Раздел III. Теория социального воспитания и обучения. Тема 8. «Сущность социального воспитания и обучения»
Тема 8. «Сущность социального воспитания и обучения»
1. Соотношение понятий «социальное воспитание» с концептуальными подходами к его толкованию:
А) СВ как составная часть социализации; Б) СВ как составная часть социальной педагогики; В) СВ как практическая деятельность | 1) СВ как область педагогического знания, изучающего и решающего комплексные проблемы человека в среде с учетом всех воздействий на индивида на всех этапах становления и развития личности; 2) СВ как целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе; 3) СВ как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации |
2. Субъектами социального воспитания на республиканском, региональном, муниципальном уровнях являются
1) воспитательные организации;
2) органы управления социальным воспитанием;
3) коллективы;
4) личность руководителя.
3. Основные характеристики коллектива как группового субъекта социального воспитания:
1) разработка стратегии социального воспитания на республиканском, региональном, муниципальном уровнях;
2) открытость окружающей действительности;
3) относительная автономность, организационная оформленность;
4) осуществление мониторинга состояния системы социального воспитания;
5) наличие собственной системы ценностей;
6) наличие системы социальных ролей.
4. Индивидуальными субъектами социального воспитания являются
1) личность воспитателя и / или личность самого воспитанника;
2) личность воспитателя и руководителя воспитательной организации;
3) личность воспитанника и руководителя детского самоуправления.
5.Понятие «социальное обучение» означает
1) целенаправленный, специально организованный процесс передачи систематизированных социальных знаний и формирования социальных умений и навыков;
2) формирование социально значимых качеств личности;
3) формирование в процессе жизнедеятельности человека социальных навыков в соответствии с создавшейся ситуацией.
6. Соответствие принципов социального воспитания их сущностным характеристикам
1) природосообразности, 2) гуманистической направленности воспитания, 3) коллективности | А) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; Б) осуществление социального воспитания в соответствии с законами развития природы и человека; В) использование способов влияния на человека различных институтов общества, возможности природных и социальных факторов развития человека; Г) осуществление социального воспитания в коллективах различного типа как условие для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе |
7. Соответствие принципов социального воспитания их сущностным характеристикам
1) природосообразности, 2) дополнительности; 3) коллективности | А) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; Б) осуществление социального воспитания в соответствии с законами развития природы и человека; В) использование способов влияния на человека различных институтов общества, возможности природных и социальных факторов развития человека; Г) осуществление социального воспитания в коллективах различного типа как условие для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе |
Тема 9. «Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы»
1. Соотношение теории социальных отклонений ее сущности
А) медицинская модель социальных отклонений, Б) теория «социальных выпадений», В) психолого-педагогическая теория социальных отклонений | причина социальных отклонений - 1) нарушение взаимосвязи между человеком и социумом; 2) патология здоровья; 3) дефекты школьного и семейного воспитания |
2. Соответствие отклонений от нормы типологическим группам:
1) болезнь; 2) девиантное поведение; 3) одаренность; 4) сиротство; 5) умственная отсталость;
6) нарушения эмоционально-волевой сферы; 7) нарушения зрения, слуха; 8) отклонения в получении образования.
А) физические; Б) психические; В) педагогические; Г) социальные.
3. Негативное отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам, -
а) нравственный облик; б) девиантное поведение; в) конформность.
4.Коррекционное воспитание осуществляется по отношению
а) ко всем несовершеннолетним,
б) к детям и подросткам, имеющим отклонения в поведении и развитии,
в) к детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей.
Тема 10. «Социально-педагогическая виктимология»
1. Отрасль знания, в которой разрабатываются принципы, цели, содержание, формы, методы профилактики и коррекции неблагоприятных условий социализации, в результате которых человек становится жертвой, - это
1) коррекционная педагогика; 2) социально-педагогическая виктимология; 3) социальная работа.
2.Соответствие понятий определениям
А) виктимогенность; Б) виктимизация; В) виктимность; | 1) наличие в объективных обстоятельствах социализации определенных характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств; 2) расположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств процесс и результат превращения человека или группы людей в определенный тип жертвы неблагоприятных условий социализации; 3) процесс и результат превращения человека или группы людей в определенный тип жертвы неблагоприятных условий социализации; 4) состояние, характеризующее затруднение человека в адаптации к факторам среды жизнедеятельности и к внутренним факторам |
3. Соответствие вида жертвы неблагоприятных условий социализации ее сути
А) реальные, Б) потенциальные, В) латентные | 1) люди с акцентуациями характера, мигранты, дети из семей «группы риска»; 2) инвалиды, сироты, имеющие проблемы с адаптацией и самореализаций в обществе; 3) лица, чьи потенциальные возможности не были выявлены и реализованы |