Монашество Русского Севера в описании преподобного. Пимена Угрешского (XIX в.).

6. Алексеева Надежда Викторовна, к.и.н., доцент кафедры истории и философии ГИ ЧГУ.

Понятие святость и православная практика почитания святынь в среде

Севернорусского населения в XVIII - XIX вв.

7. Трубицына Мария Юрьевна, к.филол.н., доцент кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций ГИ ЧГУ

Философ-подвижник о. Павел Флоренский и Лавра

8. Шалашов Евгений Васильевич, к.филол..н., доцент кафедры связей с общественностью, журналистики и рекламы ГИ ЧГУ, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».

Преподобный Кирилл Белозерский в произведениях Дмитрия Балашова.

9.Новиков Алексей Евгеньевич, к.филол.н., доцент кафедры связей с общественностью, журналистики и рекламы ГИ ЧГУ

Черты русской святости в художественном дискурсе И.С.Шмелева (на примере образа преподобного Сергия Радонежского)

Перерыв на обед.

Продолжение работы конференции.

Регламент выступлений – 10 минут.

Ведут заседание протоиерей Алексий Мокиевский, настоятель Свято-Троицкого храма с.Липин Бор Вашкинского района Вологодской области; Шалашов Евгений Васильевич, к.филол..н., доцент кафедры связей с общественностью, журналистики и рекламы ГИ ЧГУ, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».

10. Григорьева Татьяна Брониславовна, учитель начальных классов МОУ «Ботовская школа». Формирование интереса на уроках «Истоки»у учащихся к истории и культуре русского народа через образ преподобного Сергия Радонежского.

11. Кузьмина Екатерина Валерьевна, учитель курса «Истоки» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22».

Формирование духовно-нравственных ценностей на примере жития преподобного Сергия Радонежского через уроки и внеурочную деятельность.

12. Обухова Людмила Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения».

Формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей через создание образа преподобного Сергия Радонежского в изобразительной деятельности детей художественной студии «Гармония».

13. Бурнякова Галина Александровна, библиотекарь МБУК «Объединение библиотек» библиотеки №1 отдела «Православная литература».

Воспитание духовно-нравственной культуры через уроки «Добролюбия».

14. Поповская Оксана Валериевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65».

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в рамках программы «Истоки» на примере образа преподобного Сергия Радонежского».

15. Алексеева Ирина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24».

Роль преподобного Сергия Радонежского в нравственном воспитании современного поколения.

Подведение итогов научной части конференции.

Октября

Божественная литургия в Воскресенском соборе г.Череповца.

Выезд от Воскресенского собора в село Спас-Лом Череповецкого района, где будет совершен молебен преподобным Сергию Радонежскому, Игнатию Ломскому и Иродиону Илоезерскому

Октября

8.00 – 17.00 – паломническая поездка в Илоезерскую пустынь на освящение храма в честь преподобного Иродиона Илоезерского и празднование 475-летия преставления святого (переносится с буднего дня 11 октября на воскресный). Отправление автобуса в 8.00 от храма Рождества Христова.

Чин освящения, крестный ход и литургию возглавит преосвященный Флавиан, епископ Череповецкий и Белозерский (начало в 10.00).

Преподобный Сергий Радонежский и Вологодский край.По подсчетам историков 78 вологодских святых (почти половина) имеет явно прослеживаемую духовную связь с преподобным Сергием Радонежским. А если мы откроем «Троицкий патерик» (1896 г.), то обнаружим другой не менее любопытный факт. В минейной части книги приведены сведения о 74 святых, из которых 36 (опять же почти половина) связаны с Вологодской землей. К числу указанных угодников относятся два череповецких святых, юбилеи которых отмечаются в текущем году: преподобные Игнатий Ломский и Иродион Илоезерский.

Преподобный Игнатий (+ 28.12.1591 г. ст.ст.), по преданию, первоначально подвизался в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, основанном прп. Димитрием Прилуцким – собеседником преподобного Сергия. Затем он перешел Кирилло-Белозерский монастырь, также основанный учеником и собеседником Сергия Радонежского. Спустя некоторое время, любя безмолвие, Игнатий удалился из многолюдной обители преподобного Кирилла и стал спасаться в окрестности бывшего города Ломска, где и основал Спасскую пустынь. Желание пустынной отшельнической жизни снова заставило его оставить основанный им монастырь. Передавши управление своей обители одному из учеников своих, подвижник удалился в Вадожскую волость, на берега реки Даровицы, впадающей в реку Сару и стал здесь жить отшельником. Преподобный плел лапти и потом оставлял их на этой лесной тропинке. Путники, нуждавшиеся в них, поднимали те лапти, оставляя взамен их хлеб. Этим хлебом и питался преподобный, уделяя часть подаяний другому иноку, именем Иоакиму (преподобному Исаакию Ломскому), подвизавшемуся верстах в трех от преподобного. Слух о высокой подвижнической жизни отшельника мало-помалу распространился, и к нему стали приходить ревнители иночества. Для них преподобный поставил здесь храм. Так постепенно устроилась Спасо-Ломская пустынь, в период расцвета в которой спасалось до 200 иноков и даже имелось собственное училище. Почитание памяти преподобного началось издавна, может быть, вскоре после его кончины. На напрестольном Евангелии, пожертвованном в 1658 году в обитель царским стольником, читалась надпись, в которой прп. Игнатий назывался «великим чудотворцем». В 1764 году Спасо-Ломская пустынь, в которой на тот момент имелось три деревянных храма, ограда и келейные корпуса, была упразднена и преобразована в приход. В 1824 году на погосте была заложена трехпридельная каменная церковь, сохранившаяся до настоящего времени. 14 октября 1828 г., в ней был освящен теплый Благовещенский придел, под спудом которого покоились мощи преподобного Игнатия. 12 июня 1829 года состоялось освящение теплого придела Игнатия Богоносца, а 6 октября 1846 года – главного (холодного) придела в честь Спаса Нерукотворного. Спасо-Ломский храм состоял на учете государства как ценный памятник старины, благодаря наличию в нем множества древностей и почитаемых святынь. В настоящее время в нем ведутся восстановительные работы.

Преподобный Иродион Илоезерский (+28.09.1541 г. ст.ст.)начал иноческую жизнь в Корнилиево-Комельском монастыре под руководством его основателя преподобного Корнилия Комельского (постриженика Кирилло-Белозерского монастыря). После кончины учителя он удалился на Илоозеро, в 20 километрах от Белозерска, и там, на полуострове, поставил себе келию и основал храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, положив начало Илоезерской пустыни. Преподобный был строгим постником, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался Святых Таин. Ангел возвестил о близости его кончины. Скончался святой в схиме 28 сентября 1541 года и был похоронен в устроенной им часовне. Первая икона преподобного Иродиона была написана после его явления некоему Софонии. Софония, неблагоговейно ткнув посохом в могилу преподобного, был наказан слепотой, но по молитве святому прозрел. Краткое Житие преподобного Иродиона было написано архимандритом Белозерского монастыря Митрофаном, который в 1653 году, по благословению Новгородского митрополита (впоследствии патриарха) Никона, освидетельствовал чудеса, совершавшиеся от мощей преподобного Иродиона. Тогда и было установлено празднование его памяти. На месте часовни преподобного Иродиона был воздвигнут храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Иродиона Илоезерского, сохранившийся в полуразрушенном виде.

Наши рекомендации