Руководит Центром иеромонах Анатолий (Берестов) — в недавнем прошлом известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор.
Можно ли за 9 дней избавиться от табака?
Можно ли за тот же срок отстать
От алкогольного демона?
За последние двадцать пять лет три миллиона
Человек в России и ближнем зарубежье
сказали: «Да!»
Внимательно прочтите эту книгу,
выполните все, что в ней сказано,
И вы добавите свой радостный голос
К трем миллионам!
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Хранится в возрожденном Серпуховском Высоцком монастыре.
18 мая считается церковным праздником иконы.
О, премилостивая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей и
Тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от
Матере своея, Церкви Христовой, и спасения отпадающих
Братии, и сестер, и сродник наших исцели.
Содержание
Из отзывов на книгу 4
Слово пастыря 6
Предисловие 8
Введение 10
Лекция 1 Проще рыбачьей удочки! 16
1.1. Кому метод поможет обязательно, а кому принципиально нет? 16
1.2. Почему мы поступаем именно так, а не иначе? 17
1.3. Ваш первый шаг и первая победа 20
1.4. Как работать над книгой? 21
1.5. Требования к написанию самоутверждения. Их три 28
Лекция 2 Было «нельзя», станет «не нужно» 33
2.1. О мотивации читателя 33
2.2. Об авторе метода 35
2.3. Цели и задачи. В этой книге нет главы важнее 36
2.4. Что такое эндогенный алкоголь и для чего он нужен? 38
2.5. Особенности формирования физической зависимости от табака 40
2.6. Метод Г. А. Шичко. Гениальное - просто 42
2.7. «Домашние задания» - сердцевина метода Г. А. Шичко 43
2.8. Работа над дневниками. Правила ведения дневников 45
2.9. Без Бога - не до порога 50
Лекция 3 Знание - сила. Убеждение - щит 53
3.1. Алкоголь и табак - что мешает расстаться? 53
3.2. Механизм формирования зависимостей у человека 57
3.3. Работа над дневниками. Совершенствование навыков 61
3.4. Алкоголь и табак - наркотики! 63
3.5. Методы преодоления наркотической зависимости 64
Лекция 4 Слово - образ Бога в человеке 71
4.1. Будем жить под кровом Всевышнего! 71
4.2. Рефлексы и сигнальные системы 73
4.3. Слово - путь к величию и слово - путь к нищете 76
4.4. Вера. Что же это такое? 78
4.5. «Кого нет рядом с нами...» 85
Лекция 5 Пьянство помрачает разум 90
5.1. Стоит ли нога сигареты? 90
5.2. Поговорим откровенно. Линейка для курильщика 93
5.3. Легко ввести, да трудно вывести 94
5.4. Алкоголь - генератор уродств 96
5.5. Нет любви - не будет счастья! 100
Лекция 6 Грустный путь в веселой жизни 104
6.1. Каждый глоток вина делает человека необратимо глупее 104
6.2. История аэростата «Зенит» 106
6.3. Стадии алкоголизма и степени опьянения (по Г. А. Шичко) 107
6.4. Некоторые трезвеннические термины, разработанные Г. А. Шичко и используемые при изучении его метода 109
6.5. «За что я уважал алкоголь и табак...» 110
6.6. Чудо Господне - это, прежде всего, дар любви 113
Лекция 7 Перед людьми - винюсь, пред Богом - каюсь 118
7.1. «Перед кем я виноват в этой жизни и как я буду искупать свою вину?» 118
7.2. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» (Молитвенная песнь при подготовке к покаянию) 126
7.3. Покаяние, исповедь, духовное руководство 128
7.4. Чудо в Кане Галилейской 130
Лекция 8 Расти или умаляться народу российскому? 134
8.1. Восстань же, русский человек! 134
8.2. Пиво: коварство и любовь 139
8.3. «Быстро, легко и с радостью...» 142
Лекция 9 Либо рост, либо деградация. Третьего не дано! 146
9.1. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец 146
9.2. «...Никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62) 152
9.3. Как защитить себя от срывов? 157
9.4. Обеспечьте себе духовный рост -обратитесь к Богу 159
Заключение 163
Литература 165
Из отзывов на книгу
профессора Н. К. Зиновьева
«Как избавиться от табака и алкоголя»
Божие благословение автору и читателям этой книги.
Схиархимандрит ВЛАС ИЙ (Перегонцев), духовник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря
Эта удивительная книга помогает человеку не только осознать греховность пьянства и курения, но и указывает место для встречи с живым Богом, указывает дорогу в Церковь. Незаметно, от лекции к лекции книга вселяет уставшим, отчаявшимся людям уверенность в том, что мы Богу — свои. Ведь каждый из нас настолько дорог Ему, что Он отдал Свою жизнь за каждого из нас и воскрес для каждого из нас. А потому Господь и поможет каждому, кто попросит Его об этом.
