Экологическое образование в креативной и познавательной деятельности учащихся
Любые установки социального поведения, в том числе и экологического, формируются в течение долгого времени и носят устойчивый характер только в том случае, если работа осуществляется непрерывно и в ходе ее происходят реальные изменения окружающей среды. Именно поэтому логика планирования экологического образования в гимназии учитывает не только все этапы механизма превращения знаний в навыки поведения, но и систематичность этой работы. Одной из традиционных форм является проведение экологических мероприятий в рамках предметной недели естественно-математических наук и акции «Дни защиты от экологической опасности».
№ п/п | Название курса | Форма организации учебной деятельности | Количество часов в год | Класс | Количество детей | |
Учебный предмет | Уроки, внеклассная работа по предмету | |||||
Декада естественно-математических наук | ||||||
1. | «Экология на уроках физики» | Физика | Акция «Дни защиты от экологической опасности» | 7-10 | ||
2. | «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии на уроках физики» | Физика | Акция «Дни защиты от экологической опасности» | 7-11 | ||
«Экология в математических задачах» | Математика | «Дни защиты от экологической опасности» | 5-11 | |||
3. | «Экология вокруг нас» | Биология | «Дни защиты от экологической опасности» | 5-11 | ||
4. | «Валеология на уроках химии» | Химия | Акция «Дни защиты от экологической опасности» | 8-11 | ||
5. | «Экология. Окружающая среда» | Техперевод (английский язык) | Акция «Дни защиты от экологической опасности» | 5-11 | ||
6. | «Экология на уроках географии» | География | Акция «Дни защиты от экологической опасности» | 5-11 |
В рамках акции «Дни защиты от экологической опасности» в 2015-2016 учебном году проведены мероприятия:
№ | Мероприятие (форма, название) | Краткое содержание мероприятия | Место проведения | Целевая аудитория | Количество участников |
1. | Городской конкурс экологического плаката «Тебе и мне нужна Земля» (23.09.15) | Конкурс плакатов на экологическую тему | Центральная библиотека им. Гоголя | 5А, 6Б классы | 50 человек |
2. | Областной конкурс кроссвордов «Здоровый образ жизни» (24.10.15) | Конкурс кроссвордов | Архангельский центр медицинской профилактики | 6Б класс | 27 человек |
3. | Экологическое мероприятие «Фотосушка» (14.11.15) | Защита животных в фотографиях | Центральная библиотека им. Гоголя | 6Б класс | 27 человек |
4. | Активная помощь приюту «четыре лапы» (в течение учебного года) | Материальная помощь, работа в приюте | Приют «Четыре лапы» | 6Б, 7В, 8А классы | 60 человек |
5. | «Своя игра» (апрель 2016 г.) Копнина О.П. | предметная игра по вопросам биологии и экологии | МБОУ СГ № 14 | 6-е классы | 75человек |
6. | «Экологические проблемы Архангельской области» (март 2016 г.) Кобычева О.В. | уроки географии с вопросами экологии | МБОУ СГ № 14 | 8 классы | 55 человек |
7. | «Варвара Ивановна» (апрель 2015 г.) Венгерович М.И., Родина Е.Ю., Раменская Е.Ю., Богданова О.О. | театрализованное представление с экологической тематикой, викторина | МБОУ СГ № 14 | 5-8 классы | 40 человек |
8. | «Мир животных вокруг нас» (апрель 2015 г.) Абрамов В.И. | путешествие с домашними животными | МБОУ СГ № 14 | 5 классы | 50 человек |
9. | «Животный мир Белого моря» (март 2015 г.) Абрамов В.И. | видеоуроки | МБОУ СГ № 14 | 7 классы | 70 человек |
10. | «Обитатели Белого моря» (февраль 2015 г.) Абрамов В.И. | научно-практическая конференция | МБОУ СГ № 14 | 10 классы | 55 человек |
11. | «Освоение космоса» (апрель 2015 г.) Швец К.А. | тематическая игра | МБОУ СГ № 14 | 10-11 классы | 60 человек |
12. | «Экология морей и океанов» (февраль 2015 г.) Швец К.А. | научно-практическая конференция | МБОУ СГ № 14 | 10-11 классы | 60 человек |
13. | «Звук. Влияние звуковых волн на организм человека (март 2015 г.) Терехова Н.Г. | интеллектуальная игра | МБОУ СГ № 14 | 9 классы | 45 человек |
14. | «Удивительное вещество - вода» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. | интеллектуальная игра | МБОУ СГ № 14 | 8 классы | 75 человек |
15. | «В мире величин и явлений» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. | интеллектуальная игра | МБОУ СГ № 14 | 7 классы | 75 человек |
16. | «День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. | Информационные 10 - минутки | МБОУ СГ № 14 | 9 классы | 45 человек |
17. | «Это Земля - твоя и моя» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. | интеллектуальная игра-викторина | МБОУ СГ № 14 | 7 классы | 75 человек |
Профильное обучение
В 2015-2016 учебном году администрация МБОУ «Северодвинская гимназия № 14» продолжила внедрение собственной технологии формирования профильных классов, которая заключается в осуществлении ряда последовательных действий администрации, психолога, классных руководителей, всего педагогического коллектива:
1. Проведение родительской конференции для разъяснения образовательной политики администрации гимназии; предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе; определение конкретных направлений обучения в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими ресурсами гимназии.
2. Проведение классных родительских собраний с целью разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.
3. Ознакомление учащихся 9 класса и их родителей с актуальными документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Архангельской области, Управления образования администрации г. Северодвинска, локальными актами по вопросам государственной итоговой аттестации и профильного обучения на классных и родительских собраниях, а также путем размещения документов на Официальном сайте гимназии.
4. Анкетирование в 9-х классах по вопросам определения предпочтений учащихся.
5. Диагностическое тестирование учащихся 9-х классов с целью предварительной оценки качества учебных достижений выпускников и выработки рекомендаций для обучения в классах соответствующего профиля.
6. Анализ учебного плана каждого 10-го класса в соответствие с выбором учащихся; определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения.
Апробированная в гимназии технология формирования профильных классов оказалась эффективной. Для достижения поставленной цели понадобился тщательный анализ имеющихся ресурсов и кадровых возможностей, осознанность выбора учениками профиля обучения, продуманная тактика работы с родителями, формирование общественного мнения, а также совместные усилия администрации гимназии и педагогического коллектива по реализации поставленных задач.