Примерная циклограмма работы студента над курсовым исследованием по методике обучения и воспитания в начальной школе

Этап работы Срок исполнения
1. Выбор темы работы и первая консультация Сентябрь текущего учебного года
2. Ознакомление с требованиями к курсовым работам и критериями оценивания Сентябрь текущего учебного года
3. Сбор необходимых информационных материалов по теме исследования До ноября текущего учебного года
4. Формулирование проблемы исследования, цели, задач, определение объекта и предмета работы, составление плана / содержания работы Сентябрь-ноябрь текущего учебного года
5. Обзор литературы по теме исследования. Составление списка использованных источников. Октябрь-декабрь текущего учебного года
6. Работа над первой главой. Представление черновика для проверки научному руководителю. До 1 марта текущего учебного года
7. Работа над второй главой. Представление черновика для проверки научному руководителю. До 30 марта текущего учебного года
8. Определение сущности практических заданий, подбор материалов для выполнения практического задания (методики, тесты, анкеты, сценарии воспитательных мероприятий) До ноября текущего учебного года
9. Выполнение практической части курсового исследования Во время педагогической практики
10. Проверка выполнения практической части исследования, определение темы выступления на студенческой конференции и подача заявки До 1 марта текущего учебного года
11. Работа над выводами До 25 марта текущего учебного года
12. Проверка черновика курсовой работы на соответствие требованиям к такого рода студенческим работам До 1 апреля текущего учебного года
13. Знакомство с требованиями к написанию рецензии на курсовую работу другого студента и написание рецензии До 1 апреля текущего учебного года
14. Подготовка научной статьи к печати, предоставление статей для их рассмотрения учебно-методической и научной комиссиями кафедр для рекомендации их к печати До 20 марта текущего учебного года
15. Участие в научной конференции студентов Апрель текущего учебного года
16. Предоставление курсовой работы научному руководителю для проверки и допуска к защите До 5 апреля текущего учебного года
17. Защита курсовой работы Перед началом сессии

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие задачи выдвигаются к курсовой работе?

2. Из каких частей состоит курсовая работа?

3. Что должно быть отражено во вступительной части курсовой работы?

4. Какой алгоритм положен в основу построения основной части курсовой работы?

5. Что целесообразно включать в приложения к курсовой работе?

6. Какие группы методов научно-педагогических исследований вы знаете?

7. Какая группа методов научно-педагогических исследований представляется вам наиболее информативной?

8. Для чего используются эмирические методы научно-педагогических исследований?

9. Какова цель использования теоретических методов научно-педагогических исследований?

10. Какие вы знаете способы обработки полученной в результате исследования информации?

Задания для самостоятельной работы

Выберите одну из приведенных ниже тем курсовых работ, составьте план работы, определите, какие методы научно-педагогических исследований целесообразно использовать для исследования данной тематики.

Темы курсовых работ

1. Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.

2. Проблема психодиагностики трудностей в обучении младших школьников.

3. Психологические проблемы социального общения педагога (технология общения учителя как менеджера образовательного процесса).

4. Проблема изучения и тренировки внимания младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.

5. Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении.

6. Проблема развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математического цикла.

7. Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников.

8. Проблема проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции.

9. Развитие воображения и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

10. Исследование особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сфер отстающих в учении школьников.

11. Проблема формирования групповых традиций в коллективе младших школьников.

12. Проблема развития исследовательских навыков младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.

13. Проблема развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста.

14. Проблема развития способностей учиться в первом классе.

15. Проблема совершенствования методов классного руководителя в работе с учащимися начальной школы.

16. Проблема нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе.

17. Роль педагога (педагогического творчества) в формировании творческих способностей младшего школьника в процессе учебной деятельности.

18. Проблема разработки психолого-педагогических условий развития творческой личности младшего школьника в учебном процессе школы.

19. Работа с родителями младших школьников как условие их успешной адаптации в первом классе.

20. Реализация индивидуального подхода к младшим школьникам в деятельности учителя.

21. Роль тестирования в формировании общеучебных умений младших школьников.

22. Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.

23. Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.

24. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.

25. Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.

26. Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.

27. Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.

28. Проблема организации дифференцированного обучения младших школьников.

29. Роль дидактического материала в обучении младших школьников.

30. Использование творческих домашних заданий в познавательной деятельности младших школьников.

31. Роль домашних заданий в формировании положительного отношения к учебной деятельности младших школьников.

32. Роль программированного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

33. Теоретические основания и организационно-педагогические условия использования наглядности в начальной школе.

34. Роль наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности младших школьников.

35. Принцип индивидуализации и его реализация в начальной школе.

36. Реализация принципа доступности при обучении младших школьников.

37. Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников.

38. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к обучению в школе.

39. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

40. Использование творческих работ как средства развития речи у учащихся

41. Эффективные способы и приемы организации читательской и творческой деятельности младших школьников.

42. Формирование универсальных учебных действий средствами уроков окружающего мира.

43. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.

44. Подходы к организации проектной деятельности на уроках в начальной школе.

45. Организация исследовательской деятельности младших школьников.

46. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

47. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

48. Реализация проблемного обучения в рамках дисциплины "Технология в начальной школе".

49. Эффективные способы организации самостоятельной работы учащихся начальных классов на уроках.

50. Подходы к оценке деятельности учащихся на уроках в начальной школе.

51. Роль общения в формировании личности младшего школьника.

52. Развитие познавательных процессов у младших школьников.

53. Воспитательная работа как средство подготовки детей к школьному обучению.

54. Музыкотерапия как средство подготовки детей к школьному обучению.

