Примерная циклограмма работы студента над курсовым исследованием по методике обучения и воспитания в начальной школе
№ | Этап работы | Срок исполнения |
1. | Выбор темы работы и первая консультация | Сентябрь текущего учебного года |
2. | Ознакомление с требованиями к курсовым работам и критериями оценивания | Сентябрь текущего учебного года |
3. | Сбор необходимых информационных материалов по теме исследования | До ноября текущего учебного года |
4. | Формулирование проблемы исследования, цели, задач, определение объекта и предмета работы, составление плана / содержания работы | Сентябрь-ноябрь текущего учебного года |
5. | Обзор литературы по теме исследования. Составление списка использованных источников. | Октябрь-декабрь текущего учебного года |
6. | Работа над первой главой. Представление черновика для проверки научному руководителю. | До 1 марта текущего учебного года |
7. | Работа над второй главой. Представление черновика для проверки научному руководителю. | До 30 марта текущего учебного года |
8. | Определение сущности практических заданий, подбор материалов для выполнения практического задания (методики, тесты, анкеты, сценарии воспитательных мероприятий) | До ноября текущего учебного года |
9. | Выполнение практической части курсового исследования | Во время педагогической практики |
10. | Проверка выполнения практической части исследования, определение темы выступления на студенческой конференции и подача заявки | До 1 марта текущего учебного года |
11. | Работа над выводами | До 25 марта текущего учебного года |
12. | Проверка черновика курсовой работы на соответствие требованиям к такого рода студенческим работам | До 1 апреля текущего учебного года |
13. | Знакомство с требованиями к написанию рецензии на курсовую работу другого студента и написание рецензии | До 1 апреля текущего учебного года |
14. | Подготовка научной статьи к печати, предоставление статей для их рассмотрения учебно-методической и научной комиссиями кафедр для рекомендации их к печати | До 20 марта текущего учебного года |
15. | Участие в научной конференции студентов | Апрель текущего учебного года |
16. | Предоставление курсовой работы научному руководителю для проверки и допуска к защите | До 5 апреля текущего учебного года |
17. | Защита курсовой работы | Перед началом сессии |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие задачи выдвигаются к курсовой работе?
2. Из каких частей состоит курсовая работа?
3. Что должно быть отражено во вступительной части курсовой работы?
4. Какой алгоритм положен в основу построения основной части курсовой работы?
5. Что целесообразно включать в приложения к курсовой работе?
6. Какие группы методов научно-педагогических исследований вы знаете?
7. Какая группа методов научно-педагогических исследований представляется вам наиболее информативной?
8. Для чего используются эмирические методы научно-педагогических исследований?
9. Какова цель использования теоретических методов научно-педагогических исследований?
10. Какие вы знаете способы обработки полученной в результате исследования информации?
Задания для самостоятельной работы
Выберите одну из приведенных ниже тем курсовых работ, составьте план работы, определите, какие методы научно-педагогических исследований целесообразно использовать для исследования данной тематики.
Темы курсовых работ
1. Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.
2. Проблема психодиагностики трудностей в обучении младших школьников.
3. Психологические проблемы социального общения педагога (технология общения учителя как менеджера образовательного процесса).
4. Проблема изучения и тренировки внимания младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.
5. Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении.
6. Проблема развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математического цикла.
7. Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников.
8. Проблема проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции.
9. Развитие воображения и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
10. Исследование особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сфер отстающих в учении школьников.
11. Проблема формирования групповых традиций в коллективе младших школьников.
12. Проблема развития исследовательских навыков младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.
13. Проблема развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста.
14. Проблема развития способностей учиться в первом классе.
15. Проблема совершенствования методов классного руководителя в работе с учащимися начальной школы.
16. Проблема нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе.
17. Роль педагога (педагогического творчества) в формировании творческих способностей младшего школьника в процессе учебной деятельности.
18. Проблема разработки психолого-педагогических условий развития творческой личности младшего школьника в учебном процессе школы.
19. Работа с родителями младших школьников как условие их успешной адаптации в первом классе.
20. Реализация индивидуального подхода к младшим школьникам в деятельности учителя.
21. Роль тестирования в формировании общеучебных умений младших школьников.
22. Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.
23. Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.
24. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.
25. Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.
26. Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.
27. Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.
28. Проблема организации дифференцированного обучения младших школьников.
29. Роль дидактического материала в обучении младших школьников.
30. Использование творческих домашних заданий в познавательной деятельности младших школьников.
31. Роль домашних заданий в формировании положительного отношения к учебной деятельности младших школьников.
32. Роль программированного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
33. Теоретические основания и организационно-педагогические условия использования наглядности в начальной школе.
34. Роль наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности младших школьников.
35. Принцип индивидуализации и его реализация в начальной школе.
36. Реализация принципа доступности при обучении младших школьников.
37. Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников.
38. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к обучению в школе.
39. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
40. Использование творческих работ как средства развития речи у учащихся
41. Эффективные способы и приемы организации читательской и творческой деятельности младших школьников.
42. Формирование универсальных учебных действий средствами уроков окружающего мира.
43. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
44. Подходы к организации проектной деятельности на уроках в начальной школе.
45. Организация исследовательской деятельности младших школьников.
46. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
47. Духовно-нравственное воспитание младших школьников
48. Реализация проблемного обучения в рамках дисциплины "Технология в начальной школе".
49. Эффективные способы организации самостоятельной работы учащихся начальных классов на уроках.
50. Подходы к оценке деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
51. Роль общения в формировании личности младшего школьника.
52. Развитие познавательных процессов у младших школьников.
53. Воспитательная работа как средство подготовки детей к школьному обучению.
