Обследование заик-ся. Профилактика. Сущность комплексного метода.
Осущ-ся комплексно: логопед, невропатол., психолог. Сведения о реб-е: А. анамнез (возраст, нервно-психолог-ое здоровье матери, болезни родит-й, течение беремен-и; Б. сведения о речевом развитии реб-а (1-е слова, фразы, речь окружающих); В. Воспитание (потакание капризам, наказание, перегрузки); Г. Когда возникло заик-е (1-е признаки как внешне выражаетсяпредпологаемые причины, сопутств-ие движения)
Обследование речи:исслед-е общительности, моторики, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной и позноват-й деят-ти. Используют: картинки, кн.со стихами, игрушки.
Задачи речевого обследования: 1.определить место возникновения и форму речевых судорог,2.опред-ть частоту их проявлений и сохранные речевые возм-ти, 3.сопутствующие наруш-я речи, двигат-е наруш-я, 4.отношение реб-а к заик-ю.
Место возникновения судорог и их форма определ-ся на слух и зрит-но. Изучениеуровнясвободной речи начин-сяс выявления зависим-ти параксизмов заик-я (недостаток проявления), от разной степени его речевой самостоят-ти). В беседе родит-х, друзьях выявляется речевое поведение и судороги, реб-у надо составить рассказ, перессказ, состояние отражённой и сопряжонной речи выявл-ся путём повторкния или совместного произношения фраз.
Следят за судорогами в зависим-ти произносит реб-к простую или сложную фразу. Смотрят не зависит ли речев-е судороги от уровня громклсти речи.
В логопедическом заключении учитыв-ся: форма заикания, вид судорог, степень заик-я, темп речисопутствующие наруш-я речи.
Профилактика заик-я.
1Беседы с родителями до рождения реб-а, чтобы предупредить «-»-е воздействия (ушибы головы, не допускать хронических заболеваний). 2.Т.К. устная речь развив-ся по подражанию, то для реб-а может сыграть «-»-ое влияние лица с заиканием, тахилалией, спотыканием. 3.Следует стимулировать реб-а к общению, но удерживать от обильной речи. 4.Нервно предраспол-ым создавать спокойную обстановку, избегать неожиданных вызывов к доске.
Причины рецидивов заик-я.
1плохие соц-бытовые условия, 2грубое обращение с реб-ом, 3перегрузка, 4болезни и истощение нервной системы, 5недостаточное внимание на реб-а со стороны отружающих.
Комплексный метод.
1 направл-е. Медиц-ое воздействие. Моедикоментозное лечение +физиотерапевтическое (грязи, токи). Это направление д.б. 1-м.
2 напр-е. Психо-терапевтическое. Можно снять паталогические установки и нормализховать адекватное общение + правильное направление реб-а перед логопедич-ой работой, т.к. сам реб-к должен активно участвовать в работе.
3 напр-е. Логопед-ая ритмика. Сочетание движений с проговариванием под ритм и музыку. Желательно, чтобы стадии занятий преподавались в разном ритме (от медлен-о к быстрому).
4 напр-е Логопед-ое.Ведищее, т.к. учим прятать заикание, т.е. говорить так чтобы заик-е не было заметно. Вылечить заикание логопед не может, а может переучить.
5 напр-е. Нормализация условий окружающих реб-а. На него работают все. Оно самое главное и от него зависит всё.
2)Ослабленность деятельности к.г.м. в зоне Брока – в зоне речедвигательного анализатора .Авторы Левина, Ястребова. Левина: у этих детей есть сбивки в к.г.м., приеё перенапряжении, она сторонник дидактической шк. Устранение: стихи, красиво говорить.
3)З. носит психо-невратический характер –гипотеза Павлова..З. возник-т у реб-а у кот-го есть склонность к нему, т.е. ослабленность. При запинках в речи реб-к с сильной нервн-й сист-й к ним отнесётся нормально, а с ослабленнон н.с. –будут комплексы , унижения себя, всё это закрепляет З. и речевые ошибкипереходят в симптомы З.
4) Современная гипотеза– (70г. 20в.) З. возник-т в результате рассогласованности деятель-ти речедвигательного и речеслухового анализаторов. Если у реб-а норм-е произнош-е, то он его восприним-т тут же. А если реб-к заик-ся, то речь свою он слышит после некот-й паузы, т.е. не во время произношения, получаются сбивки. Это обнаружили: (сидели люди нормально говорящие) чел-к говорит в микрофон, аппара его речь задерживает и передаёт в наушники, в тот момент, когда он слышпл, он уже начинал говорить. Люди начинали заикаться т.к. надо было замолкать и вслушиваться в то, что они говорили и повторять то, что говорили.
Классификация З. I гр. Классификация параксизмов З.(параксизм-недостанок проявления)