Технические характеристики
Все пять задачников были набраны нами в системе Windows. Словесный материал, в основном, придумывался по ходу дела, некоторые конкретные задания позаимствованы из замечательных книжек Т. Рик и не менее замечательной книжки Г. Граник, С. Бондаренко и Л. Концевой "Секреты орфографии". Тексты для раздела "Всего понемножку" брали из книг, что лежали под рукой, и потом "дырявили".
Две страницы задачника формата А4, выведенные в печать через принтер, засовываются в так называемый файл (суть прозрачный пакет стоимостью около 10 рублей за
Штуку), и получается один лист клеенчатой тетради. Пронумерованные листы сшиваются вместе (в файлах предусмотрены отверстия). Готово!
Тексты упражнений пронумерованы римскими цифрами, а инструкции к упражнениям (см. в конце раздел "Список инструкций") - арабскими. Учительская запись на доске XV - №4, №13 и №20 означает, что с текстом упр. XV ученики должны проделать операции, указанные в "Списке" под цифрами 4, 13 и 20.
Инструкции могут быть, например, такими: определите падеж местоимения; поставьте ударения; подчеркните качественные прилагательные; обведите в кружок сомнительную согласную; отметьте корень; выделите основы предложений и так далее. Штук сорок самых разных инструкций.
Это здорово, что к одному и тому же тексту я могу отослать ученика с любым набором инструкций - в зависимости от проживаемого материала, моих задач или конкретных проблем этого самого ученика.
Договоренности
В такой самодельной тетради-задачнике работать нужно только спиртовым маркером, который, в отличие от водного собрата, не стирается пальцем. Маркер должен быть не красного и не зеленого цвета, потому как красный и зеленый - цвета проверяющего.
Первый заход в задачник - это инструкция №1 - "Вставить пропущенные буквы". Эта инструкция выполняется только на время, которое и записывается в конце упражнения (например, t1 = 1,5 м.) Это принципиально! Не ограничь ребят временем - и они будут долго думать головой, вспоминать орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы, какую букву вставлять. В итоге все у них будет правильно, и как раз это лишит их возможности еще раз вернуться в данное упражнение. Не голова - думать, а рука должна - знать, что писать. На сочинении подчас некогда думать над орфографией, - дай Бог, закончить мысль. Значит, руку надо приучать быть умной.
Итак, ученик заполняет заданные номера быстро (приблизительно за одну-две минуты - каждый) и отдает учителю на проверку. Если учитель не находит ошибок, то он "зануляет" упражнение, то есть в конце ставит зеленый или красный 0. Или другую цифру - в зависимости от количества ошибок (1. - одна ошибка, 8. - восемь).
Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не говоря уж о нескольких), ученик ее вначале прорабатывает по инструкции из "Проработки ошибок и неточностей". Только после проработки(!) - стирает упражнение одеколоном (ноу-хау в этой области - дезодорант и освежитель воздуха) и заполняет его заново. Опять же - на время. Появляется t2.
Учитель еще раз проверяет и еще раз выставляет количество ошибок напротив t2. И ученик с удовольствием констатирует, во-первых, тот факт, что время t2 меньше времени t1. А, во-вторых, - что ошибок стало меньше! А то и вовсе 0!
Бывают трудные случаи, и упражнение зануляется только с третьего-четвертого раза. И не только потому, что я не проработал ошибки, но и потому, что выплывают новые. В конце концов, я становлюсь асом и заполняю упражнение за каких-нибудь 40 секунд и без единой ошибочки!
На "зачет по клеенке" я должен прийти с задачником, в котором занулены или готовы к занулению все номера и выполнены все прилагаемые к ним инструкции. Но непременно будет что-то не так, и вновь по школе поплывут испарения тройного одеколона, проникая во все углы и оповещая всех о нашем зачете...
Возврат на фоне
А через полгода-год полезно еще раз запустить ребят в тот же клеенчатый задачник. Только на этот раз они управляются с ним по-свойски - очень быстро и в два присеста (рука "поумнела"!). И проверяют друг у друга сами (хлебом не корми - дай только что-нибудь проверить). Что остается учителю? Поставить отметки "за тщательность проверки" в журнал.
Возврат вполне может происходить на фоне кропотливой работы в следующем задачнике. И эта работа, в свою очередь, никак не мешает "проходить очередную тему" по программе. Получается наступление по трем фронтам.
Где взять время еще и на клеенки? Ребятам - разве что минут десять (я задаю не больше десяти номеров одновременно), ведь клеенки, как вы уже убедились, заполняются автоматически и очень быстро. А вот учителю действительно приходится попыхтеть. Я, например, первое время втискивала проверку в какое-нибудь "окно". А бывало, что доверяла проверку грамотеям, занулившим свою очередную клеенку досрочно.
Нет, клеенчатые тетрадки - это здорово. Правда, от размазанных одеколоном маркеров они постепенно приобретают синюшный цвет. К тому же их очень тяжело таскать. Зато в письменных работах моих учеников после очередного задачника резко снижается количество определенного сорта ошибок.
А игровые групповые задания по клеенчатой тетради для своих учеников читатель, я уверена, выдумает сам. Такие, чтобы на уроке еще раз состоялась встреча сверстников друг с другом, чтобы между ними мог возникнуть по-настоящему живой разговор о тонкостях русской орфографии.
Глава 2
КАЛЛИГРАФИЯ