55. Формы сотрудничества семьи и школы в учебно-воспитательном процессе.

56. Развитие навыков общения у младших школьников.

57. Специфика межличностных отношений у младших школьников.

58. Развитие логического мышления у младших школьников в учебной деятельности.

59. Развитие творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.

60. Развитие лингвистических способностей у младших школьников в учебной деятельности.

61. Развитие воображения у младших школьников в совместной деятельности.

62. Проявление самооценки у младших школьников в совместной деятельности.

63. Проявление тревожности у младших школьников в совместной деятельности.

64. Роль семейного воспитания в развитии навыков общения у младших школьников.

65. Роль дидактического материала в обучении младших школьников.

66. Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.

67. Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.

68. Проблемы организации дифференцированного обучения младших школьников.

69. Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.

70. Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.

71. Роль тестирования в формировании общеучебных дисциплин.

72. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.

73. Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.

74. Подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе.

75. Проектная деятельность на уроках технологии начальной школе.

76. Исследовательская работа младших школьников на уроках технологии.

77. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках труда в начальной школе.

78. Реализация воспитательных задач на уроках труда в начальной школе.

79. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках труда.

80. Развитие воображения и творческих способностей средствами уроков труда в начальной школе.

81. Теоретические основы, методика и техника планирования воспитательной работы.

82. Теоретические основы и методика коллективной творческой деятельности.

83. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация, характеристика.

84. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» в теории, методике и практике воспитания.

85. Воспитание учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.

86. Современное детско-юношеское движение: воспитательный потенциал, содержание, методика деятельности, проблемы.

87. Детские и молодежные организации: назначение, цели, содержание и методика деятельности, взаимодействие со школой.

88. Неформальные объединения детей и молодежи, взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.

89. Содержание воспитательного процесса в современной школе.

90. Личность современного педагога в свете прогрессивных идей теории и практики обучения и воспитания.

91. Личность современного педагога: слагаемые мастерства и проблемы.

92. Проблема национального воспитания в современной школе.

93. Творческие формы воспитательной работы с родителямив современной школе.

94. Ученическое самоуправление в современной школе.

95. Система дополнительного образования, её воспитательный потенциал.

96. Негативные явления в детском коллективе, их предотвращение и преодоление.

97. Методы обучения в начальной школе.

98. Групповая работа на уроках в начальной школе.

99. Методы и работа социального педагога в общеобразовательных учебных заведениях.

100. Организация социальной работы в сфере начального образования.

101. Педагогические стили общения, их влияние на учеников.

102. Передовой педагогический опыт в системе квалификации учителя начальных классов.

103. Современные подходы к оздоровлению детей младшего школьного возраста.

104. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.

105. Педагогическое новаторство: сущность, проблемы.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания.– М.: Высшая школа, 2009.– 256 с.

3. Краевский В.В.: Методология педагогики. – М.: Академия, 2008.- 360 с.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы / Ред. Тарасова. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2010. – 352 с.

5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Серия: Основы наук.– М.: Высшее образование, 2008.– 432 с.

6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2008. – 464 с.

7. Подласый И.П. Педагогика. 2-е изд., доп. для вузов. – М.: Изд-во: Юрайт ИД Юрайт: Серия: Основы наук, 2011 – 574 с.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2008.– 576 с. б

Дополнительная

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.– М.: Просвещение, 1985.– 448 с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы.– М.: Аргументы и факты, 1993.

3. Амонашвили Ш.А. Единство цели.– М.: Просвещение, 1987.– 208 с.

4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.– М.: Просвещение, 1997.–143 с.

5. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения.– Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 1996.– 242 с. 27

6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.– М.–Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999.– 560 с.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: Академия, 1999. 162 с.

8. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах.– М.: Роспедагентство, 2005.– 146 с.

9. Воронов В.В. Технология воспитания.– М.: Школьная пресса.– 2000.– 96 с.

10. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой.– М.: Новая школа, 1998.– 208 с.

11. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова.– М.: Знание, 1989.– 80 с.

12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Метод. рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова.– М.: ТЦ «Сфера», 2006.– 128 с.

13. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе.– Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 320 с.

14. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев.– М.: Школа-Пресс, 1996.– 272 с.

15. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.– М.: Педагогика, 1989.– 208с.

16. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников.– М.: Педагогика, 1996.– 126 с.

17. Караковский В. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.– М.: Новая школа, 1992.– 124 с.

18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.П. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем.– М.: Новая школа, 1996.– 160 с.

19. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс.– М.: Прометей, 1995.– 282 с.

20. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.– М., 1997.

21. Макаренко А. С. О воспитании / Сост. и авт. вступительной статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

22. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т.– М.: Педагогика, 1960.– Т. 5.

23. Маленкова Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя.– М.: Педагогическое общество Россия, 1999.– 300 с.

24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.– М.: Интел-Тех, 1994.– 216 с.

25. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.– М.: Новая школа,1997.–160 с.

26. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы // Воспитание школьников.– 2000.– №1.

27. Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковинько.– М.: Педагогика, 1996.

28. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.– 256 с.

29. Российская педагогическая энциклопедия.– М.: Педагогика, 1993.

30. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие.– М.: ЦГЛ, 2002.– 164 с.

31. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных концепциях воспитания.– М.: ТЦ Сфера, 2002.– 160 с.

32. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т.– М.: Педагогика, 1979.

33. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.

34. Фридман Л.М. Психология воспитания.– М.: ТЦ «Сфера», 2000.– 208 с. 35. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.– М.: Педагогическое общество России, 1999.– 222 с.

Приложение А

Наши рекомендации