Сторич-е и соврем-е тенденции разв-я сод-я обр-я. Учеб-ки и учеб. пособия.
Сод-е обр-я – система науч. зн-й, практ-х ум-й и навыков, мировоззр-х и нравственно-эстет-ских идей, кот-ми необх-мо овладеть уч-мся в процессе обуч-я. Сод-е обр-я опред-ся общ-вом на каждом конкретном этапе его разв-я и хар-ся след-м: 1. сод-е. обр. должно удовлетворять потребности технического и научного развития общества; 2. сод-е. обр. отражает соц-ные условия сущ-ния и классовые интересы господствующих групп людей в данном общ-ве, так как от него зависит мировоззрение, общее разв-е, ур-нь к-ры многих поколений; 3. на сод-е. обр. оказывает влияние методология, кот-я обусл-на соц-но-экон-скими отн-ми и господствующей идеологией данного общ-ва.
Объективные факторы, влияющие на сод-е обр-я: 1. потребности общества (развитие производства, науки, техники, к-ры); 2. возрастающие дух-ные запросы людей.
Субъективные факторы: методологические позиции ученых.
На этой основе в сфере обр-я обособились исторически след-е напр-я: практико-прагматич-е, меркантильное, гуманитарное, духовно-религиозное, философское. В соотв. с этим возникали учеб-е завед-я: кастовые и жреческие школы, затем технич-е и коммерч-е училища, реальные гимназии, техн-мы, профес-ные курсы, высшие учеб. завед-я и т.д. Сод-е обр-я предполагало подготовку одних уч-хся для удовлетворения мат-ных нужд общ-ва, а других – для удовл-я нужд дух-ных.
В эпоху Ренес. (XVIII – XIX в.в.) в св. с борьбой за свободу и рав-во стали возникать и реализ-ся концепции формир-я целостной л-ти («Школа радости» Вит. Де Фильтре для детей из обеспеч-х семей; теория своб-го восп-я Ж.-Ж. Руссо, основанная на природной сущ-сти реб-ка; идея формир-я л-ти путем вовлечения ее в активную деят-сть И.Г. Песталоцци и т.д.).
Эти идеи явились теор-ским обоснованием таких течений в пед-ке как «Новые школы» во Фр., Швейцарии; элитарные школы в США, Герм., Австрии, связ-щие обр-е и восп-е реб-ка с природой, свободным разв-ем, естественными отн-ми м/у детьми и взр-ми.
Теория формального обр-я. Д. Локк (XVII в.), Песталоцци, Кант, Гербарт (XVIII – XIX) основывалась на философии рационализма. Ист-к зн-й – разум. Важн. задача обр-я – не овладение уч-мися фактич-ми зн-ми, а разв-е у уч-хся спос-стей к анализу, синтезу, логич-му мышл-ю. Осн-е предметы – ин. языки (греч., лат. и др.) и матем. Преоб-ло классич. напр-е обр-я. Шир-е распр-е теория получила в гимназиях России, где изучались рус., греч., лат., фр-й, нем. языки. В нас. вр. теория прим-ся в грамматич-х школах Англии, Франции и др. странах Европы.
Теория мат-ного (утилитарного) обр-я. Базир-ся на концепции эмпиризма. Г. Спенсер (кон. XVIII-нач. XIX в.в.)
Ист-к зн-й – только опыт. Сообщ-е уч-мся естественно-науч-х и технич-х зн-й, мат-ла, пригодного для практ-ской деят-сти уч-хся (бухг-ское ремесло, швейное дело и др.). Критерий отбора образоват-го мат-ла – степень его пригодности для жизни. Теория составляла основу реального направления в шк-ном обр-нии и прим-лась в реальных гимназиях и училищах дореволюц-й России.
К.Д.Ушинский называл обе теории односторонними и утверждал, что для жизни важны не только утилитарные, но и прикладные знания.
Прагматич-я теория сод-я обр-я. Д. Дьюи, У.Килпатрик (нач. XX в.). Авторы критиковали и рационализм и эмпиризм и выступали за то, чтобы положить в основу обуч-я практич-ю деят-сть детей. Постулаты теории: «Заранее сост-ные учеб. курсы не нужны», «Ребенок сам д-н опр-ть кол-во и кач-во обуч-я», «Обуч-е поср-вом делания – основной метод в школе», «Мат-л обуч-я нужно брать из опыта реб-ка» и т.д. Авторы отрицали необх-сть четкого опред-я сод-я обр-я, учеб-х предм-в в школе и сводили обуч-е к узкому, осн-му на интересах детей практицизму. У. Килпатрик разр-л «метод проектов» или «проектную с-му», при кот-й уч-ки вместе с уч-лем проектир-ли выполнение зад-я и попутно овладевали зн-ми по языку, матем-ке и т.д.
В совет. пед-ке в 20–е г. господствовал метод проектов, обуч-е велось по триместрам (осень, зима, весна), сод-е обр-я вкл-ло природу, произв-во, деят-сть людей. (напр., осенью шк-ки считали урожай, стоимость продукции и т.д.). В 30-х г. стала склад-ся современная с-ма обр-я, кот-я стала склоняться к форм-му усв-ю зн-й.
2. Дом. работа шк-ков (виды дом. зад. и недостатки их выполнения, правила сообщения дом. зад. уч-лем, правила дом-го учеб-го труда).
Самос-я раб. уч-хся – это ф-ма орг-ции учеб. деят-сти, осущ-мая под прямым или косв-м рук-вом препод-ля, в ходе кот-го уч-ся преимущ-но или полностью самост-но выпол-т разл-го вида зад-я с целью разв-я зн-й, ум-й, нав-в и спос-стей.
