Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
Программа
Производственной практики
Направление подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования
Квалификация (степень) выпускника:
магистр
форма обучения
очная
Арзамас
Цели производственной практики
Целями производственной практики являются:
· Преобразование приобретенных теоретических знаний в систему профессиональных умений;
· Совершенствование умений по обеспечению психологически безопасной и комфортной образовательной среды образовательной среды.
· Овладение современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.
Задачи производственной практики
Задачами производственной практики являются
· Теоретическая и практическая подготовка магистрантов в обеспечении оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей дошкольного возраста.
· Формирование практических умений и навыков по применению на практике теоретических знаний.
· Создание психологически безопасной среды в ДОУ как основы сохранения и укрепления здоровья детей.
· Проведение диагностических мероприятий, составление и внедрение программы обеспечения психологического здоровья детей дошкольного возраста.
· Разработка рекомендаций по оптимизации образовательного процесса по обеспечению психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Место научно-исследовательской практики в структуре ООП магистратуры
Производственная практика является обязательным разделом ООП магистратуры 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования. Данный вид практики базируется на изучении следующих дисциплин М1.Б.2 Методология и методы организации научного исследования, М1.В.ДВ.1 Социокультурные факторы развития образования, М2.В.ОД.4 Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста, М2.В.ОД.6 Психология современного детства, М2.В.ОД.9 Психолого-педагогические основы обучения детей в дошкольном образовательном учреждении, М2.В.ДВ.1 Воспитательный потенциал Федеральных государственных образовательных стандартов, М2.В.ДВ.3 Психолого-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, М2.В.ДВ.2 Психотерапия педагогической деятельности, М2.Б.5 Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, М2.Б.4 Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
4. Формы проведения производственной практикипроизводственная.
Место и время проведения производственной практики
Производственная практика магистрантов по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования. Базами проведения данного вида практики магистранта могут быть учреждения различных типов и видов, заключивших договоры об организации и проведении практики магистрантов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в соответствии с учебным планом:
· дошкольные образовательные организации;
· организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
· учреждения дополнительного образования;
· научно-исследовательские организации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
Компетенция | Код по ФГОС ВПО |
владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний | ОК-3 |
способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска | ОК-9 |
способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами | ОК-10 |
способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению | ОПК-7 |
готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности | ОПК-9 |
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Знать:
Теоретические аспекты проблемы создания в дошкольном учреждении безопасной образовательной среды и роль в этом процессе администрации, педагогов и родителей дошкольников.
Особенности психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
Уметь:
Создавать условия, обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса ДОУ.
Подбирать диагностический инструментарий для определения успешности всестороннего психического развития воспитанников на разных возрастных этапах.
Применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса.
Организовывать взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования, проектирование, построение образовательной, информационной среды дошкольной образовательной организации.
Владеть:
Методами и приемами диагностической процедуры для выявления эмоциональных состояний воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.
Навыками разработки совместно с педагогами траекторий обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Навыками организации психологически безопасной образовательной среды.
Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 9 зачетные единицы 324 часов. Производственная практика (М3.П) проводится на 2 курсе в 3-м семестре в течение 6-х недель.
№ п/п | Разделы практики | Виды выполняемых работ на практике, включая самостоятельную работу магистрантов | Кол-во часов | СРС | Всего | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | Инструктаж по технике безопасности. Взаимодействие с базами практик. Участие в работе установочной конференции (изучение программы практики, методической литературы и дидактического материала и др.) | Оформление электронного портфолио. | ||||
Рабочий этап Психологический блок | Сделать анализ образовательной среды современного дошкольного учреждения: соблюдение требований нормативно-правовых актов, направленных на охрану жизнедеятельности воспитанников и труда работников дошкольного учреждения, профилактика потенциальных угроз техногенно-криминалистического характера для сохранения жизни и здоровья участников образовательного процесса, профилактика рисков психологической безопасности детей в процессе образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения. Изучить работу специалистов психолого-педагогической службы, по обеспечению психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Составить программу диагностических мероприятий с детьми дошкольного возраста на разных этапах детства по изучению социального развития личности, ее эмоционального состояния (т.е. влияния среды образовательного учреждения). Провести диагностические мероприятия с детьми дошкольного возраста на разных этапах детства по изучению социального развития личности, ее эмоционального состояния. Составить заключение по результатам диагностического исследования о влиянии среды образовательного учреждения на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Разработать программу эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Разработать модель психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения. Разработка и внедрение системы совместной деятельности дошкольников, воспитателей, педагогов, родителей по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий всем участникам образовательного процесса. Разработка и осуществление доклада на методическом объединении на тему: «Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении». | Анализ образовательной среды современного дошкольного учреждения: соблюдение требований нормативно-правовых актов, направленных на охрану жизнедеятельности воспитанников и труда работников дошкольного учреждения, профилактика потенциальных угроз техногенно-криминалистического характера для сохранения жизни и здоровья участников образовательного процесса, профилактика рисков психологической безопасности детей в процессе образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения. Программа диагностических мероприятий с детьми дошкольного возраста на разных этапах детства по изучению социального развития личности, ее эмоционального состояния. Протоколы и заключения диагностики социального развития личности, ее эмоционального состояния. Заключение по результатам диагностического исследования о влиянии среды образовательного учреждения на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Программа эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Модель психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения. Конспект разработанной системы совместной деятельности дошкольников, воспитателей, педагогов, родителей по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий всем участникам образовательного процесса. Конспект доклада на методическом объединении на тему: «Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении». | ||||
Рабочий этап Педагогический блок | Составить мониторинг работы ДОУ по обеспечению психологической безопасности всех субъектов образовательной среды, который включает: • количество детей в ДОУ (общее и по возрастным группам), • уровень заболеваемости (в общем и по группам), • статистика социального статуса родителей ДОУ, • эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ), • риски семейного воспитания (наличие и количество неблагополучных семей). • внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей с и внешними структурами). | Мониторинг работы ДОУ по обеспечению психологической безопасности всех субъектов образовательной среды, который включает: • количество детей в ДОУ (общее и по возрастным группам), • уровень заболеваемости (в общем и по группам), • статистика социального статуса родителей ДОУ, • эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ), • риски семейного воспитания (наличие и количество неблагополучных семей). • внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей с и внешними структурами). | ||||
Рабочий этап Научно-исследовательский блок | План консультаций по оформлению магистерского исследования. Изучение научной литературы в соответствии с темой магистерской диссертации магистранта. Составление библиографии по теме исследования. Разработка аннотаций 4-х научных статей в соответствии с изучаемой проблемой. | План консультаций по оформлению магистерского исследования. Анализ научной литературы в соответствии с темой магистерской диссертации магистранта. Библиография по теме исследования. Аннотации 4-х научных статей в соответствии с изучаемой проблемой. | ||||
Проведение самоанализа сформированности профессиональной позиции магистранта. | Конспект результатов самоанализа. | |||||
Заключительный этап | Обобщение Портфолио по производственной практике. Подготовка документов, необходимых к зачету и участие в итоговой конференции. | Проверка Портфолио. | ||||
Контроль | Дифференцированый зачёт | |||||
Всего |