Уровни нарушенного произношения. Методика лог возд при дислалии и его этапы.
В ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют, следовательно произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.
Правдина выделяет 3 уровня нарушенного произношения: 1.неумение правильно произносить звук или группу звуков; 2.неправ-е произнош-е их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; 3.недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.
Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные Гвоздевым.
Беккер и Совак выделяют звуковую, слоговую и словесную дислалию. Более оправданным является уровне-вое разделение дислалии, а не разделение на разные формы, т.к. речь должна идти о степени сформированное умений при одном и том же виде.
Методика лог. возд. при дислалии.
Целью логопед-го возд-ия при Д. явл-ся формир-е умений и навыков прав-ого воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроиз-ить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узн-ть звук по акустическим признакам; отличать нор-ое произ-е звука от не нормир-о; осуще-ть слу-ховой контроль за произнесением и оценивать качество звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Предпосылкой успеха при логопед-ой работе является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с реб-м; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Логопед-е занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родит-й. Их проводить ежед-но: упражн. (5-15 мин) 2 — 3 раза в день.
Применяется дидактический материал.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: 1.степени сложности дефекта, 2инд-х и возрастных особ-ей реб-а,3 регуляр-и занятий, помощи родит-й.
Логопед-ое воздействие осуществляется поэтапно:
Подготовительный этап
Цель — включить реб-а в целенаправл-й логопед-ий процесс. Задачи:
1.установить с реб-м доверит-е отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться.
2. формир-е произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Реб-к д. усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции, активно включаться в общение.
3.развитие произвольного внимания, памяти, мыслит-х операций, аналитич-х операций, операций сравнения и вывода.
4. умение опознавать и различать фонемы и формирование артикулятор-х умений и навыков.
Синкинезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые анатомически и функционально наиболее тесно связаны с речевой функцией.
Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного праксиса (д и с п р а к с и я). На основе работ А. Р. Лурия выделяют два типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. При кинестетическом отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. Нарушения непостоянны, замены звуков неоднозначны.
При кинестетическом типе диспраксических расстройств отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. При этом нарушается произношение как гласных, так и согласных звуков.Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии—синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.
При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. У ребенка появляется тенденция говорить на вдохе.
Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.
Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.