54. Музыкотерапия как средство подготовки детей к школьному обучению.
55. Формы сотрудничества семьи и школы в учебно-воспитательном процессе.
56. Развитие навыков общения у младших школьников.
57. Специфика межличностных отношений у младших школьников.
58. Развитие логического мышления у младших школьников в учебной деятельности.
59. Развитие творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.
60. Развитие лингвистических способностей у младших школьников в учебной деятельности.
61. Развитие воображения у младших школьников в совместной деятельности.
62. Проявление самооценки у младших школьников в совместной деятельности.
63. Проявление тревожности у младших школьников в совместной деятельности.
64. Роль семейного воспитания в развитии навыков общения у младших школьников.
65. Роль дидактического материала в обучении младших школьников.
66. Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.
67. Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.
68. Проблемы организации дифференцированного обучения младших школьников.
69. Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.
70. Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.
71. Роль тестирования в формировании общеучебных дисциплин.
72. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.
73. Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.
74. Подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе.
75. Проектная деятельность на уроках технологии начальной школе.
76. Исследовательская работа младших школьников на уроках технологии.
77. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках труда в начальной школе.
78. Реализация воспитательных задач на уроках труда в начальной школе.
79. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках труда.
80. Развитие воображения и творческих способностей средствами уроков труда в начальной школе.
81. Теоретические основы, методика и техника планирования воспитательной работы.
82. Теоретические основы и методика коллективной творческой деятельности.
83. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация, характеристика.
84. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» в теории, методике и практике воспитания.
85. Воспитание учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.
86. Современное детско-юношеское движение: воспитательный потенциал, содержание, методика деятельности, проблемы.
87. Детские и молодежные организации: назначение, цели, содержание и методика деятельности, взаимодействие со школой.
88. Неформальные объединения детей и молодежи, взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.
89. Содержание воспитательного процесса в современной школе.
90. Личность современного педагога в свете прогрессивных идей теории и практики обучения и воспитания.
91. Личность современного педагога: слагаемые мастерства и проблемы.
92. Проблема национального воспитания в современной школе.
93. Творческие формы воспитательной работы с родителямив современной школе.
94. Ученическое самоуправление в современной школе.
95. Система дополнительного образования, её воспитательный потенциал.
96. Негативные явления в детском коллективе, их предотвращение и преодоление.
97. Методы обучения в начальной школе.
98. Групповая работа на уроках в начальной школе.
99. Методы и работа социального педагога в общеобразовательных учебных заведениях.
100. Организация социальной работы в сфере начального образования.
101. Педагогические стили общения, их влияние на учеников.
102. Передовой педагогический опыт в системе квалификации учителя начальных классов.
103. Современные подходы к оздоровлению детей младшего школьного возраста.
104. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.
105. Педагогическое новаторство: сущность, проблемы.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания.– М.: Высшая школа, 2009.– 256 с.
3. Краевский В.В.: Методология педагогики. – М.: Академия, 2008.- 360 с.
4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы / Ред. Тарасова. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2010. – 352 с.
5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Серия: Основы наук.– М.: Высшее образование, 2008.– 432 с.
6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2008. – 464 с.
7. Подласый И.П. Педагогика. 2-е изд., доп. для вузов. – М.: Изд-во: Юрайт ИД Юрайт: Серия: Основы наук, 2011 – 574 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2008.– 576 с. б
Дополнительная
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.– М.: Просвещение, 1985.– 448 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы.– М.: Аргументы и факты, 1993.
3. Амонашвили Ш.А. Единство цели.– М.: Просвещение, 1987.– 208 с.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.– М.: Просвещение, 1997.–143 с.
5. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения.– Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 1996.– 242 с. 27
6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.– М.–Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999.– 560 с.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: Академия, 1999. 162 с.
8. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах.– М.: Роспедагентство, 2005.– 146 с.
9. Воронов В.В. Технология воспитания.– М.: Школьная пресса.– 2000.– 96 с.
10. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой.– М.: Новая школа, 1998.– 208 с.
11. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова.– М.: Знание, 1989.– 80 с.
12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Метод. рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова.– М.: ТЦ «Сфера», 2006.– 128 с.
13. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе.– Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 320 с.
14. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев.– М.: Школа-Пресс, 1996.– 272 с.
15. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.– М.: Педагогика, 1989.– 208с.
16. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников.– М.: Педагогика, 1996.– 126 с.
17. Караковский В. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.– М.: Новая школа, 1992.– 124 с.
18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.П. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем.– М.: Новая школа, 1996.– 160 с.
19. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс.– М.: Прометей, 1995.– 282 с.
20. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.– М., 1997.
21. Макаренко А. С. О воспитании / Сост. и авт. вступительной статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
22. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т.– М.: Педагогика, 1960.– Т. 5.
23. Маленкова Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя.– М.: Педагогическое общество Россия, 1999.– 300 с.
24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.– М.: Интел-Тех, 1994.– 216 с.
25. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.– М.: Новая школа,1997.–160 с.
26. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы // Воспитание школьников.– 2000.– №1.
27. Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковинько.– М.: Педагогика, 1996.
28. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.– 256 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия.– М.: Педагогика, 1993.
30. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие.– М.: ЦГЛ, 2002.– 164 с.
31. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных концепциях воспитания.– М.: ТЦ Сфера, 2002.– 160 с.
32. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т.– М.: Педагогика, 1979.
33. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.
34. Фридман Л.М. Психология воспитания.– М.: ТЦ «Сфера», 2000.– 208 с. 35. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.– М.: Педагогическое общество России, 1999.– 222 с.
Приложение А