Тема 3. Проектирование и решение педагогических задач, направленных на усвоение ребенком позиций субъекта в разных видах деятельности, творческой индивидуальности
Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов и/или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.
В.Пешкова считает: в структуре деятельности педагога основополагающей «клеточкой» является педагогическое действие, то основу педагогического процесса составляет педагогическая задача, несущая в себе все существенные признаки педагогического процесса. Задача – такая специфическая система, обязательным компонентом которой является исходное состояние предмета задачи, и модель его требуемого состояния. Предметом педагогической задачи в любом случае становится ребенок, поскольку она решается только посредством руководимой воспитателем активности детей, их деятельности.
Значит, проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).
Педагогическую деятельность необходимо рассматривать как постановку и решение профессиональных задач в педагогической системе. Все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи детям в организации их развивающей деятельности.
Структура педагогической задачи. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: цель, педагоги, воспитанники, содержание, средства, результат. Если в структуре педагогической деятельности педагога основополагающей «клеточкой» является педагогическое действие, то в структуре педагогического процесса такую «клеточку» составляет педагогическая задача, несущая в себе все существенные признаки педагогического процесса. Предметом педагогической задачи в любом случае становится ребенок, поскольку она решается только посредством руководимой педагогом активности детей, их деятельности.
Педагогическая задача содержит компоненты:
а) постановку педагогической задачи как задачи педагогической системы;
б) программирование решения педагогической задачи системой;
в) непосредственное выполнение программы управляющий действий, обеспечивающих существенное решение педагогической задачи на практике;
г) анализ решения педагогической задачи и его результатов.
Классификация педагогических задач. Задачи могут быть:
1. Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.
Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.
2. Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.
3. Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Классификация педагогических задач в структуре педагогического управления. Л.Ф. Спирин предлагает осуществлять классификацию педагогических задач на основе структуры этапов цикла педагогического управления (в основе – психологическая структура действий педагога, или психологическую структура педагогического действия).
Используя этот подход, все задачи распределяются так: задачи этапа педагогической диагностики, задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания, задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности), задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка), задачи этапа анализа выполненной работы.
1. Задачи этапа диагностики. Здесь можно выделить шесть основных групп задач: - задачи организации пролонгированных наблюдений за детьми, их характерами и поступками;
- задачи использования опросов (интервью, анкет) в диагностических процедурах;
- задачи изучения учебно-творческих работ детей;
- задачи педагогического эксперимента;
- задачи сопоставления фактов для осуществления диагностики.
2. Задачи этапа целеполагания, определения оперативных, тактических и стратегических целей. На этом этапе решаются задачи использования диагностических знаний для определения конкретных целей.
3. Задачи этапа прогнозирования и планирования
Здесь можно выделить 7 групп задач: задачи определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза; задачи прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, физического, трудового, культурного развития детей; задачи планирования активных методов и приемов сообщения информации; задачи планирования практической, образовательной, гражданской, нравственной, художественно-эстетической, трудовой и других видов деятельности отдельных детей, их групп и коллективов; задачи планирования своих взаимоотношений (сотрудничества) с детьми; задачи организации совместного планирования работы с другими субъектами образовательного процесса; задачи итогового оформления программы предстоящей образовательной работы.
4. Задачи этапа практического осуществления намеченного плана. Здесь решаются 4 группы задач: задачи сообщения информации и убеждения детей; задачи показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрации определенных приемов работы; задачи стимулирования самопознания, самоорганизации, самоосуществления, самовоспитания дошкольников; задачи реализации в процессе общения с детьми гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества.
5. Задачи этапа анализа результатов: задачи определения степени достижения поставленных целей; задачи установления причины недостатков в проделанной работе и определение резервов повышения ее уровня в будущем. Итак, мы получили классификацию решения педагогических задач в педагогической системе.
Специфика педагогических задач. В чем же проявляется специфика педагогических задач? Во-первых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переводом ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником. Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нужно учитывать характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником.
Педагогическая задача – специфическая система, которая описывает: а) исходное состояние ребенка и системы; б) условия характеризующие эту систему; в) модель требуемого действия и состояния системы.
Педагог должен осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию, представить ее как систему и перевести ее в педагогическую задачу, которая решается в условиях педагогической системы.
Таким образом, вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций, которые создаются учителем или учениками - специально или спонтанно. Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется с целью перестройки сложившихся в данной системе отношений. Поэтому здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности знаний, способностей педагога, его мастерства, владения техникой отношений.
Анализ педагогической ситуации содержит компоненты: 1) выявление педагогической системы и ее характеристика; 2) постановка педагогической задачи на основе изучения ситуации; 3) анализ педагогических решений и практических действий воспитателя, диагностику личности воспитателя как субъекта решения педагогических задач; 4) теоретические решение педагогических задач, поставленных на основе анализа ситуации. Педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи.
Различают следующие виды педагогических ситуаций: ситуация-коммуникация, ситуация-разъяснение, проблемная ситуация.
В пособии «Энциклопедия педагогических ситуаций» / Под.ред Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. представлен алгоритм анализа и решений педагогических ситуаций во взаимодействии с семьей, касающихся решением проблем общения, воспитания и обучения дошкольников.
Итак, вся педагогическая деятельность состоит из решения педагогических задач. Педагогические задачи, направлены на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, это в основном задачи, направленные на развитие разных видов детского творчества, развитие самостоятельности, инициативности, нестандартности мышления.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое педагогическая задача?
2. Назовите виды педагогических задач.
3. Приведите примеры решения стратегических, тактически и оперативных задач.