Базы социально-педагогической (учебной) практики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

учреждения образования

«Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина»

_______________ Е. Д. Осипов

«_____» ________________ 2016 г.

Регистрационный № УД-_________/р.

  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА  
 
Учебная программа для специальностей:
1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
         
(код специальности) (наименование специальности)
 
Факультет социально-педагогический
  (название факультета)
Кафедра социальной работы
(название кафедры)
Курс (курсы)  
Семестр (семестры)
Практические     Зачет
занятия  
  (количество часов)   (семестр)
       
   
   
     
   
Всего часов по практике     Форма получения высшего образования дневная, заочная
  (количество часов)  
  2016 г.  
Учебная программа составлена на основе «Социально-педагогическая
практика» рег. № УД-М. 810/баз. от 30.04.2010 г.
(учебной программы), дата утверждения, регистрационный номер)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры
социально-медицинских дисциплин
(название кафедры)
  протокол №
(дата, номер протокола)
  Заведующий кафедрой
      Е. А. Бай
(подпись) (И.О.Фамилия)
 
 
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом (Учебно-методической комиссией)
Социально-педагогический факультет
(название факультета)
  протокол № от
(дата, номер протокола)
Председатель
      Л. А. Силюк
(подпись) (И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом
учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(название высшего учебного заведения)
   
(дата, номер протокола)
Председатель
       
(подпись) (И.О.Фамилия)
 
Разработана
      М. Н. Вакула
(подпись) (И.О.Фамилия)
             
                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В профессиональной подготовке специалистов по социальной работе особое место занимает социально-педагогическая (учебная) практика. Практика ориентирована на освоение направлений и содержания деятельности социально-педагогических учреждений, которые осуществляют профилактическую, коррекционную, реабилитационную деятельность. Она предусматривает изучение социально-педагогических технологий работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, их родителями или лицами, заменяющими родителей. Студенты осваивают социально-педагогическую диагностику и профилактику социального неблагополучия семьи, детей, молодежи, включаются в процесс оказания социальных и социально-педагогических услуг семье, детям, молодежи, разработку и реализацию социальных и социально-педагогических программ и проектов. Непосредственная работа с клиентами способствует развитию навыков профессиональной культуры и про­фессиональной этики.

Практика предполагает анализ нормативно-правовой базы, основных на­правлений, форм, методов работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, участие в некоторых видах профессиональной деятельности под контро­лем супервизора.

Содержание практики основано на изученных ранее дисциплинах: теория со­циальной работы, методология и методы исследования в социальной работе, воз­растная и социальная психология, педагогические и психологические основы соци­альной работы, социально-педагогическая работа с семьёй, технологии социально-культурной деятельности и др.

Программа практики составлена на основе

- Образовательного стандарта ОСРБ 1-86 01 01-2013 для специальности 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям);

- Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 №243-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-3),

- Положения о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 (в ред. Постановления Совмина от 22.08.2013 № 736)

- Положения о практике студентов, обучающихся по специальностям непедагогического профиля БрГУ имени А.С. Пушкина (утв. 16.10.2014г.).

Цель практики:

Способствовать овладению студентами навыков социально-педагогической диагностики и профилактики социального неблагополучия семьи, детей, молодежи.

Задачи практики:

1. Изучить основные направления работы учреждений образования по социальному сопровождению семьи и ребенка, находящихся в социально опасном положении.

2. Ознакомиться с соци­альными факторами, детерминирующими социальное неблагополучие и депривацию.

3. Закрепить навыки проведения социальной диагностики неблагополучия детей, находящихся в социально опасном положении.

4. Развить навыки профессиональной культуры и профессиональной этики.

5. Освоить технологии профилактики социального неблагополучия семьи, детей, молодежи.