Иеромонах АНАТОЛИЙ (Берестов),
руководитель и духовник Душепопечительского
Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского,
доктор медицинских наук, профессор
Книгу «Как избавиться от табака и алкоголя» должен прочесть каждый, кому не безразлична судьба Отечества. Книгу должен прочесть каждый человек, наделенный властью. Давно пора понять, что в цивилизованной стране население не должно заниматься повальным самоубийством. Скажу без преувеличения: книга профессора Н. К. Зиновьева — учебник для всех!
Академик РАМН Ф. Г. УГЛОВ, председатель Союза борьбы за народную трезвость
Большой плюс книги в том, что она отечественная, а не переводная. Проблемы в ней подняты всенародные, и пути их решения — ясные, понятные российскому наро- ду. Бороться с алкоголиками в стране, где каждый второй алкозависим — безумие. За что надо бороться, так это за трезвость.
Академик Б. И ИСКАКОВ,
президент Международной Славянской Академии
наук, образования, искусств и культуры (МСА)
Откровенный и доверительный тон автора книги высвечивает самые потаенные комплексы наркологической зависимости в сознании человека, помогая ему раз и навсегда отказаться от табака и алкоголя.
С. Ю. ГЛАЗЬЕВ, депутат Государственной Думы РФ,
доктор экономических наук
Неподдельное уважение автора к попавшим в алкогольную и табачную зависимость людям позволяет им освоить материал книги без стресса, уныния или тревоги. Убежденность писателя, его личный пример и весомые аргументы показывают реальный выход из рабства алкоголя и табака.
Профессор Ю. А. ЛИВИН, президент
Межрегиональной Академии трезвости,
председатель «Объединение Оптималист»
Интересные и содержательные лекции. Они не просто избавляют от зависимостей, они учат свободе от греха. Они показывают, что над землей простирается Небо, и мы все без исключения можем идти к Богу — Его любви хватит на всех!
И. В. САЛТЫКОВ, ветеран Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса
Учебник профессора Н. К. Зиновьева — удачное сочетание науки с религиозной идеей. Науки — для работы с сознанием, религии — для прикосновения к Божией любви. При таком подходе, даже учитывая необъятность человеческого естества, в нем не остается места для пьянства и курения.
Профессор В. Г. ЖДАНОВ, президент Международной ассоциации психоаналитиков
Слово пастыря
Страшная беда обрушилась на Отечество — многие миллионы наших граждан попали в зависимость от алкогольного и табачного ядов. Причем число алкозависимых увеличивается из года в год и ставит под угрозу само существование российского государства, ибо пьяный — не воин, пьяный — не работник и, тем паче, не хранитель семейного очага. Демографический кризис — реальность сегодняшнего времени, и если почти миллионное преобладание смертности над рождаемостью сохранится, то через 50 лет население нашей страны уменьшится на треть.
К сожалению, поголовная алкоголизация населения, катастрофическое снижение нравственности не воспринимаются в обществе как основная причина демографического кризиса. А тем временем в темных подъездах и подворотнях, в расплодившихся по всей стране питейных заведениях гибнет такое количество людей, что жертвы становятся сравнимыми с потерями времен Великой Отечественной.
Даже по неполной официальной статистике, Россия вышла на второе место по суицидам, что неудивительно, ведь 90% самоубийц решаются на этот страшный шаг под воздействием алкоголя или наркотика. И, наконец, многих миллионов граждан недосчитывается ежегодно наша Родина из-за абортов, ставших обыденным явлением в стране, прочно удерживающей первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения.
Алкогольный и табачный бесы настолько прочно вошли в сознание соотечественников, что пьянство и алкоголизм стали выдаваться чуть ли не за национальную черту русского человека. Надо ли при этом говорить, какой редкостью в наше время, время засилья табачной и алкогольной рекламы, становится появление правдивых материалов о вреде алкоголя и табака. Предлагаемая вашему вниманию книга не только доносит до читателя эту правду, но и показывает реальный путь избавления от сизой табачной петли, реальный путь выхода из пьяного болота. Рассказывая читателям о действенном методе избавления от зависимостей, успешно апробированном более чем на трех миллионах человек, автор зримо показывает, что алкоголизм и табакокурение — это, прежде всего, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни.А стало быть, и избавление от зависимости — это путь избавления от рабства греха.
