Методические рекомендации для

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

по дисциплине «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности»

сост. к.пс.н., доцент кафедры общей и социальной

педагогики Е.В. Неумоева-Колчеданцева

1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: сущность, структуру и содержание профессионального педагогического общения, его функции, требования к субъекту педагогической деятельности, обусловленные ее коммуникативным характером, иметь сформированное представление о социально-психологической компетентности субъекта педагогической деятельности, о возможностях ее развития (повышения), о влиянии педагогического общения на субъект труда.

Уметь: интерпретировать и адекватно оценивать явления профессионального педагогического общения (проблемы, задачи, затруднения, стиль, особенности самоподачи, особенности межличностного восприятия, способы установления и поддержания межличностного контакта, организации взаимодействия и др.), адекватно оценивать ход и результаты работы по повышению своей социально-психологической компетентности.

Владеть: основными способами, техниками и приемами педагогического общения (установления контакта и развития отношений, организации пространства межличностного взаимодействия, организации продуктивного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликта) и развития (повышения) социально-психологической компетентности.

Тематический план

Таблица 1

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в итерактивной форме Итого количество баллов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
 
Модуль 1. Педагогическое общение как область теоретического знания и практическая деятельность
1.1. Теоретические основы изучения педагогического общения           0 – 10
1.2. Понятие о педагогическом общении.           0 – 25
Всего:           0 – 30
Модуль 2. Социально-психологическая компетентность педагога
2.1. Структура и содержание социально-психологической компетентности           0 – 20
2.2. Влияние педагогического общения на субъект труда           0 – 10
  Контрольная работа                
  Всего:           0 – 30
Модуль 3. Технология педагогического общения
3.1. Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Понятие о самоподаче (межличностное восприятие)           0 – 5
3.2. Межличностная коммуникация, установление контакта и развитие отношений           0 – 5
3.3. Стратегии воздействия / взаимодействия в педагогическом общении             0 – 10
3.4. Формы общения ребенка и взрослого, формы общения детей             0 – 20
Всего:           0 – 40
  Итого (часов, баллов):       0 – 100
  Из них в интерактивной форме:              
                       

Таблица 2

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды практической и СРС Неделя семестра Объем часов (внеауд. СРС) Кол-во баллов (ауд. / внеауд.)
Аудиторная Внеаудиторная
Модуль 1
1.1 Теоретические основы изучения педагогического общения   2.Анализ и аннотирование научных статей   0 – 10  
1.2 Понятие о педагогическом общении. 1.Рисунок «Сущность педагогического общения».     1.Интерпретация индивидуальных рисунков.     0 – 5 / 0 – 5  
Анализ невербальных проявлений партнера по общению. 0 – 10    
  Всего по модулю 1:   0 – 30
Модуль 2
2.1 Структура и содержание социально-психологической компетентности 1.Анализ ситуации педагогического общения (отрывка из художественного фильма «Опасные мысли»).   1. Оформление результатов работы «Анализ отрывка из художественного фильма».   2.Разработка индивидуальной программы развития (повышения) социально-психол. компетентности.     0 – 5, 0 – 5 / 0 – 20
2.2 Влияние педагогического общения на субъект труда Самодиагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) Разработка рекомендации для педагогов по профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания»   0 ­– 5 / 0 –5
  Всего по модулю 2:   0 – 30
Модуль 3
3.1. Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Понятие о самоподаче (межличностное восприятие) 1.Формирование профессиональной «Я-концепции».   Оформление результатов работы «Формирование профессиональной «Я-концепции», формулировка выводов   0 – 5
3.2. Межличностная коммуникация, установление контакта и развитие отношений 1.Моделирование ситуаций общения с использованием разных средств межличностной коммуникации.   2.Организация процедуры парафразирования 1. Анализ ситуации педагогического взаимодействия (отрывка из художественного произведения). Оформление результатов работы.   0 - 5
3.3. Стратегии воздействия / взаимодействия в педагогическом общении 1.Презентация и защита разработанных целевых программ. 2. Апробирование элементов целевой программы в группе (проведение занятий по повышению социально-психологической компетентности будущего педагога).   1. Разработка программы развития (повышения) социально-психол. компетентности для целевой группы.   0 – 10
3.4. Формы общения ребенка и взрослого, формы общения детей 2. Моделирование ситуаций педагогического воздействия / взаимодействия Создание банка видеофрагментов (эпизодов из художественных фильмов) и литературных произведений с демонстрацией/описанием ситуаций педагогического общения   0 - 20
Всего по модулю 2:   0 – 40
  ИТОГО:   0 – 100 б.
                     

Методические рекомендации для

Наши рекомендации