В школе. вокруг нас. воспитатели

В ШКОЛЕ

Поздравление

24 февраля. Мальчик вчера не был в школе и потому девочки решили отдать ему подарок сегодня. Дарить поручили старосте и одной из звеньевых.

Староста начала со слов «ты вчера не был в школе и поэтому...». Парень стал оправдываться, и староста, оседлав любимого конь­ка, решила провести воспитательную работу.

Кончилось тем, что все постановили за систематические прогу­лы и двойки мальчишку «пропесочить» на сборе отряда. Парень повернулся, чтобы уйти. «Стой, Абрамов, это еще не все. Вот тебе подарок и поздравляем тебя со вчерашним праздником».

Предательство

Мальчик, провожая девочку из школы домой, пытается ее чем-то заинтересовать, увлечь. Наконец они прощаются, договорив­шись встретиться наутро. В это время подходят его друзья и начи­нают над ним подтрунивать, говоря, что если уж он так занят, так' мог бы и не договариваться с ними и что, наверное, он влюбился. Он, задетый, кричит: «Я? В эту дуру?.. Ничего подобного!» — и ухо­дит с ними.

Признание

В классе двое дежурных: мальчик и девочка. Он всячески за­игрывает с ней. Она кокетливо холодна. Взяв с девочки честное слово, что та никому не скажет, он наклоняется и целует ее.

Минута молчания. С криком «хулиган! Сейчас все расскажу учи­тельнице!» — она убегает. Смущенный и оскорбленный, парень бе­рет портфель и, хлопнув дверью, уходит.

Традиция

Двое мальчиков готовят класс к поздравлению девочек с 8 Мар­та. У них еще не все готово, а уже пришли две девочки. Ребята вы­гоняют их из класса. Закончив все приготовления, зовут их и да­рят одной духи, а другой игрушку.

Та, которой подарили игрушку, обижена, плачет. Один мальчик пытается отобрать у другой духи и отдать ей. Ребята в драке раз­бивают флакон. Праздник расстроен, девочки убегают.

Чемпионка

Директор школы отчитывает ученицу 7-го класса за поведение на уроках, плохую успеваемость, за систематическое списывание контрольных. Он требует, чтобы в школу пришли родители. В ка­бинет вбегает старший пионервожатый. Сегодня районные соревно­вания по бегу. За школу должна бежать как раз эта девочка. Стар­ший пионервожатый нервничает. Директор вынужден круто пере­менить разговор. Теперь речь идет о защите чести школы в кроссе. Ученица прощена. Она гордо выходит вслед за пионерво­жатым.

ВОКРУГ НАС

Конфуз

Диктор встречается с журналистом, вернувшимся из команди­ровки. Завязывается разговор о покупках, приобретенных в поезд­ке, об их стоимости. Вдруг раздается сигнал, приглашающий дик­тора в студию. «Подожди меня»,— на ходу говорит диктор. Он са­дится за дикторский стол, включает микрофон и объявляет: «Гово­рит Вологда! Местное время 15 рублей 25 копеек... Простите. Ме­стное время 15 часов 25 минут. Слушайте нашу передачу — «При­рода и люди». Диктор не сразу приходит в себя от глупой ошибки. Он медленно выходит из студии. Журналист сидит на диване и да­вится от хохота. Он все слышал.

Ценитель

К памятнику Пушкину-лицеисту в Детскосельском парке подхо­дит старик дворник. Он подметает дорожки, что-то ворча про себя. Затем подходит вплотную к памятнику, снимает шапку и замирает. Шевеля губами, читает стихи, вырезанные на постаменте. К памят­нику приближается еще один посетитель с фотоаппаратом.

Дворник, переполненный чувствами, толкает пришедшего, как бы призывая его в свидетели. Начинает читать ему вслух стихи, вырезанные на постаменте, но, поймав равнодушный взгляд, вновь надевает шапку, махнув рукой, принимается за прерванную работу.

Вымогатель

В очень жаркий летний полдень по улице идет юноша с трубкой в зубах. Его останавливает весьма благородного вида, но несколь­ко потрепанный пожилой человек, заинтересовавшийся трубкой. Это настоящий знаток трубок. Он начинает узкоспециальный раз­говор на эту тему, оканчивающийся совершенно неожиданно — просьбой дать 30 копеек на пиво. Сбитый с толку юноша вынужден дать деньги.

