Основные этапы и методы логопедического воздействия при дислалии.

4 этапа: обследование, подготовительный, этап постановки звука, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
I этап .Логопедическое обследование.

  1. Общие сведения о ребенке.
  • ФИО, адрес, очень важно указать точный возраст ребенка – 5,3 мес. Или 5,12 мес.
  • Речевое окружение и речевое воспитание «Если есть лица с недостатком речи, Похожи ли недостатки ребенка на ваши? Как рано вы начали воспитывать речевую культуру? Сколько времени была соска? Не сюсюкали ли вы? И т.п.
  • Анамнез /общий и речевой/. Общие: Протекание беременности, роды, раннее развитие ребенка, стадодинамичечкие функции ребенка (держать головку, сидеть, стоять, ходить и т.п.). Речевые: когда началось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь, жалобы родителей по поводу речи ребенка. Данные педиатра, отоляринголога, окулиста, невропатолога или психоневролога.

 Общая характеристика речи ребенка: прочитать стихотворение, беседа или повтор за логопедом: темп речи, интонация, характеристика голоса, дыхание, наличие носового оттенка речи, наличие недостатка в речи.

 Обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    • Скорость включения в движение
    • Правильность выполнения задания
    • Длительность удержания позы
    • Переключение с одного движения на другое
    • Изменение мышечного тонуса
    • Наличие сопутствующих движений гиперкинезы, синкинезии.

 Анатомическое строение органов артикуляции:

    • Подробно осматриваются все составные части артикуляционного аппарата
    • Изучаются мимические возможности мускулатуры: двигательные возможности мимических мышц, умение выразить эмоциональное состояние.

Эти данные анализируются с позицией принципа развития для определения клинического диагноза речевой патологии.
^ Анализ речи с позиции принципа системного подхода.

  1. Исследование звукопроизношения.

Методика: ребенку предлагаются предметные картинки, в названии которых есть исследуемый звук / среднего размера – не маленькие, цветные, без стилизации/, в названиях картинок звук должен быть в начале, середине, конце, в стечении с согласными, звук в мягкой позиции.

звук Название картинки Реакция на оптический раздражитель Реакция на акустический раздражитель
С Собака Лиса Нос Стол Лось Шабака Лиса Нос Штол Лощ Собака Лиша Нос Штол Лось


Примечание: для звонких звуков не нужна позиция в конце слова, т.к. происходит оглушение.
Для всегда твердого звука или всегда мягкого звука требуется меньшее количество картинок [ш] [ж] [ц] – тв. [щ] [ч] [й] – мягкие.

  • первый раз ребенок должен звуки или картинку назвать самостоятельно. Если ребенок назвал картинки с ошибками, то он повторяет слова за логопедом.
  • Далее ребенку демонстрируется сюжетная картинка, по которой ребенок составляет несколько предложений насыщенных исследуемым звуком.

В конце протокола подводиться итог:
- определяется мономорфное или полиморфное нарушения.
Мономорфное простое – нарушение звукопроизношения страдает один звук или одна фонетическая группа звуков. Ш,ж,ч,щ – устранив недостаток [ш] - легко, бывает автоматически, исправляются другие .
Полиморфное – сложное – при которых страдают звуки из разных фонетических групп.
Выделяются антропофонические дефекты и фонологические дефекты.

  1. ^ Обследование фонематического слуха (способность узнавать звук среди других сходных по акустическим признакам).
  • Узнавание звука среди других изолирующих звуков сходных по акустическим признакам.
  • Узнавание слога с данным звуком среди других слогов.
  • Узнавание слов с данным звуком среди других слов.
  • (Логопед называет картинку) узнавание предложений, насыщенных разным звуком.
  1. Обследование фонематического восприятия – это умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу.
  • Определение количества звуков в слове
  • Определения места нужного звука в слове: маленький ребенок (начало конец середина), постарше (1,2,3 и т.д).
  • Определение последовательности звуков
  • Синтез слов из слогов звуков.

