ТЕМА 2. Учебная деятельность дошкольников. Занятия как форма организации обучения в детском саду
ТЕМА 1. Концепция и программы дошкольного воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Основные направления гуманизации современной системы дошкольного образования.
2. Разработка стандартов дошкольного образования. ФГОС ДО. Структура, содержание.
3. Анализ современных концепций дошкольного воспитания.
4. Анализ современных образовательных программ дошкольного образования: «От рождения до школы», «Истоки», «Радуга», «Детство», «Детский сад – дом радости» и др.
5. Парциальные программы ДО , их использование при составлении образовательной программы ДОО.
Учебно-исследовательские задания
1. Составьте опорную схему, отражающую основные направления гуманизации дошкольного образования.
2. Из закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов выпишите основные принципы государственной политики в области образования.
3. Сравните две концепции дошкольного образования. Выделите общие идеи, различия.
4. Подготовьте презентацию одной из образовательных программ.
5. На основе Федеральных государственных стандартов ДО подготовьте рецензию на образовательную программу конкретного ДОУ.
6. Подготовьтесь к деловой игре «Заседание педагогического совета», представьте одну из основных общеобразовательных программ дошкольного образования, выступите в роли защитника, оппонента.
7. Подготовьте обзор образовательных программ, направленных на решение задач по одному из направлений развития личности.
Литература
1. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова, В.А. Петровского // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5.
2. Концепция дошкольного воспитания / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // Дошкольное воспитание. – 1989. - №9.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Метод. рекомендации. – М., 1993.
4. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6. – С.2.
5. Главы и библиография из книги «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений» / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
6. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: «Акцидент», 1995.
7. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей второй младшей группы // Дошкольное воспитание. – 1994. - №2. – С.5.
8. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы // Дошкольное воспитание. – 1994. - №3. – С.15. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы // Дошкольное воспитание. – 1994. - №9. – С.31.
9. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной группы // Дошкольное воспитание. – 1994. - №10. – С.38.
10. Ермолаев С. «Детство» // Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.
11. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчука, К.В. Тарасовой. М., 1997.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова, - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
13. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010.
14. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание дошкольников. Программа / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.
15. Поддъяков Н.Н. Принципы построения программы воспитания дошкольников // Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 1994. – С.72.
16. Программа «Развитие» Основные положения / Науч. руководитель Л.А.Венгер. – М.: Новая школа, 1994.
17. Программа «Одаренный ребенок» Основные положения / Науч. руководитель Л.А.Венгер. – М.: Новая школа, 1995.
18. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гизик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1993.
19. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гизик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1994.
20. Радуга: Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух-трех лет / Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М.: Линка-Пресс, 1996.
21. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Науч. рук. Д.И.Фельдштейн, А.Г.Асмолов. Рук. авторского коллектива Н.В.Федина. М.: Просвещение,2010.
22. Сайт ФИРО . Там размещен ФГОС ДО и современные образовательные программы.
ТЕМА 2. Учебная деятельность дошкольников. Занятия как форма организации обучения в детском саду
Вопросы для обсуждения
1. Закономерности и принципы обучения в ДОУ.
2. Развитие любознательности, познавательной активности дошкольников.
3. Типы обучения в ДОУ. Развивающее обучение (см. Приложение № 1).
4. Специфика методов обучения в дошкольном возрасте.
5. Организационные формы обучения, их характеристика, преимущества и недостатки.
6. Организованная образовательная деятельность в различных группах ДОУ
7. Особенности содержания, организации и методики проведения занятий в подготовительной к школе группе. Вариативность организации занятий. Современные требования к ним (см. Приложение).
8. Пути оптимизации обучения в детском саду (диалогизация процесса обучения, активизация познавательной деятельности, эмоциональной сферы, личностного опыта ребенка).