Виды самост-й работы шк-ков:по дид-ской цели примен-я – познав-е, практич-е, обобщ-е; по типам решаемых задач – познават-е, творч-е, исслед-ские и др.; по ур-ню проблемности – репродуктивные, репрод-но-исслед-ские, исслед-ские (творч-е); по хар-ру ком-ного взаимод-я уч-хся – фронт-е, груп-е, индивид-е; по месту их выполнения– классные, дом-е; по методам науч-го позн-я – теоретич-е, эксперимент-е, моделир-е, наблюд-е, обобщ-е, систематика, класс-ция.
Сущность дом. учеб. работы шк-ков, ее осн-е недост-ки:Виды д/з: 1.На закрепл-е учеб-го мат-ла(работа над текстом учеб-ка; выполнение упр-й; выполнение письм-х и графич-х работ) 2. Творч-е зад-я на углубление мат-ла (поставить опыт; просм-ть и проанализир-ть фильм или спектакль; проч-ть и проанализ-ть статью и др.) 3. Диф-ные зад-я (в соотв. с индивид-но-псих-скими особ-ми) 4. Зад-я по выбору (на осн. Добров-го выбора зад-я из неск-х вар-тов)
Дид-ские требования к д/з: 1.Направл-сть д/з на закрепл-е учеб. мат-ла. 2. Подготовка уч-хся на уроке к выполн-ю д/з. 3. Объем и сод-е д/з д-ны соотв-ть треб-ям программы и возр-м особ-стям уч-хся 4. Д/з д-но сод-ть эл-т тв-ва 5.Д/з д-но приближать учх-ся к усвоению нового мат-ла на послед-ем уроке 6. Д/з д.б. интересным для шк-ов.
Правила сообщ-я уч-лем д/з: 1.Для сообщ-я зад-я необх-мо отводить на уроке спец. время 2. Зад-е дается при полном внимании класса. Часто целесообр-но это делать не в кон., а в нач. урока, чтобы далее на уроке готовить уч-хся к его выполн-ю 3. Необх-мо, чтобы д/з было понято всеми уч-мися. 4. Зад-е д.б. четко сформулир-но уч-лем и обяз-но записано в дневник всеми уч-мися 5. Необх-мо объяснять уч-мся мет-ку выполн-я д/.
Совершенствование ум-й и нав-в дом-й учеб. работы уч-хся: 1. Обуч-е уч-хся работе с учеб-ком 2. Формир-е нав-ов обработки доп-й лит-ры 3. Ознак-е с приемами систематизации зн-й 4. Исп-е таблиц, схем, опорных конспектов при подг-ке дом-го зад-я 5. Анализ образцов, подобных дом-му зад-ю, на уроке
Осн-е недост-ки дом. учеб. работы шк-ков: 1. Неумение уч-хся расчленять мат-л на отд-е смысл-е части; 2. Неум-е осущ-ть самок-ль за проц-м усвоения зн-ий; 3. Неум-е уч-хся орг-ть свое раб. вр., отсутствие твердо уст-го режима; 4. Выполн-е письм-х зад-й без предварит-го усвоения теоретич-го мат-ла по соотв-щей теме; 5. Слабое усвоение уч-мися мат-ла вслед-е перегрузки дом-м зад-ем или недост-й подгот-кой уч-хся к его выполн-ю на уроке.
Пр-ла выполн-я д/з:1.Процесс осмысления и усвоения зн-й д-н носить рассредоточ-й хар-р., т.е. для осмысления и прочного усв-я учеб-го мат-ла н-но обращ-ся к его изуч-ю в теч-е некот-го вр., напр., неск. вечеров. 2. Д/з необх-мо вып-ть в день их получения. Т.к. усвоенный на ур. мат.л интенсивно забывается в теч-е 10-12 час. Однако накануне урока необх-мо повт-ть мат-л. 3. Приступая к подг-ке д/з, необх-мо создать соотв-щий псих-ский настрой. Для этого н-но детально продумать цель выполн-я, проговорить ее несколько раз вслух, чтобы она укрепилась в сознании и превратилась в «программу действий». 4. Подг-ку д/з н-но нач-ть с раб. над учеб-ком в след-м порядке: припомнить то, что говорилось на ур.; вдумчиво прочит. параграф учеб-ка, выделяя и осмысливая в нем пр-ла и выводы; пересказ мат-ла вслух; сост-е плана прочит-го; ответы на вопр. учеб-ка. 5. Перед выполн-ем практ-х зад-й след. вним-но просм-ть упр-я, кот-е выполн-сь по изуч-мой теме на ур., и продумать, какие пр-ла исп-сь при их выполн. 6. М/у подг-кой д/з по отд-м предм-м необх-мо делать перерыв на 10-12 мин. для отдыха и псих-ского перекл-я на др-й вид деят-сти, т.к. закреп-е мат-ла в сознании продолж-ся после того, как прекращ-ся учеб. работа. 7. Во вр. подг-ки д/з по отд-м предметам нельзя подверг-ся сильным внеш. псих-ским возд-м (см-ть ТВ, слуш. муз., вступать в споры и дискуссии и т.д.), т.к. сильное раздражение приводит к затормаживанию нервных проц-ов. 8. Важно, чтобы д/з выполнялись ежедневно в одно и то же вр. Это содействует быстрому сосредоточению внимания на выполн-е учеб. зад-я, приучает к дисциплине. 9. После подг-ки д/з по урокам, кот-е были сегодня, необх-мо сделать 20-30 мин. перерыв и повторить мат-л к зан-м на завтр. день с примен-ем методов самок-ля.