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными», — говорится в Евангелии (Ин. 8, 32). Что же это за Истина, и от чего она освободит читателя? Свободным станет человек от делания греха, от самоубийственного греха пьянства и курения. Но Кто есть Истина?Господь сказал: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14, 6). Значит, только в познании Бога мы приобретаем настоящий путь, познаем истину и приобретаем Жизнь. Вне Бога этого нет.
И, безусловно, большая заслуга автора книги в том, что перед читателем главной задачей ставится не само по себе избавление от алкоголизма и табакокурения, а, прежде всего, покаяние в грехе и обретение в себе Бога, что делает невозможным возврат к греховным зависимостям, ибо, по словам апостола Иоанна Богослова, «всякий, пребывающий в Нем (Боге), не согрешает» (1 Ин. 3, 6).
Кроме того, православное видениеавтором книги метода Г. А. Шичко, основанного на учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, делает книгу доступной широкой российской аудитории, традиционно приверженной идеалам Православия и ищущей надежного способа покончить с тяжким недугом алкоголизма и табакокурения.
Здесь необходимо сказать, что некоторые православные люди, недостаточно знакомые с методом избавления от пьянства и табакокурения, разработанного талантливым отечественным ученым Г. А. Шичко, относятся к нему настороженно, считая его внецерковным. При этом свое отношение к методу они аргументируют тем, что его автор не был христианином. Думаю, подобным критикам следует учесть, что метод создавался в те трагические и не столь уж далекие времена, когда любая ссылка на духовность автоматически перечеркивала любой научный труд, оставляя автора вне научного сообщества.
Несомненная заслуга Г. А. Шичко в том, что он последовательно, с научных позиций, подошел к разработанному великим русским ученым и глубоко верующим православным христианином академиком И. П. Павловым учению о высшей нервной деятельности. Именно на этой основе Г. А. Шичко создал и ввел в практику метод ликвидации у человека алкогольно-табачной зависимости. Я являюсь свидетелем того, что многие алкоголики еще в Советское время благодаря указанному методу освободились от тягостной зависимости и не только навсегда отказались от табака и алкоголя, но и стали активными борцами за здоровый образ жизни.
Мы в Душепопечительском Центре постарались ввести в метод элементы православной духовности — из материалистического сделать его духовно-религиозным, православным и успешно апробировали его в работе Центра. Метод «заиграл» как хорошо отрегулированный музыкальный инструмент. Я рад, что мы вместе с автором этой книги вдохнули новую жизнь в замечательный метод реабилитации.
Многолетний преподавательский опыт автора подтверждает высокую результативность описываемого метода, поскольку освоивший его человек соединяет свои мысли, чувства и поступки с Божикм Промыслом, что обеспечивает ему громадную духовную силу в преодолении любых греховных зависимостей.
Желаю читателям книги пройти длинный, трудный, но радостный путь, который должен одолеть всякий верующий, чтобы исполнить завет Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Духовник и руководитель
Душепопечительского Православного Центра
святого праведного Иоанна Кронштадтского
иеромонах Анатолий (Берестов)
доктор медицинских наук, профессор
Предисловие
Я не учу, а учусь, не исповедую, а исповедуюсь. Я не хочу ереси, не хочу взрыва. Я хочу только подлинного огня для возжжения тех светильников, о коих сказано: «Свет Христов просвещает всех».
Д. Мережковский
Если вы спросите 100 человек, которых увидите за привычным занятием фильтрования табачного дыма сквозь свои легкие, нажали бы они некую волшебную кнопку, после чего это занятие стало бы ненужным, 90 человек ответят вам «да», не задумываясь.
Если вы спросите 100 человек, мучающихся утром по всем известной причине, или 100 других людей по той же причине потерявших семью, здоровье или работу, написали бы они волшебные слова, после которых алкоголь ушел бы из их жизни навсегда, ничуть не меньше людей ответят вам утвердительно.
При этом все они вздохнут с сожалением, поскольку уверены: ни кнопочек тех, ни слов таких в природе нет. И будут неправы! И кнопочки есть, и слова существуют. Только они не волшебные, они самые что ни есть реальные. Кнопочки эти находятся в нашем сознании, а слова эти — слова внушения.
Больше того, на эти кнопочки уже нажимала недобрая рука. И слова звучали, только другие, и мы их слушали, и даже читали себе во вред. Судите сами.
Медицина не знает примеров, чтобы новорожденные дети проявляли пристрастие к табаку или алкоголю. Зато медицине хорошо известно, что число алкоголиков в стране - более 20 миллионов [1], что 40% населения страны курит [2], а продолжительность жизни людей, попавших под власть табака и алкоголя, сокращается на 20—25 лет [3]. Почему же человек, родившись трезвенником, подпадает под власть алкоголя? Что же заставляет человека отравлять себя табаком? Что же это за сила такая? Эта сила — слово!