Оскорбление

Парень вбегает в троллейбус, не считая, бросает деньги в кассу, отматывает кучу билетов. Затем возбужденно оглядывает троллей­бус. Здесь сидят несколько человек — все порознь. Парень подса­живается к одному, тихо с гордостью говорит: «У меня сын родил­ся!» Сосед равнодушно пожимает плечами, отворачивается. Парень пересаживается, обращается к другому: «У меня сын родился!» В ответ слышит: «Ну и что? У меня их трое». В разговор вмешива­ется третий.

— А ты сына уже видел?

—— Нет еще!

— Так чего ж ты радуешься? Может, он на соседа похож? Завязывается чуть ли не драка. Ссорящихся разнимают. Па­рень, разочарованный, оскорбленный выскакивает из троллейбуса.

Детские забавы

Два мальчика 12—13 лет играют в парке в пятнашки. Появля­ется мужчина 60 лет и пытается успокоить ребят. Они обрадова­лись: «Дядя Коля, дядя Коля, давай бороться». Повисли на нем и опрокинули на скамейку. Он вырвался, но один схватил его шапку и стал дразнить. Началась игра в собачки. Мужчина устал от бес­смысленной погони за своей шапкой и присел на скамейку.

В эту минуту мальчишка одевает ему на голову шапку и завя­зывает глаза шарфом. Вдвоем раскручивают мужчину и заставля­ют его ловить их: «холодно, горячо...» Увидели в другом конце пар­ка своих друзей и убежали. Мужчина выпрямился, медленно снял шарф, вытер пот и стал массировать грудь — закололо сердце.

ВОСПИТАТЕЛИ

Бунт

Воскресенье. Женщина убирает свою роскошную квартиру. Вбегает дочь и просит разрешения подарить что-то мальчику из их двора, у него день рождения. Мать не возражает.

Девочка хочет подарить куклу-матроса, который стоит на теле­визоре (хотя с ним очень трудно расстаться). Мать — против.

Тогда девочка видит на пианино большого пластмассового кро­кодила. Опять нельзя.

Мать предлагает поискать подарок вместе. Находят под дива­ном старого потрепанного мишку. Мать решает, что это очень до­стойный подарок. Конечно, необходимо предварительно зашить дырку. Но девочка швыряет мишку обратно и плачет. Затем пыта­ется незаметно уйти. Мать останавливает ее: «Так ты ничего не по­даришь своему товарищу?»

— Я ему стихотворение расскажу,— И убегает.

Гуманисты

Два пенсионера, сидя на лавочке, обсуждают играющего во дворе ребенка, затем привлекают его к себе, жалеют, расспраши­вают— надолго ли уехал его отец, и как себя чувствует в связи с этим брошенная мать. Наконец они дают «сиротке» конфету, но ребенок швыряет ее в грязь. «Безотцовщина» налицо.

Междоусобица

Из окон, расположенных друг против друга, переговариваются дети. Мальчика зовет мать. Он слышит, но не может оторваться от игры. Появляется мать. Видит причину непослушания. Начина­ет кричать на девочку.

Появляется мать девочки.

— Что вы кричите?

— Скажите своей девчонке, чтобы она не отвлекала моего от де­ла! — И началось!..

— Какое вы имеете право учить меня?!

— Тюль-то с весны висит, покоробился от грязи. Интеллиген­ция...

Диалог обрывается. Мамы оттаскивают детей от окон и наказывают за то, что они явились причиной ссоры.

Эгоизм

Пока мама пудрится, уже одетая девочка ждет ее на улице. Они собрались в театр. Вдруг дочь прибегает вся в слезах, платье гряз­ное. Оказывается, мальчишки привязали за ногу раненую птицу и волокут ее по улице. Она просит мать помочь отнять у ребят не­счастную птицу. Та в ответ сердится на нечуткость и эгоизм девоч­ки: поднимать рев из-за какой-то птички, которая уже давно, навер­но, умерла, в то время как мать в кои-то веки раз собралась в театр.

Девочка идти отказалась.