После прохождения учебной (социально-педагогической) практики студенты должны:

знать:

- документацию, регламентирующую деятельность учреждения образования по работе с семьями, находящимися в СОП;

- порядок постановки семей и их детей, находящихся в социально опасном по­ложении, на учет и обслуживание;

- порядок работы с обращениями граждан;

- основные проблемы семей, находящихся в социально опасном положении;

- порядок предоставления платных услуг, льгот, социальных пособий семьям и детям, находящимся в группе социального риска;

- способы выявления семей несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи;

- порядок взаимодействия учреждений образования с другими учреж­дениями по решению проблем семей и детей, находящихся в социально опасном по­ложении;

- этические нормы и правила взаимоотношений специалиста по социальной работе и клиентов;

уметь:

- планировать собственную деятельность;

- проводить социальную диагностику проблем клиента;

- патронировать неблагополучные семьи;

- ставить конкретные задачи и определять пути решения проблем клиентов;

- разрабатывать перспективный план оказания социальной помощи клиенту.

Студенты проходят учебную (социально-педагогическую) практику в 6 семе­стре в течение 4 дней. Форма контроля – зачёт (дифференцированный).

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Задание Виды деятельности Формы отчетности  
Подготовительный этап
Изучить программу практики. Определить базу практики.   Участвовать в работе установочной конференции  
Рабочий этап
1. Составить индивидуальный план ра­боты на период практики. Совместно с групповым руководите­лем и руководителем от базы практики (на рабочем месте): - наметить порядок и сроки выполне­ния заданий; - определить тему и форму выступле­ния на заключительной конференции. Индивидуальный план работы на период практики.    
2. Ознакомиться с ба­зой практики.   Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения, рабочую документацию специали­стов (планы работы на год, отчётные документы). Перечень документов, регламенти­рующих деятельность учреждения по работе с семьями, находящимися в СОП и детьми.
3. Выявить категории се­мей и детей, которым оказывается помощь на базе практики   Изучить документацию, отражающую ра­боту с семьей и ее проблемами; порядок постановки семей и детей, находящихся в СОП, на учет; обозначить их ведущие проблемы и потребности.   Обобщённый анализ данных по семьям, находящимся в СОП: указать категории семей и детей, с которыми работает социальный педагог, перечислить их ведущие про­блемы и потребности; алгоритм поста­новки на учет семьи/ребенка, ока­завшихся в СОП; 2. Описать пример проблемной ситуации семьи, находящейся в СОП (ФИО не указывается). 3.Разработать индивидуальный план помощи клиенту (на основании приведённого примера).  
4. Провести интервью с социальным педагогом. В процессе беседы выявить социально-психологические особенности детей из семей, находящихся в социально опасном положении, проблемы и профессиональные риски социального педагога, возникающие при работе с данной категорией лиц, обозначить специфические особенности технологии социальной профилактики неблагополучия детей, семей, молодёжи. Бланк интервью со специалистом.
5. Проведение социальной диагностики проблемного случая клиента. Подобрать и провести диагностическую методику (по выбору практиканта) с клиентом (под руководством специалиста).   Заполненный бланк и интерпретация проведённой методики.
Итоговый этап
Обобщить полученные на практике результаты. Составить отчет о работе за период практики, в котором: - дать обобщенную, аналитическую информацию о содержании деятельно­сти учреждения; - проанализировать собственную дея­тельность в период практики. Индивидуальный отчет по практике.    

БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ

· Учреждения образования;

· Инспекции по делам несовершеннолетних.

Информационная часть

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волынкин, В. Практика в подготовке социального работника: содержательный аспект / В. Волынкин // Социальная педагогика. – 2005. – № 4 – С. 91-93.

2. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом / Н.Ф. Гребень. – 2-е изд. – Минск : Букмастер, 2014. –480с.

3. Клушина, Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Н.П. Клушина, В.С. Ткаченко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–127с.

4. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 63 с.

6. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2004. – 368 с.

7. Практическая подготовка социальных работников: учебно-методическое пособие / Н.А. Залыгина [и др.]. – Минск: БГПУ, 2007.– 132с.

8. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

Наши рекомендации