Воспитывать волевые качества
Развитие воли выражается следующими дифференцирующими признаками:
1. изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
2. индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
3. индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
4. нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
5. индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
6. цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.
Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.
Эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:
1. Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
2. Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.
3. Повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения. Инвалидность ребенка определяет его не успешность практических во всех жизненных сферах. Многие психологические потребности остаются не реализованными. Совокупность данных обстоятельств и приводит к повышенному уровню тревоги и беспокойства. Тревожность ведет к агрессивности, страхам, робости, в некоторых случаях к апатии, безразличию.
№ шага | Частная задача | Средства и методические приемы обучения |
Способствовать формированию волевых качеств личности, дисциплинированности. | С.: Строевые упражнения, построение, словесная оценка. М.П.: В процессе занятий ФК активно используются следующие методы воспитывающего воздействия: разъяснения, поощрения, награждения, одобрения, наказание, убеждения, похвала, требования, приказ, примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов, критика и др. | |
Воспитывать смелость и решительность. | a) С.: Упражнение на фитболе. М.П.: Ребенок в положении на животе на мяче размером, соответствующим его росту, руки прямые вытянутые вперед, придерживая ребенка за бедра, толкните мяч вперед, вызывая защитную реакцию на полное разгибание. b) С.: Упражнение на фитболе. М.П.: Ребенок лежит на животе, на мяче соответствующего размера. Придерживая ребенка за бедра, осторожно качните мяч вперед-назад, в стороны, следя за ответной реакцией ребенка. | |
Воспитывать выдержку и самообладание. | a) С.: Эстафета «Пройди - не ошибись». М.П.: Пройти по прямой линии 5 метров ставя пятку к носку и таким же образом пройти назад. b) С.: Эстафета Собирание мячей, которые расставлены по кругу на расстоянии 2 метра друг от друга в центр этого круга. М.П.:. Первый игрок должен собрать мячи в центр круга. Второй игрок должен расставить мячи из центра на прежнее место. И так все участники одной команды. Подсчитывается время, за которое вся команда пройдет этот этап. Затем другая команда проходит этот этап. Выигрывает команда у которой наименьшее время. | |
Воспитывать настойчивость и целеустремленность. | а) С.: Эстафета. М.П.: Пронести теннисный мяч на маленькой ракетке, между кеглями «змейкой». Обратно бегом оббежав флажок. b) C: «Забрось мяч в корзину». М.П. На расстоянии 4 метров от стартовой линии ставится корзина. Каждому участнику дается три попытки для броска малого мяча в корзину. Подсчитывается количество очков каждой команды. |