Логопед ребенок
[л] [у] [к] – лук
[мо] [ло] [ко] - молоко
[ко] [ло] [мо] – молоко

  1. Обследование понимания речи /импрессивный словарь /.
  • Подбирается с учетом возраста ребенка и ориентируется на программное требование. Строиться на основе инструкций, заданий: «Сделай….» «Покажи где….» «Где у собаки это….».
  1. Обследование активного словаря / экспрессивная речь /. Много заданий (Корова ….. мычит, Лягушка квакает т.п. кто как двигается?)

Ориентируется на программное содержание.

  1. Обследование грамматического строя речи.
  2. Обследование письма.
  3. Обследование чтения.

Делаем вывод и определяем содержание коррекционной работы.
II - Подготовительный этап

  • На данном этапе ребенка знакомят с частями артикуляционного аппарата, чтобы ребенок мог контролировать себя, он должен знать, что где находится.

Логопед называет и показывает на себе и на ребенке, на профиле артикуляции, на фотографии, на рисунке, на схеме. Используется ручная модель демонстрации языка. Такая работа производится выборочно, ребенка знакомят с теми частями артикуляционного аппарата, которые необходимы по программе коррекционной работы.

  • Развитие подвижности органов артикуляции. Используется артикуляционная гимнастика по широкой программе для всех подвижных частей артикуляционного аппарата. На необходимых движениях внимание ребенка фиксируется. Помогаем себе ручной моделью. В игровой форме, используется стихотворный материал.
  • Необходимо сформулировать критическое отношение к речевому дефекту.
  • Позитивная критика, не обидная, с расчетом на возраст. «Всем маленьким ребяткам» тяжело говорить………….
  • Критический анализ «Вот как ты делаешь, а вот как надо……
  • Научить различать на слух нормированное и дефектное произношение.

III этап. Постановка звука.
Постановка звука может выполняться следующими приемами:

  1. Прием по подражанию.

а) Ребенок подражает какому-либо звуку окружающей дествительности, на основе этого подражания получается нужный звук.
- как комарик звенит?
- з-з-з-з и т.д.
Б) Если этого не случилось, логопед сравнивает нормированное и дефектное произношение, объясняет ребенку его артикуляционную ошибку и демонстрирует правильный артикуляционный уклад. Ребенок подражает действию логопеда.

  1. От артикуляционной гимнастики. Ребенку не сообщают, когда звук должен получиться. Артикуляция звука собирается из отдельных движений. Слуховое внимание ребенка привлекается тогда, когда достигается норма звучания.
  2. От опорного звука. Между звуками существует артикуляционное родство, используя сохраненные звуки, может получиться нужный звук. [С]-[з]/
  3. C механической помощью. Использовать при дислалии в крайних случаях. Приобретать логопедические зонды с сертификатом качества. Обработка: промываются мылом, кипятятся, обрабатываются спиртом. Можно использовать медицинский шпатель, чайную ложку, родители могут принести с собой. Ребенок несет с собой мыло и чистое полотенце. У логопеда свое мыло и полотенце.

5. Комбинированный прием. Одновременно используется опорный звук и механический способ.
IV этап. Автоматизация звука.

Цель этапа: выработать двигательный стереотип при артикулировании звука, ввести нормированный звук во все виды речи ребенка.
На этот этап отводится много времени, он самый продолжительный. Завершается он тогда, когда ребенок в естественной живой речи без напоминаний произносит живой звук верно.
Речевой материал на занятиях по автоматизации должен усложняться: например: Звук [c] –
Прямой слог:

  1. са, со, су, сы
  2. слова с этими слогами
  3. словосочетания с этими слогами
  4. предложения с этими слогами

Звук между гласными:

    1. осо, аса, усу, ысы
    2. слова с этими слогами и.т.д.

Обратный слог:

      1. ас, ос, ус, ыс
      2. слова с этими слогами и т.д.

На этих занятиях необходимо соблюдать ряд требований:

  • речевой материал не должен быть пестрым, слова должны объединяться по какому-либо принципу;

речевой материал должен быть тщательно и многократно проговорен ребенком. От 60 до 80 раз слово необходимо проговорить, чтобы оно запомнилось. Навык автоматизации не переносится автоматически на неотработанную лексику.

Наши рекомендации