Урок

Девочка и мальчик играют со стрекозой. Папа девочки заинтере­совывается игрой ребят и с увлечением демонстрирует им свое уме­ние обращаться со стрекозой. Вспоминая детство, он отрывает стре­козе крылышки, насаживает на спичку и наконец поджигает ее.

Дети сначала смотрят с интересом, но потом им становится страшно. Девочка ударила папу по руке, в которой корчилась стре­коза. Отец, возвращенный к действительности, уводит дочь и нака­зывает ее за грубость.

Глухота

Сын приносит маме в подарок духи. Духи дорогие. Мать растрогана подарком. Потом обнаруживает цену и спрашивает, где сын взял столько денег.

Мальчишка увиливает от ответа, отмалчивается. Он накопил эти деньги за счет завтраков, но не хочет говорить, чтобы это не волновало мать. Мать по-своему воспринимает поведение сына, обвиняет его в воровстве.

Сын убегает. Дарить духи он ей больше не будет.

Обещание

Родители пообещали дочери, что возьмут ее в гости. Вот-вот они придут с работы. Она надевает нарядное платье. Возвращаются родители. Они опаздывают и второпях не обращают внимания на дочь. Она подходит к маме и напоминает об обещании. Мама посы­лает дочь к отцу. Отец к маме. Тогда мама спрашивает дочь, все ли она сделала по хозяйству и выучила ли уроки? Уроки выучила, но только забыла вынести ведро с мусором.

Она убегает с ведром, в это время родители уходят. Девочка возвращается в пустую комнату...

Папин метод

Отец, желая продемонстрировать заботу о духовном воспитании дочери-девятиклассницы, увидев, что та плачет над «Анной Карениной», предупреждает ее о трудностях жизни: «Ты мне, дочка, дурака не валяй! Если у тебя что-нибудь когда-нибудь случится, ты приди ко мне и скажи: «Папа, у меня будет ребенок». Я пойму, ни о чем спрашивать не буду, и никаких, чтобы там паровозов!!!»

Дочка еще больше разревелась. Отец ошарашен эффектом.

Кощунство

К только что принятым в пионеры ребятам подходит мать де­вочки. Она целует свою дочь, поздравляет ее товарищей и вдруг замечает, что на ее дочке не шелковый, купленный ею галстук, а сатиновый. Она велит дочери снять «плохой» галстук и найти свой, шелковый и подписанный. Увидя галстук с инициалами на маль­чике, заставляет детей поменяться.

Блюститель

Девочка рвет цветы на клумбе. Приходит мужчина и отчиты­вает девочку. Мужчина отбирает у нее букет, и девочка уходит. После ухода девочки мужчина пополняет букет новыми цветами из той же клумбы.

Наставник

В подъезде курит мальчишка. Спускаясь по лестнице, отец за­мечает это.

— Ты что, куришь? — спрашивает он.

— Нет,— испуганно отвечает сын и прячет руки за спину.

— А ну, показывай руки,— требует отец.

Сын сопротивляется. Тогда отец силой вырывает руки сына, и ничего в них не заметив, толкает его в сторону. На полу валяется дымящаяся сигарета.

— А ну, выворачивай карманы,— приказывает отец.
Сын бездействует. Тогда отец обыскивает его, находит в кармане сигареты.

— Чтоб это было в последний раз. Понял? — говорит отец.- Иди домой.— Сын удаляется.

Отец выходит на улицу, останавливается, закуривает. Из-за! угла появляется мальчик с папиросой в руках. Он подходит к мужчине и просит дать прикурить. Мужчина удовлетворяет просьбу мальчишки.

Окно в мир

Мать, оторвавшись от кухонных дел, смотрит зарубежный фильм по телевизору. Вернувшийся из школы сын хочет тоже пристроить­ся к экрану, но мать прогоняет его делать уроки, так как сюжет фильма явно не по возрасту сына. Появляется отец, переключает программу, где уже идет футбольный матч. Рассерженная мать уходит, а сын возвращается к телевизору.

Гол! Отец с сыном обнимаются. Но вдруг звуки английского' языка. Это теща решила поставить зятя на место, переключив те­левизор на учебную программу. Разгорается скандал. Сын забыт. Все щелкают переключателем телевизора. Первой сдается мать — у нее что-то пригорело на кухне. Отец в гневе уходит к соседям.