Слово услышанное, слово прочитанное, слово произнесенное, слово написанное. С детских лет и до седых волос алкоголь и табак внедряются в наше сознание. Курящие и пьющие телевизионные и кино-герои, повсеместная реклама алкоголя и табака, всевозможная печатная и видеопродукция: от новогодних открыток до крутых боевиков, создают в нашем представлении некий привлекательный образ. Образ насквозь лживый.
К сожалению, человек этого не замечает. Расплата приходит с годами, а осознание ошибки — почти никогда. Ну, разве вспомнит человек, умирающий от рака легких, симпатичного крокодила Гену с неизменной трубкой в зубах? » Или может ли человек, допившийся до белой горячки, связать свое состояние с поздравительной открыткой, в которой на фоне елочки и бутылки шампанского написано: «С Новым Годом! С новым счастьем!»?
Но если слово может наделать немало бед, то и пользы принести оно может достаточно.
Последователь учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, кандидат биологических наук Геннадий Андреевич Шичко в конце 70-х годов прошлого столетия разработал свой метод избавления людей от табачной и алкогольной зависимости.
В его основе лежит замена сформировавшейся в сознании человека программы употребления табака и алкоголя на программу их неприятия. Инструментом для перепрограммирования служит самовнушение (самоутверждение).
Изучая метод, человек в течение 9—10 дней слушает лекции, где формируется так называемая информационная доминанта (проще — разоблачается ложь и сообщается правда об алкогольной и табачной проблеме) и по определенной схеме пишет перед сном текст самоутверждения. И хотя сама схема метода проста, труда требуется немало, ведь слушатель пересматривает свои жизненные установки и ценностные ориентиры.
Метод этот не только интенсивный, но и результативный. Назову читателям лишь одну цифру. За последние двадцать пять лет более трех миллионов человек, страдавших той или иной зависимостью, получили помощь, обратившись к методу Шичко.
Курс лекций по данному методу читается в десятках российских городов лекторами Общероссийской общественной организации «Объединение Оптималист» и лекторами Союза борьбы за народную трезвость. Методу Шичко посвящено немало литературы, среди авторов которой такие корифеи, как известный кардиохирург акад. Ф. Г. Углов, отметивший в 2006 году сто вторую годовщину своего рождения. Академик Углов — не только старейший практикующий хирург в мировой медицине, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса, но и идеолог современного трезвеннического движения.
Большая работу по совершенствованию метода и его пропаганде проведена академиками Б. И. Искаковым, Ю. А. Ливиным, А. Н. Маюровым, В. Г. Ждановым.
Данная книга является конспектом лекций, читаемых автором в Душепопечительском Православном Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенном в Крутицком Патриаршем Подворье в Москве.
Руководит Центром иеромонах Анатолий (Берестов) — в недавнем прошлом известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор.
Центр создан в 1996 году для реабилитации лиц с проблемами наркозависимости. В настоящее время Центр также оказывает эффективную помощь лицам, желающим избавиться от алкогольно-табачной зависимости и лудомании (игровой зависимости). В Центре работает большой коллектив: опытные священники, врачи-психиатры, наркологи, невропатологи, психологи, фитотерапевт, гомеопат, консультант по диетпитанию, группа педагогов-катехизаторов. В приводимых лекциях автор излагает свое видение метода Шичко с православных позиций.
Православие видит причину табачной и алкогольной зависимости в духовной опустошенности людей. Действительно, если люди теряют духовную связь с Создателем и не понимают истиной цели своей жизни, то неизбежно оказываются в плену всевозможных страстей, а искаженное сознание, отдаляя их от Бога, приводит к крушениям на жизненном пути. И здесь человеку необходимо Доброе Слово, Слово Пастыря, слово Наставника, которое подвигнет человека самостоятельно, без насилия над волей, без кодирования или гипноза, обрести трезвость и найти дорогу в Церковь.
Диакон Анатолий Меняйло, уже пятнадцать лет преподающий метод Шичко, подчеркивая важность душевных усилий в овладении методом, назвал его методом ежедневного распятия на кресте своей совести. Будьте готовы к этому. Будьте честны перед собой. Будьте правдивы перед Богом.
Метод Шичко — мощный инструмент! Учитесь им пользоваться. Попросите у Господа благословления, приложите труд, и тогда бесовское табачно-алкогольное наваждение навсегда оставит вас.
Введение
Нет славнейшей победы — победить самого себя.
Святитель Тихон Задонский (1724—1783)