Сегодня создаётся механизм мониторинга всех образовательных результатов. Управленцы хотят иметь информацию не только о предметной подготовке, фиксируемой через ЕГЭ. Начнутся замеры мета-предметного и личностного уровней. Замеры — и подгонка под собственные «портреты», шаблоны и стандарты. Это будет полезная процедура, очень полезная — если хотим зафиксировать школу на уровне школы неандертальцев.
Целостное содержание образования, выстраиваемое совместно с учеником, принципиально меняет природу школы. Школа здесь — это не «особое кирпичное здание с партами», где детей принуждают (мотивируют) учиться, неизвестно для чего. Новая школа — уже, наверное, «нешкола» - это фабрика смыслов, интеллектуально насыщенная площадка взаимодействия самостоятельных авторов — субъектов образовательной деятельности. И одни из инструментов управления этой деятельностью выступает новое содержание образования.
18.04.2016