Занятие II. Групповая динамика

Информационный материал:

Чтобы понять, как малая группа доводит до индивида систему общественных отношений, необходимо проследить развитие группы.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы.

Образование естественных реальных малых групп задается внешними по отношению к группе факторами – потребностями развития общества и общественного разделения труда: развитие производства, смена поколений, досуг. Таким образом, задается цель групповой деятельности. Процесс формирования группы возможно рассмотреть с двух позиций:

1. Становление групповых норм и ценностей при одновременном вступлении в группу многих индивидов;

2. Принятие в группу новых членов посредством принятия ими групповых норм.

I. Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности, т.е. формирования особого типа связей в группе, которые позволяют превратить ее в психологическую общность людей. Сама по себе сплоченность выступает для членов группы как привлекательная цель, то состояние, к которому надо стремиться. Выражается групповая сплоченность в эмоциональной притягательности и взаимно привязанности членов группы, стремлении сохранить членство.

Основные факторы, способствующие сплоченности:

1) эмоциональная привлекательность, которая хотя и не обеспечивает полностью продуктивной совместной деятельности, но выступает необходимым условием сплочения в силу механизмов социального восприятия;

2) сходство членов группы – ценностное, социальное, возрастное, этническое и т.п.

3) предпочитаемый способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы;

4) особенности групповых целей, когда они могут быть приняты в качестве личных членами группы;

5) удовлетворенность членов деятельностью группы, своей принадлежностью к ней, а также своим положением;

6) стиль руководства и лидерства

Любая группа в своем развитии проходит ряд последовательных стадий: 1) знакомство, формирование представлений друг о друге; 2) формирование групповых норм, выработка группового самосознания; 3) «стадия конфликтности» - столкновения между членами в силу переоценки своих возможностей (прежде всего – лидерских): 4) сбалансированность, первые проявления групповой солидарности; 5) выработка групповых целей, выраженное чувством «мы»; 6) высшая сплоченность и активность во всех сферах.

II. Для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него, системе отношений, стоит проблема знакомства с нормами и ценностями группы и приятия или отвержения их. Выбор поведения в данной ситуации связан с понятием конформности (conformis – подобный). Конформность – это податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения в соответствии с ранее не разделявшейся им позицией. Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную). Первая представляет особой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью избежать наказания или получить одобрение; вторая – действительное преобразование собственных установок в результате внутреннего принятия мнения группы как более обоснованного и объективного. Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней. Внешняя же далеко не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми нормами. Обе формы специфическим способом разрешения конфликта между личным и групповым мнением в пользу последнего. Особой разновидностью конформности является негативизм (нонконформизм) – стремление во что бы то ни стало поступать вопреки господствующему мнению, во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Уровень конформности человека зависит от :

- авторитетности и значимости мнения

- размера группы

- возраста и пола

- уровня интеллекта

- устойчивости к стрессу.

Таким образом, процесс группового давления служит поддержанию внутренней однородности группы и устойчивости ее в условиях изменения и развития.

В своей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситуациями, принципиально значимыми для нее и требующими определенных действий со стороны группы. Для этого необходима выработка определенных решений, поддерживаемых всеми членами. Групповое решение – это осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией между членами для решения общей для них задачи. В процессе принятия группового решения выделяют:

- сбор информации (мнения членов группы)

- поиск возможных решений

- принятие решения.

Каждый из этапов использует свои методы. На первом, как правило, используется групповое интервью – выяснение совокупности мнения членов группы по поводу проблемы и оценки ее. На втором этапе наибольший успех достигается при использовании брейнсторминга (мозгового штурма) – поиска и продуцирования идей и подходов к решению задач. Для окончательной выработки решения используется метод групповой дискуссии – критическая оценка выдвинутых идей и окончательный выбор.

Основная литература:

1. Г.М. Андреева. Социальная психология. – М., 2004.

2. М.Р. Битянова. Социальная психология. – М., 2004.

3. Т. Шибутани. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. М.-А. Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и группы. – М., 1999.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – С-Пб, 2006.

Работа на занятии

Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение» (по К. Рудестаму).

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочными надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж, и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот…

Ваша задача – классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

Сектант.

Зеркало для бритья.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом США.

Карты Тихого океана.

Подушка (плавательное средство, санкционированное береговое охраной).

Двухголовая канистра нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприемник.

Репеллент, отпугивающих акул.

Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика.

Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80˚.

Пятнадцать футов нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

Пятигаллонная канистра с водой.

После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 30 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна пройти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегать защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

После принятия группового решения и обоснования его, а также сравнения с правильным ответом, проводится групповое обсуждение.

Какие виды поведения помогали или мешали достижению согласия?

Кто участвовал, а кто нет?

Кто оказывал влияние? Почему?

Каковы были атмосфера в группе?

Итоговый контроль

Дайте краткий, но обоснованный письменный ответ на вопрос «Является ли групповое решение более эффективным по сравнению с индивидуальным?»

Раздел II. Педагогика

Тема. Теоретико-методологические основы современного образования

Цель: сформировать представление о педагогике как науке, теоретико-методологических основах современного образования; познакомить с особенностями медицинского образования на современном этапе.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- теоретико-методологические основы современного образования;

- основные педагогические концепции;

- основные тенденции развития общего и профессионального медицинского образования;

- сущность понятия «педагогика», её объект и предмет, основные функции и задачи педагогической науки;

- основные категории педагогики;

уметь:

- объяснять состояние общего и медицинского образования на современном этапе;

- анализировать педагогические концепции (концепция непрерывного образования, концепция интеграции; концепция технологизации);

- пользоваться понятийным аппаратом педагогики;

- использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Информационный материал:

Педагогика – это наука о закономерностях обучения и воспитания.

Объект науки – та область действительности, которую изучает данная наука.

Предмет науки – особая точка зрения на объект.

Среди задач педагогики необходимо выделить следующие:

1. Изучение закономерностей в области обучения и воспитания.

2. Разработка и внедрение новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания.

3. Прогнозирование развития образования.

Базовыми категориями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание, в широком социальном смысле, это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание(«руководство учением») — организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Образование– как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Функции педагогики:

♦ аналитическая:

•теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

•анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;

♦ прогностическая – обеспечение:

• научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;

• эффективного управления;

♦ проективно – конструктивная:

• разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику;

• научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Наши рекомендации