Экологическое образование в креативной и познавательной деятельности учащихся

Любые установки социального поведения, в том числе и экологического, формируются в течение долгого времени и носят устойчивый характер только в том случае, если работа осуществляется непрерывно и в ходе ее происходят реальные изменения окружающей среды. Именно поэтому логика планирования экологического образования в гимназии учитывает не только все этапы механизма превращения знаний в навыки поведения, но и систематичность этой работы. Одной из традиционных форм является проведение экологических мероприятий в рамках предметной недели естественно-математических наук и акции «Дни защиты от экологической опасности».

№ п/п Название курса Форма организации учебной деятельности Количество часов в год Класс Количество детей
Учебный предмет Уроки, внеклассная работа по предмету
  Декада естественно-математических наук
1. «Экология на уроках физики» Физика Акция «Дни защиты от экологической опасности» 7-10
2. «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии на уроках физики» Физика Акция «Дни защиты от экологической опасности» 7-11
  «Экология в математических задачах» Математика «Дни защиты от экологической опасности» 5-11
3. «Экология вокруг нас» Биология «Дни защиты от экологической опасности» 5-11
4. «Валеология на уроках химии» Химия Акция «Дни защиты от экологической опасности» 8-11
5. «Экология. Окружающая среда» Техперевод (английский язык) Акция «Дни защиты от экологической опасности» 5-11
6. «Экология на уроках географии» География Акция «Дни защиты от экологической опасности» 5-11

В рамках акции «Дни защиты от экологической опасности» в 2015-2016 учебном году проведены мероприятия:

Мероприятие (форма, название) Краткое содержание мероприятия Место проведения Целевая аудитория Количество участников
1. Городской конкурс экологического плаката «Тебе и мне нужна Земля» (23.09.15) Конкурс плакатов на экологическую тему Центральная библиотека им. Гоголя 5А, 6Б классы 50 человек
2. Областной конкурс кроссвордов «Здоровый образ жизни» (24.10.15) Конкурс кроссвордов Архангельский центр медицинской профилактики 6Б класс 27 человек
3. Экологическое мероприятие «Фотосушка» (14.11.15) Защита животных в фотографиях Центральная библиотека им. Гоголя 6Б класс 27 человек
4. Активная помощь приюту «четыре лапы» (в течение учебного года) Материальная помощь, работа в приюте Приют «Четыре лапы» 6Б, 7В, 8А классы 60 человек
5. «Своя игра» (апрель 2016 г.) Копнина О.П. предметная игра по вопросам биологии и экологии МБОУ СГ № 14 6-е классы 75человек
6. «Экологические проблемы Архангельской области» (март 2016 г.) Кобычева О.В. уроки географии с вопросами экологии МБОУ СГ № 14 8 классы 55 человек
7. «Варвара Ивановна» (апрель 2015 г.) Венгерович М.И., Родина Е.Ю., Раменская Е.Ю., Богданова О.О. театрализованное представление с экологической тематикой, викторина МБОУ СГ № 14 5-8 классы 40 человек
8. «Мир животных вокруг нас» (апрель 2015 г.) Абрамов В.И. путешествие с домашними животными МБОУ СГ № 14 5 классы   50 человек
9. «Животный мир Белого моря» (март 2015 г.) Абрамов В.И. видеоуроки МБОУ СГ № 14 7 классы   70 человек
10. «Обитатели Белого моря» (февраль 2015 г.) Абрамов В.И. научно-практическая конференция МБОУ СГ № 14 10 классы   55 человек
11. «Освоение космоса» (апрель 2015 г.) Швец К.А. тематическая игра МБОУ СГ № 14 10-11 классы   60 человек
12. «Экология морей и океанов» (февраль 2015 г.) Швец К.А. научно-практическая конференция МБОУ СГ № 14 10-11 классы   60 человек
13. «Звук. Влияние звуковых волн на организм человека (март 2015 г.) Терехова Н.Г. интеллектуальная игра МБОУ СГ № 14 9 классы 45 человек
14. «Удивительное вещество - вода» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. интеллектуальная игра МБОУ СГ № 14 8 классы   75 человек
15. «В мире величин и явлений» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. интеллектуальная игра МБОУ СГ № 14 7 классы   75 человек
16. «День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. Информационные 10 - минутки МБОУ СГ № 14 9 классы   45 человек
17. «Это Земля - твоя и моя» (март 2015 г.) Терехова Н.Г. интеллектуальная игра-викторина МБОУ СГ № 14 7 классы 75 человек

Профильное обучение


В 2015-2016 учебном году администрация МБОУ «Северодвинская гимназия № 14» продолжила внедрение собственной технологии формирова­ния профильных классов, которая заключается в осуществлении ряда последовательных действий администрации, психолога, классных руководителей, всего педагогического коллектива:

1. Проведение родительской конференции для разъяснения об­разовательной политики администрации гимназии; предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе; определение конкретных направлений обучения в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими ресурсами гимназии.

2. Проведение классных родительских собраний с целью разъ­яснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.

3. Ознакомление учащихся 9 класса и их родителей с актуальными документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Архангельской области, Управления образования администрации г. Северодвинска, локальными актами по вопросам государственной итоговой аттестации и профильного обучения на классных и родительских собраниях, а также путем размещения документов на Официальном сайте гимназии.

4. Анкетирование в 9-х классах по вопросам определения пред­почтений учащихся.

5. Диагностическое тестирование учащихся 9-х классов с целью предварительной оценки качества учебных достижений выпускников и выработки рекомендаций для обучения в классах соответствующего профиля.

6. Анализ учебного плана каждого 10-го класса в соответст­вие с выбором учащихся; определение педагогического состава, отве­чающего требованиям заявленных направлений обучения.


Апробированная в гимназии технология формирования профильных классов оказалась эффективной. Для достижения поставленной цели понадобился тщательный анализ имеющихся ресурсов и кадровых возможностей, осознанность выбора учениками профиля обучения, продуманная тактика работы с родителями, формирование общественного мнения, а так­же совместные усилия администрации гимназии и педагогического коллектива по реализации поставленных задач.


Наши рекомендации