Удовлетворенная бабушка уходит к дочери в кухню. Внук ос­тается один и переключает учебную программу на запретный фильм.

Глава

ЭТЮДЫ ПО БАСНЕ

Перебежчик

(И. А. Крылов. «Свинья под Дубом»)

Я, лучший футболист, ухожу из своей команды в другую, там мне обещали лучшие условия. Комсорг и тренер пытаются выяс­нить, в чем дело, убеждают меня, но я умышленно предъявляю им и команде много претензий.

Тренер начинает понимать истинную причину ухода. Уговари­вать не собирается.

Насилие

(«Кошка и Соловей»)

Я во время урока иду в учительскую за журналом. Встретив­шийся в коридоре парень из параллельного класса, воскликнув: «Ты-то мне и нужен», просит меня решить задачу из контрольной работы,

Я отказываюсь, меня ждут в классе, тогда он затаскивает меня в мужской туалет и начинает угрожать. Задача у меня не получа­ется, так как нервничаю, не могу сосредоточиться. Он меня с угро­зами подгоняет. Звенит звонок. Парень обещает отомстить мне за упорство. Я иду в класс, сейчас мне попадет.

Расплата

(«Волк и Ягненок»)

Отец, у которого неурядицы на работе, приходит домой. Еще раз звонит начальнику, чтобы все-таки объяснить свою позицию. Но, начальник не хочет его и слушать. Разгневанный отец видит дочь, которая собирается в театр, и налетает на нее. Ему необходимо на ком-то выместить злость.

Придраться не к чему, и он в конце концов просто заставляет дочь остаться дома.

Неблагодарность

(«Волк и Журавль»)

На дороге стоит машина. Возле нее шофер-любитель. Машина заглохла, и он не знает как ее завести. Мимо проходит человек. Он, оказывается, хорошо разбирается в машинах. Что-то исправляет, садится за руль и заводит ее. Потом просит подвезти его (здесь не­далеко). Но любитель отказывается. Захлопнув дверцу машины, уезжает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая серию из трех книг, посвященных наиболее важным этапам учебно-воспитательного процесса в театральной школе, хо­чется еще раз напомнить читателю, что педагогика дело живое, творческое, и в силу того, что она имеет дело с живыми людьми, людьми молодыми, и в силу того, что каждый раз, каждый год к нам приходят юноши и девушки, не похожие во многом на тех, кто недавно окончил учебу.

Жизнь меняется, меняются и люди. Педагог должен изучать, по­нимать, чувствовать эти перемены: улавливать плодотворные и вер­ные тенденции перемен, видеть в них ростки опасного. И естествен­но, что в наше время, которое не случайно называют то веком на­учно-технической революции, то временем информационного и де­мографического взрывов, то космической эрой, перемены происхо­дят с калейдоскопической быстротой.

Значит, всякая педагогика, а театральная в особенности, долж­на чувствовать эти перемены, живо на них откликаться.

В последней книге серии мы попытались об этюде сказать осо­бо, чтобы как-то укрепить профессиональную надежность актера, найти параметры, по которым можно судить о его профессиональ­ных качествах.

В этом смысле этюд нам представляется как раз той единицей, которая многое в нашей профессии и обосновала бы и закрепила бы. Конечно, еще очень многое не сказано. Вообще проблему, ко­торую мы с вами обсуждаем, исчерпать нельзя. Но, может быть, мы можем ограничиться постановкой вопроса, пробуждением инте­реса к этой проблеме, которая в общих чертах звучит так: «Место этюда в актерской профессии».

Наш педагогический опыт, которым мы сочли полезным поде­литься и который будет кем-либо изучаться, опасно преувеличивать. Поэтому ко всем нашим рекомендациям следует подходить непременно творчески.

Методические приемы, изложенные нами, проверены многими годами педагогической практики, представляются нам верными, но они не могут быть всеобщими, как бы пристрастны мы к ним ни были. Здесь для каждого театрального педагога пути не заказаны, их надо искать самостоятельно. Лишь бы хватило энергии, жела­ния, воли и чувства к переменам, чтобы идти в своей работе в ногу со временем и с нашими учениками, чуть-чуть опережая их.

Наши рекомендации